17 век

Выставка в Центре им. Грабаря

Всероссийский художественный научно-реставрационный Центр им. Грабаря
«Век ради вечного»
Недавно мне довелось побывать на уникальной выставке,
открытой в здании реставрационных мастерских им. академика И.Э.Грабаря.
Выставка отреставрированных шедевров из российских музеев.
Названа выставка красиво - «Век ради вечного».


У Центра богатая и временами трагичная история.
Но, как и во всех хороших романах – история с оптимистическим продолжением..... )))

Фото-10.jpg

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря - старейшее реставрационное учреждение России создано 10 июня 1918 г. как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы был И.Э. Грабарь, известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник.

Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции (12-14 апреля 1921 г.), утвердившей принципы реставрации всех видов художественных памятников: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.

В 1924 г. Комиссия в связи с расширением объема работ была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, технически хорошо оснащенные и собравшие в своих стенах первоклассных мастеров-реставраторов и известных специалистов в области русского и европейского искусства.

В процессе работы интенсивно проводились разработки научных принципов реставрации художественных произведений, нашедших яркое выражение в трудах И.Э. Грабаря - научного руководителя Мастерских. Предложенные им методы раскрытия произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации.

Первый удар по Мастерским был нанесен самим государством в 30-е гг., когда признали нецелесообразным охранять целиком все культурное наследие. И церковные ценности посчитали вредоносными для идейного воспитания масс. В 1934 году были расформированы Мастерские, а основные функции по реставрации, учету и охране памятников распределены между ведущими центральными музеями Москвы и Ленинграда.

И только осенью 1944 г. возобновляется деятельность Мастерских. Общее научное руководство возлагается на академика И.Э. Грабаря, а директором назначается Вера Николаевна Крылова, много сил потратившая, чтобы собрать реставраторов - бывших сотрудников Мастерских. Главной задачей Мастерских в этот период становится проведение восстановительных работ над отечественными памятниками, пострадавшими в годы Великой Отечественной войны.

С 1960 г. Мастерские носят имя ее основателя И.Э. Грабаря, а в 1974 преобразовываются во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.

Многие десятилетия мастерские размещались в отреставрированных советскими архитекторами московских храмах – в церкви Марфо-Мариинской общины на Ордынке, построенной по проекту А.В.Щусева, в Екатерининской церкви на Ордынке, в церкви Воскресения «в Кадашах», - которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал. Я не уверен, что работать в старых зданиях было удобно, но тогда мы все видели особый шарм в том, что реставрация  древнерусского искусства происходит  в исторических интерьерах. И так бы и работали наши реставраторы еще многие годы, но закончился Советский Союз. И начались совсем другие времена.

Фото-12.jpg
При входе на выставку зрителя встречает символическая арка, как бы ведущая от церквей, в которых первоначально размещался центр – в его новое (и обновленное после пожара здание). На фотографиях слева от арки церковь Марфо-Мариинской общины на Ордынке, а справа - церковь Воскресения «в Кадашах».

Второй удар по ВХНРЦ  и по самому делу реставрации был нанесен в 1990-е годы. На волне «лихих девяностых» в Москве начался очередной «передел собственности». В те годы были уничтожены многие учреждения культуры, размещенные в бывших церковных зданиях, и у реставрационного центра также все здания были отобраны и переданы в РПЦ. Весь уникальный Всероссийский центр в 2006 году вынужден был переехать в реконструированное здание промышленного типа на улице Радио. Положительным моментом в этой истории было только расширение рабочих площадей, и возможность оснастить отделы современным оборудованием. Несложно догадаться, что у властей главной задачей было выставить центр из исторических зданий, которые они занимали многие годы. И промышленно-производственный корпус, запроектированный в 1920-е годы для ЦАГИ на улице Радио - скорее всего не был хорошо подготовлен для размещения такого уникального учреждения как ВХНРЦ.

Третий удар - не замедлил случиться. Вскоре, летом 2010 года, во время производства ремонтных работ на кровле, в здании произошел огромный пожар. Здание и экспонаты пострадали очень сильно. Рассказывать о том, как спасали иконы и другие экспонаты – это отдельная тема.

_MG_3532-1.jpg

Застеклённый третий этаж здания полностью выгорел, пострадали и несколько помещений второго. Все помещения второго и первого этажей залиты пеной и водой. Устояло против воды только хранилище на первом этаже, где и находилось большинство экспонатов.

maxresdefault.jpg

Пожарные работали несколько часов, дым пожара был виден на километры...........................

Теперь конкретно о выставке, которую я посетил.
Реставрационный центр ведет свою историю с 10 июня 1918 года


И пройдя сквозь все пути неисповедимые, к своему 100-летнему юбилею Центр раскрыл свои двери, показав масштабную, красивую и интересную выставку. Давайте войдем в эти двери и поднимемся в выставочный зал.

359.jpg

Вид с улицы Радио. Выставочный зал находится наверху, на третьем этаже в стеклянной мансарде, хотя конструктивно это скорее межферменное пространство.

Фото-1.jpg

Фото-2.jpg

Фото-3.jpg
Центральная работа всей выставки - росписное деревянное "небо". Чудо земное нашего северного искусства !!!


Фото-4.jpg

Еще одна масштабная работа, отреставрированное произведение древнерусского искусства - икона из Пскова "Богоматерь Одигитрия", датируемая XIII веком

Фото-5.jpg

Фото-6.jpg

Фото-9.jpg

На выставке экспонаты обычно без табличек. Зато рядом размещается планшет с подробными разъяснениями, и о памятнике живописи и о его реставрации. Это очень удобно и познавательно.

Фото-7.jpg

Общий вид левой части выставочного зала. Древнерусские книги, великолепные и прекрасные, к сожалению не разрешается фотографировать. Стенды с ними закрыты покрывалами. Но можно подныть покров - и все посмотреть в деталях.

Фото-8.jpg

Две иконы

Фото-13.jpg

И - в крупном масштабе

Фото-14.jpg

Фото-15.jpg

Фото-16.jpg
А вот они уже после реставрации - и Кузя, и его приятель

Фото-17.jpg

Резной крест - ну как же на такой выставке и без крестов? А ниже дается вся информация об этом произведении искусства

Фото-18.jpg

Фото-19.jpg

И под занавес - очень веселая компания ..... ))

Но на этом знакомство с работами Реставрационного центра не заканчиваются. Оказывается, что есть еще один демонстрационный зал на втором этаже здания. Спускаемся по лестнице обновленного после пожара корпуса. Кругом хорошая отделка, серебристые перила, лепота....

Фото-20.jpg

И если верхний этаж был отведен целиком произведениям древнерусского искуства, то второй этаж посвящен работам разных периодов, даже советсоке искусство немного представлено. Но меня сразу поразил вот этот шкаф, - резное чудо!

Фото-21.jpg

Это охотничий шкаф и на уровне стола предусмотрены гнезда для установкм охотничьих ружей. Ну а все остальное понятно без пояснений.

Фото-22.jpg

Интереьер зала на втором этаже. Предельно четкая и корректная экспозиция, ничего лишнего, хорошее освещение.

Фото-23.jpg

Фото-30.jpg

И прочитать все детали о реставрации этого парадного сюртука, или как там это называлось в века минувшие?

Фото-26.jpg

Фото-24.jpg

Фото-25.jpg
А это оказался сам Верещагин (но художник, а не герой знаменитого фильма)

Фото-28.jpg

А около этой работы я рыдал и стенал, вспоминая Остапа  и его встречу с новым искусством, картинами из овса .... ))
Этот баранчик сделан из раковин, ювелирная конечно работа и сложнейшая.

Фото-29.jpg

Очень объемная работа, толщина "баранчика" около 7 сантиметров, и весь из ракушек, вот так ))

Фото-27.jpg

Три века, три подхода к понятию живописи..... И вот здесь они собрались рядом.

Фото-11.jpg

Когда я вышел на улицу - меня встретил мелкий осенний дождь. Не до фотографирования тут было. Но на последок шелкнул здание Реставрационных мастерских. Про пожар здесь уже ничего не напоминает, слава богу.

P. S. Но оказалось, что это еще не окончание рассказа.
Уже дома, роясь в книгах по архитектуре - я нашел интереснейшие данные об этом здании.
Так что - продолжение еще будет, ждите .... ))

Да, здание ЦАГИ на ул. Радио ничуть не менее историческое. И интересное также с точки зрения архитектурной. Это я к пассажу: "у властей главной задачей было выставить центр из исторических зданий, которые они занимали многие годы". И если говорить о сохранении исторического и архитектурного наследия, то реставрационным мастерским, по-хорошему, отнюдь не место ни в церквах, ни в таких вот зданиях, изначально для них не предназначенных. От уникального здания ЦАГИ сейчас фактически сохранилась лишь внешняя оболочка, увы, да и та в переделках.
Здание ЦАГИ - это настоящий конструктивизм, и притом построен в 1926-30 годах.
Кажется, что он включен в список памятников советской архитектуры?
Прочла с большим интересом, спасибо! Отдельная благодарность за фото информационных планшетов - поразили сроки реставрации, над "Богоматерью "Одигитрией" работают с 1967 года!
Конечно - это безумно кропотливая работа. Я специально показал фрагменты в крупном масштабе, что бы виден был красочный слой. Сколько над его восстановлением пришлось потрудиться!

Самое главное - что здание восстановили после пожара и привели в порядок ))
Замечательная выставка, спасибо за рассказ!
Поехал я на эту выставку - прочитав информацию о ней в Вашем новостном Блоке.
А так мог бы и не узнать никогда ....

Так что хочу еще раз выразить Вам благодарность за рубрику:
"Новости архитектуры и реставрации. Интересные публикации на новостных сайтах".
Они не только интересные, но и дают массу оперативной информации )))
Очень даже приятно, я помню эту новость - мне нравится подбирать информативные и позитивные новости:)