В Алжире в те годы работало довольно много наших специалистов - инженеров, преподавателей, и вот наша проектная группа, где я был единственным архитектором. Для советских людей в те годы Алжир был загадочной страной, ведь загранпоездки были уделом немногих, а туристов туда не возили. И служебная командировка от проектного института в Алжир, куда-то в Африку, представлялась сотрудникам как нечто нереальное.
Но прилетев в эту загадочную страну, мы увидели обычные европейские дома, обычные улицы, на которых в основном машины марок Рено, Ситроен и Симка. Модели очень маленькие, практически без багажников. На узких улицах с затесненными парковками машины среднего класса были бы совсем непригодны. Именно в Алжире я впервые увидел как задним ходом, на миллиметрах, паркуют машины вдоль тротуара.
Столица Алжира – город Алжир построен французами на приморских склонах гор. Он весь в движение, поднимается террасами все выше и выше. Улицы, идущие вдоль рельефа, вдруг начинают круто подниматься вверх. Алжирские водители с ювелирной сноровкой выкручивали в потоках машин. По сравнению со спокойной и тихой Москвой тех лет движение машин в Алжирской странице нам было в диковину. И конечно погода и природа. А мне доставалось приезжать из Москвы с 20 градусным морозом в жаркое Средиземноморье, где плюс 20 считалось прохладной погодой.
Цветные слайды выцвели и потеряли свои яркие краски. Но зато приобрели исторический шарм.
Многоэтажные дома в центре Алжира
Типичные улицы города Алжира
Многоэтажный дом, в котором прослеживаются черты творчества Ле Корбюзье.
Слева видна улица, как пандус поднимающаяся вверх. Про этажи здесь говорить сложно, неясно – откуда считать.
Самая высокая точка города, я стою на площадке около собора и смотрю на синее Средиземное море. И весь город Алжир веден как с высоты птичьего полета.
Ну а теперь переходим к обещанным апельсинам. Сегодняшняя молодежь наверное и не знает, что в прошлые годы апельсины были большим дефицитом. За апельсинами выстраивалась очередь. Наше поколение помнит и рассказ Василия Аксенова «Апельсины из Марокко», про такую многочасовую очередь.
Апельсины покупали «для детей», сами и так обойдемся.
На снимке центральная улица небольшого городка в 20 км от столицы. Это не моя фотография, а открытка. Для меня она ценна тем, что на ней слева виден двухэтажный дом, в котором мы работали некоторое время. Это бывший комплекс французских казарм, где размещался алжирский институт, проектированием которого мы занимались. А на улице растут деревья в два ряда – это апельсиновые деревья, увешанные спелыми плодами. Алжирцы их снимали с деревьев, и апельсины лежали аккуратными кучками прямо на земле. Мы с коллегами шутили – сейчас наберем апельсинов на закуску.
Другая улица, здесь интересно посмотреть на планировочную систему. Основная проезжая часть с разделительной полосой, потом зеленые бульвары апельсиновых деревьев, и затем уж подъезды к домам и тротуарам. Тишь и благодать колониального Алжира, где французы жили поколениями. Пока их не попросили выйти вон.
Одноэтажный арабский квартал. В такие места советским специалистам категорически запрещалось заходить. Но мы были молодые и отчаянные и сюда тоже заходили.
Я с друзьями - коллегами на фоне кактуса. Таких огромных кактусов там было великое разнообразие. По форме листьев очень похожи на наши домашние кактусы, но несколько большие по размеру.
Дорога в Атласских горах, чудовищные серпантины, которые алжирские шоферы преодолевали на непозволительно высокой скорости.
В горах
Предгорная равнина, вдали горы, куда мы часто ходили гулять. И видна полоска деревьев – это апельсиновая роща.
Деревья крупным планом, а в дали – горы, горы, горы
А вот и я на снимке: делаю вид, что собираюсь сорвать апельсин. Это тоже такая шутка. На самом деле сорвать было можно, но потом хлопот не оберешься. Все сады, конечно, тщательно и зорко охранялись. А магазины и рынки ломились от обилия апельсинов.
Но все города и городки, поселки и апельсиновые рощи – все это цветущее великолепие в Алжире занимает маленькую полоску земли на севере страны, вдоль Средиземного моря. А дальше идет пустыня – огромная и беспредельная, где даже границы Алжира намечены условными прямыми линиями.
Вид из окна автобуса на алжирскую пустыню.