archistorik (archistorik) wrote,
archistorik
archistorik

Category:

Выставка М.Ф.Казакова в музее архитектуры

В музее архитектуры с декабря работает выставка - к 280-летию со дня рождения великого русского зодчего Матвея Федоровича Казакова (1738 - 1812). Выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва» станет первой ретроспективой творчества архитектора за последние десятилетия.

ф-1.jpg

Матвей Казаков – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Получая образование в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского, он постигал основы архитектуры по трактатам Витрувия, Палладио и Виньолы. Вначале он работал под руководством Василия Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, к 1786 году Казаков возглавил Экспедицию и фактически стал ведущим архитектором Москвы. По проектам Казакова построено здание Сената в Кремле, новое здание Московского университета, Дом Благородного собрания, Голицынская и Павловская больницы, усадьбы Демидова и другие шедевры Москвы.


М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Происхождение Матвея Федоровича Казакова при всем желании благородным назвать нельзя. Его дед был крепостным крестьянином, отец вырос в деревне и по рекрутской квоте был сдан в солдаты, точнее, в матросы. По счастью, он был грамотен и обладал красивым почерком, благодаря чему его отправили служить не на корабль, а в Московский Адмиралтейский комиссариат, где поручили снимать копии с документов. Со временем Федор Михайлович продвинулся по службе и занял должность подканцеляриста, что освобождало его от крепостной зависимости. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи. Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. В 1751 году Казакова приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий.
Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей – все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.

Показывать и пересказывать все увиденное на выставке занятие трудоемкое, да это и невозможно. Сотни планшетов с чертежами – планы, фасады, разрезы, цветные графические работы - их много, очень много. Здесь надо просто неторопливо гулять и внимательно смотреть. К счастью, лично мне все проекты М.Ф.Казакова давно известны, и я спокойно посмотрел их еще один раз. Посмотрел с великим удовольствием. Ведь наш Казаков – это один из немногих истинно русских архитекторов.

ф-2.jpg
Уже сам вход в музей поражает простатой и величием.

ф-3.jpg
Парадная лестница украшена еще и скульптурой. По этой лестнице посетитель попадает на второй этаж здания

ф-4.jpg
А весь второй этаж этого дома-дворца, известного под именем городской усадьбы Талызина, тоже построенного Казаковым, вся главная анфилада залов занята сегодня выставкой.

В этом году организаторы выставки пошли на смелый эксперимент - все окна анфилады закрыты стенками, окрашенными в разные цвета. В каждом зале своя стеночка, (на фотографиях она слева, в желтых тонах) полностью закрывающая настоящую стену здания с окнами. Так что на улицу уже не посмотришь. При таком решение в каждом зале площадь для размещения экспозиции намного увеличивается, ведь задействованы не три, а все четыре стены зала. Но окна в анфиладе как бы отсутствуют. Несколько непривычно, на мой взгляд. Хотя по зимнему времени (а выставка будет работать с 5 декабря по 10 марта) света из окон немного, все равно в залах всегда включено электрическое освещение. Вот такой эксперимент.
И вот перед нами нескончаемая анфилада, состоящая из семи залов, и все без окон.

ф-16.jpg


План.jpg
План музея Архитектуры. Справа внизу «новая» парадная лестница и анфилада залов, глядящая своими окнами на Воздвиженку.

Планшетов с чертежами на стенах много, на них представлена работы Казакова в разные периоды его деятельности. В основном показаны не копии, а подлинные чертежи, что придает выставке особый эффект.

Одно из первых и самое известное казаковское творение в традициях классицизма — это здание Сената, заложенное в 1776 году. Идеологически это продолжение работы Баженова. Несмотря на сложность планировки - строить пришлось на треугольном участке, так как Кремль был застроен -  Казакову удалось сохранить симметрию крыльев, вписать ордерные черты и, конечно, купол с ротондой, который станет визитной карточкой мастера. Минимум декора, никаких излишеств, не более двух цветов, но при этом невероятная прочность конструкции. Здание успело послужить имперскому Сенату, потом московским городским службам и Советскому правительству. Ныне это резиденция главы России и над казаковской ротондой развивается президентский штандарт.

ф-6.jpg

ф-5.jpg
Чертежи здания Сената в Московском Кремле, само здание недавно «раскрыто» после сноса много лет закрывавшего его корпуса Кремлевского театра (так называемого корпуса №14).

ф-8.jpg
Неосуществленные проекты Казакова. Вот так мог бы выглядеть наш Кремль.

ф-7.jpg
Здание Московского университета на Моховой улице, планы, фасады, акварельные виды.

ф-10.jpg
Дом Демидова в Гороховском переулке, планы и фасад. На выставке что ни чертеж – то шедевр.
И еще воспоминание. Как и когда я видел это здание, как его изучал, и что потом про него написал - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/moskovskij_pozhar_1812_g/0-258

ф-11.jpg
В одном из залов есть неожиданная колоннада, с коринфскими капителями.

ф-12.jpg
Расписные потолки в усадьбе Талызиных – это как бы отдельная тема. Рассматривая такие интересные чертежи, ты обычно не смотришь вверх. Но вдруг, иногда, поднимешь взгляд, и – боже ты мой, какая красота на тебя взирает сверху !!!

ф-15.jpg
Архитектурная графика и акварели Казакова и его современников составляют богатейший материал по истории многих общественных и жилых сооружений города второй половины XVIII века. «Допожарные» виды города позволят сегодня, в начале XXI века, визуально восстановить облик давно ушедшей, «казаковской» Москвы.

И, наконец – само это здание, где расположен музей архитектуры, в котором мы сейчас смотрим выставку произведений Казакова.

ф-14.jpg
Фасад усадьбы Талызина по проекту М.Ф.Казакова.

Здание много раз достраивалось, но все равно – в главном его основа осталась неизменной. Флигели впоследствии были надстроены и объединены с главным домом. Далее представлены генплан и все чертежи усадьбы.

ф-13.jpg


ф-17.jpg
Четыре года назад я сетовал (https://archistorik.livejournal.com/2770.html), что музей архитектуры уж слишком тихий и незаметный на фоне других центральных музеев Москвы.

Сегодня, выходя их музея Архитектуры, хочется отметить, что за последние годы музей обновился и как бы воскрес заново. Он стал яркий и живой. Похоже, что тяжелые годы для моего любимого музея –  уже пройденный этап. И даже такая деталь, что в музее создан нормальный книжный магазин, большой и удобный, наполненный книгами и альбомами по архитектуре, уже говорит о многом. Да и кафе в Музее – это тоже здорово!
Tags: Архитектура, История Москвы, Классицизм, Музеи и выставки, Музей Архитектуры, Чертежи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments