Модерн

Дом в Бол. Афанасьевском переулке

При первом взгляде на этот дом, мне вспомнились строки Б.Пастернака – «Дом высился, как каланча».
Абсолютно безликий дом, без образа, без архитектуры. В общем – никакой!
Стоит он как остров, зажатый сразу тремя улицами. Три фасада выходят на три улицы. Четвертый смотрит на церковь.

ф-5.jpg
Жилой дом по адресу Бол. Афанасьевский пер. 16/8.......Со стороны Филипповского пер. - адрес на доме написан уже другой

Во время недавней прогулки по Гоголевскому бульвару мне вспомнились старинные дома в каком-то из бесконечных арбатских переулков. И я попробовал свернуть в один из переулков, наугад. Те дома, которые остались в памяти, я не нашел. Но увидел другие, на которые раньше я и смотреть бы не стал.


Но прошли времена, все изменилось. Когда-то тихие или лучше сказать - тишайшие)) - арбатские переулки наполнились новостройками. В семидесятые-восьмидесятые годы построили дома из желтого облицовочного кирпича, иногда и панельные. Но дома не для рабочих и инженеров, а для элитарной номенкратуры тех лет. В девяностые все строительство затихло. Зато в Новое время, в новой системе ценностей арбатские переулки стали вновь элитными. Пост-Советские времена породили новый строительный БУМ. И как обычно бывает в таких случаях, общий уровень архитектуры резко снизился. Упал временами до такой низкой отметки, что святых выноси.
И на фоне этого "хай-тека" и "новой эклектики" получилась смешная картина. Старые дома начала ХХ века превратились на их фоне в красивые и эстетичные здания. Модерн и Ретроспективизм 1900 - 1917 годов как бы обрели статус "ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ". Конечно, я это пишу в шутку, памятниками архитектуры они стать не могут. Но изменились МЫ сами.
Изменилось наше отношение с нашей истории. Измнилось наше отношение к архитектуре прошлых лет. И сегодня горожане выходят демонтрациями протеста, с плакатами, на защиту старой исторической застройки.

И вот такой "никакой дом" на островке трех улиц, зажатый со всех сторон, без зелени и без дворовой территории, без - .... О, много чего можно здесь дописать. Но - у него оказывается есть АРХИТЕКТУРА. А это уже меняет к нему отношение.

ф-2.jpg
Вид верхней части дома с пер. Сивцев Вражек. .....Низ снимка обрезал, сплошные машины

ф-1.jpgВид дома с пер. Сивцев Вражек. ..

ф-3.jpg
А вот со стороны Большого Афанасьевского переулка, издали - дом и действительно "высится, как калонча"
Вот такой этот дом, как бы простой, но все таки Модерн!

ф-4.jpg
А где же церковь, про которую я сказал в самом начале? А вон она вдалеке))

Правда кто-то может возмутиться, храм божий загородили ГАИшным знаком...... Но это не я его воткнул здесь, не я ))
Да и цвет у храма конечно - тот еще ........ ядовито-химический ((

Раньше лчше было, мне так кажется.   Да ведь как говорят пожилые люди - все раньше было лучше .......... :))

ф-6.jpg
Это уже фото из интернета, год сложно определить, но по наличию автомашин марки "Жигули" - лет десять, а то и пятнадцать назад снято!
И правда - с бежевым цветом храма более цельная картина получается )))

Получилась статья о модерне, - простом и скромном арбатском модерне.....

Да, нижняя картинка мне больше нравится, какая-то более человечная, что ли, гармоничная... И храм смотрится значительно естественее


Хорош Сивцев Вражек!


Помню, гулял в арбатских переулках в самом начале девяностых... Удивили они меня тогда тишиной и уютом, с шумного советского Нового Арбата как будто попадаешь в другой город XIX века

А представляете какими тихими и очаровательными были арбатские переулки в шестидесятые годы? До всех перестроек, до всех строительных БУМов.
Просто - Переулки Старого Арбата )))
Вот тогда действительно было здорово!!!

Сначала подумалось, что мансардный шестой этаж надстроен позднее ....
А сейчас посмотрел внимательно - нет, все построено сразу.
Но дом числится как пятиэтажный, тем не менее ))
Дом был перестроен в 1947 году. Поэтому, если это и модерн, то сталинский)) А каким дом был изначально...
Нет, этого не может быть. Что и где перестраивалось - мне не ведомо. Но то, что кирпичная кладка стен на все шесть этажей принадлежит времени модерна - не подлежит сомнению !!!
Я говорю о тех частях дома, которые показаны на фото.
Надо увеличить изображение и прекрасно видно - кирпич даже не оштукатурен, а просто покрашен.
И все шесть этажей выполнены в такой кладке. И выполнены в одно время !!!
Как архитектор - архитектору. Технология формирования оконых проемов говорит нам, что первоначально дом имел 3 этажа над магазинами. Естественно, никакой "лысой" кирпичной кладки быть не могло, это другая история)) (1913 год, могла война помешать украсить). Но скорее всего штукатурка чередовалась с "кабанчиком", лепниной и майоликой.
Специфическая отделка нижнего этажа красноречиво свидетельствует о том, что здесь до революции была молочная Чичкина.
Да, отделка плиткой стен первого этажа - тоже характерна для времени модерна.
А хто такой Чичкин?
Александр Васильевич Чичкин "молочный король" дореволюционной России. В Москве было очень много его магазинов. Молоко, сливки, сметана и т.п. Чичкин принимал участие и в формировании советской молочной промышленности.
Спасибо. Вот бы и сегодня так.... А то в продаже молоко в пакетах, которое и близко не лежало рядом с молоком ((
Как историк историку. Ещё Чингисхан поил свою рать восстановленным из сухого молоком. В России заговорили о "млечном порошке" в конце 18 века. Поэтому, думаю у Чичкина сухое молоко было в чести, ибо без него в этом бизнесе и таком масштабе убытка много.
А вот я помню простые Советские времена, и было это совсем недавно. По квартирам молочницы разносили в бидонах свое молоко, от своих коров, которые паслись в Крылатском. Настоящее, свежее.
И помню молоко в трехгранных пакетах, по 16 копеек не очень, а вот по 25 - отличное 6% )))
Граней было четыре)) Это была крайне несовершенная упаковка. Молоко очень быстро скисало. В середине 70-х эту упаковку усовершенствовали слоем фольги. Молоко в ней хранилось дольше.
Как обыватель - архитектору и историку.
Первые четыре этажа дают нам возможность спокойно судить, как выглядел дом до надстройки. Надстройка ничего характерно сталинского не привнесла.
Насчёт заведения Чичкина - безусловно.
Вот, недалеко, угол Гоголевского и Малого Афанасьевского, 1912:
Да, характерная отделка стен первого этажа. Сегодня сказали бы - фирменный стиль )
Спасибо за внимательное прочтение и за фото.
Именно - фирменный стиль. По всему городу было единообразно. И уже тогда, до реформы 1918, фамилию свою Чичкин указывал без ненужного твёрдого знака.
Но эти вычурные, модерновые чердаки, ладно сооруженные в советские годы, я, как архитектор, иначе как "сталинским модерном" назвать не могу! Иные достройки выше всяких похвал. А Чичкин сотрудничал с советской властью, поэтому вовремя убрал "ъ". Фото после 18-года подозреваю.
"Сталинский модерн" - это неожиданно и смело, достойно одобрения :)
Фото зря подозреваете: 1912 и есть. Вот ещё снимок этого места 1913 или 1914 года, из которого понятно, что ушлый Чичкин готовился сотрудничать с советской властью задолго до её установления:

Да, пожалуй с "ъ" - это пижонский авангардизм. Как в наши дни налицо пижонский консерватизм у, например, "Коммерсантъ")) Да и экономия на буквах немалая!
Раньше, может быть, и не посмотрела бы на этот дом, потому его не помню.
А сейчас он воспринимается как дом "с человеческим лицом":)
На четвертой фотографии видно, что у дома даже есть свой "образ".....)