Капитель

Собор Пафнутьего монастыря в веках

Самое большое здание на территории Пафнутьев-Боровского монастыря - это собор Рождества богородицы.
И хотя колокольня поднимается выше него, а огромный трехэтажный корпус с давних времен тоже «придавил» его своим объемом, но тем не менее именно собор является самым масштабным зданием архитектурного комплекса.

DJI_0033.JPG

Первоначально в этом месте находился деревянный храм. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы была построена в год основания монастыря в 1444 г. В 1467 г. ее сменил белокаменный собор, расписанный Митрофаном и Дионисием. Но уже между 1584–1586 гг. на его месте по повелению и на средства царя Федора Ивановича заложен, а в 1589 г. освящен новый, дошедший до нас собор. То есть цепочка событий такая:
- Деревянный храм, 1444 г.,
- Белокаменный собор 1467 года,
- Новый собор, построенный в конце XVI века.


Но и этот нынешний собор за свои века тоже претерпел множество изменений. История собора чрезвычайно интересна - и с исторической, и с политической, и с архитектурно-художественной точки зрения.

1. Собор в давние времена
Естественно, что про деревянный храм неизвестно ничего. От белокаменного собора XV века остались следы, и во время реставрации были обнаружены не только фрагменты белокаменной кладки стен, но и следы фресок Дионисия. Но это все очень давняя история. И теперь можно перейти к изучению самого собора, который стоит в центре Пафнутьев-Боровского монастыря.

Собор-Рест.jpg
План собора с показом стен белокаменного собора 1467 года. Как видим, новый собор стал значительно крупнее.

Пафнутьев-Боровский монастырь дважды подвергался разорению. В июле 1610 г. он был сожжен войском Лжедмитрия II, в октябре 1812 г. – французами. И собор монастыря тоже пострадал.
Все историки дружно рассказывают об обороне монастыря в Смутное время. Героическая оборона, измена двух воевод, отчаянная борьба защитников с ворвавшимися в монастырь захватчиками - все эти события детально изложены и даже написаны картины.

000.jpg
В память подвига князя Михаила Волконского  - город Боровск в 1777 г. получил свой герб. Затем монастырь был восстановлен.

Эта история про двух воевод так часто повторяется и нашими современниками, что невольно заставляет задуматься о её подлинности. Посмотрел я разные исторические книги. И так получается, что «измена воевод» не подтверждается ни в наших источниках, ни в польских, а уж они бы с огромным удовольствием посмаковали такую деталь. Очевидно, что здесь имеет место обычная борьба элитных кланов за власть и политическое господство в обществе, ну и конечно - поиск виновных.

2. Собор в XVIII – XIX веках
Следующий яркий эпизод приходится на 1812 год. Но вот здесь все историки дружно молчат про оборону. Очевидно, в это время стены и башни монастыря уже не были эффективной защитой. Не сложно догадаться, что Наполеоновская армия со своей артиллерией легко овладела крепостью. А дальше пошли грабежи и пожары, от которых здания и сооружения Пафнутьев-Боровского монастыря сильно пострадали.
Но для архитектурного комплекса монастыря в XVIII – XIX веках  не это было главной бедой.

Настоящая трагедия для монастыря началась еще в мирные времена, в XVIII веке, и с новой силой продолжилась после 1812 года.
Я имею в виду  перестройку зданий «в новом вкусе».


5b97754e14ff9f43f0668295b842d343.jpg
Фотография 1912 года

Хорошо известно, что вопрос сохранения памятников архитектуры в России оформился слишком поздно. Даже в середине XIX века обращать внимание на такие аспекты в обществе было не принято. А сооружения церковного назначения и вообще не обсуждались. Церковный термин «поновление» мог означать все что угодно – от небольшого ремонта до полного сноса здания и постройки на этом месте абсолютно нового сооружения. Чаще всего на месте древнего храма строили примитивную эклектику, но так как название сохранялось, то значит и «церковь» тоже. Самое смешное заключается в том, что подобное «мышление» сохраняется часто и в наше просвещенное время.

Собор Пафнутьев-Боровского монастыря при этом "поновлении" пострадал более всего. Были заложены пазухи закомар и кровля заменена на четырехскатную. Были надстроены главы собора, получившую несвойственную им барочную форму. Были растесаны древние окна. В 1830х годах с трех сторон от собора были пристроены паперти (но просуществовали они недолго). Как отмечено в найденных документах XVIII в. - в стенах и сводах собора уже в те годы имелись трещины.

2. Собор в XX веке

borovskiy_pafnutev_monastyir1.jpg
Общий вид Пафнутьев-Боровского монастырю на рубеже веков.
Фотография сделана с дальней точки, со стороны реки.
На фото хорошо виден силуэт монастырского комплекса и обновленные купола собора

После революции собор разделил судьбы многих тысяч памятников архитектуры, брошенных на произвол местных властей.
В 1918 г. Пафнутьев-Боровский монастырь был национализирован. В 1919 г. музейный отдел Главнауки Наркомпроса поставил его на учёт и под охрану как историко-художественный памятник высшей категории. Но формальное признание его памятником архитектуры ничего не дало.

В 1923 г. монастырь был официально закрыт.

В 1924 г. Главнаука составила новое описание сохранившихся ценностей. Тем временем музей из бывшего монастыря стали постепенно вытеснять сначала детский дом, а затем трудовая колония для правонарушителей. Когда колония заняла всю территорию, начался процесс разрушения монастырского ансамбля. Администрация колонии задумала построить в монастыре трёхэтажный производственный корпус. Для этого потребовалось разобрать часть крепостной стены. Поскольку статус историко-художественного памятника высшей категории с монастыря никто не снимал, на это варварское дело потребовалось разрешение Центральных государственных реставрационных мастерских. И вот тут администрации не повезло - разбираться по сути вопроса в Боровск  прибыл Пётр Дмитриевич Барановский. На какое-то время ансамбль был спасен.

«Мы раздуваем пожар мировой
Церкви и тюрьмы сравняем с землёй»

- так было сказано в песне, написанной  композитором Самуилом Покрассом и поэтом Павлом Горинштейном в 1920-е годы. Сегодня мы понимаем, что призывать к уничтожению всех церквей было грубой ошибкой, так как они являются носителями отечественно Архитектуры, но авторы были далеки от таких подробностей, они выполняли идеологический заказ своего времени. С тюрьмами, как мы знаем - вышло значительно хуже.

Еще раз ареной боевых действий монастырь стал во время трехмесячной оккупации немецко-фашистскими войсками в 1941 г. Боровского района. Фашисты так же сожгли некоторые постройки монастыря.

4faec4f8ac7e0e6a8998a3a79b5bd73e.jpg

Определенный интерес представляют фотографии, сделанные немецкими солдатами во время войны. На этих снимках виден и собор, поновленный в  XVIII - XIX веках

0ba8b344b955c764f7f4031f2a7b823d.jpg

После освобождения здания монастыря были переданы школе комбайнеров, затем здесь находились сельскохозяйственный техникум, институт усовершенствования кадров сельскохозяйственных работников. Длинная история.

Мероприятия по реставрации монастырского ансамбля начались только в 1955 г.
30 августа 1960 г. Пафнутьев-Боровский монастырь получил статус памятника архитектуры федерального значения. А с 1968 г. на части территории монастыря вновь стал действовать музей.

На этом изложение, а точнее переписывание истории с десятков разных источников - я заканчиваю ....(ох, как устал!)

Перехожу к рассмотрению архитектурно-строительных вопросов начавшейся в 1960-е годы обширной и долгожданной реставрации, растянувшейся на несколько десятилетий.

Еще в архивных документах  XVIII века отмечалось наличие трещин в стенах и сводах собора. Со временем они увеличивались, хотя их и заделывали при выполнении ремонтных работ, но причину, их вызывающую, не устраняли. Как и большинство монастырских построек, храм веками стоял на фундаменте из деревянных дубовых свай, которые со временем начинали гнить. Расширение окон собора, а затем и прорубка второго ряда оконных проемов в восточной стене также значительно ослабили прочность стен. Тому же способствовало увеличение размеров входной арки в западной стене. Именно здесь, по ослабленным местам восточной и западной стен, проходила главная трещина, раскалывая собор на две части.
В 1954 году рухнул центральный барабан собора, и вопрос о восстановлении признанного памятника архитектуры стал неотложным!

0_10e1f0_5f72bf46_orig.jpg
Вид собора с западной стороны, видна катастрофическая трещина над аркой
Снимок сделан в самом начале работ по реставрации собора. Можно разглядеть, что центральная глава собора отсутствует.

В ходе реставрационных работ, начатых в 1962 году, было обнаружено, что причиной раскола стен является длительный процесс деформации фундамента. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, разрушились, произошла осадка почвы под подошвой фундамента, и теперь, чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Поскольку здание собора находилось в крайне аварийном состоянии, внутри пришлось установить надежные леса, которые приняли на себя нагрузку от деформированных сводов и арок.
После этого реставраторы подкапывались под стены на глубину пяти-шести метров и ширину около четырех метров и заливали бетон вместо сгнивших свай. Траншеи под стены рыли с большой осторожностью, не подряд, а одну за другой в разных местах, чтобы не ослабить конструкцию здания. Когда были укреплены фундаменты, начались другие реставрационные работы. В соборе заделали трещины в стенах и сводах, заново сложили центральный барабан с главой, укрепили, а местами переложили цоколь, выполнили целый ряд других работ. При этом реставраторы вернули храму первоначальный вид – были восстановлены отделка барабанов и шлемовидные покрытия глав. Тогда же, в 1960-х годах, были восстановлены позакомарные покрытия собора и кровли.

Далее представлена серия фотографий, выполненных в процессе реставвации собора. Прошу учесть, что это не "Художественная фотосъемка", а рабочие кадры, выполненные реставраторами для фиксации хода работ.

До реставрации.jpg

0_10e203_8b29dda6_orig.jpg

0_10e201_2fb7bd6e_orig.jpg
Возрождение позакомарных покрытий вокруг центрального барабана

0_10e1f9_3426d488_orig.jpg
Древнее окно буквально выкристализовано на месте растесанного окна, изуродовавшего собор в прошлые века

0_10e1f5_a1d396f_orig.jpg
Создается новый цоколь из блоков белого камня. Точная и буквально ювелирная работа по реставрации собора

0_10e204_3d64908d_orig.jpg

0_10e205_f68e7cc5_orig.jpg
На этой фотографии реставрация собора уже заканчивается, а трапезная еще в работе

108_0001462b.jpg

Фотографий, выполненных в самом конце 1990-х годов в моем архиве очень мало. Поэтому заканчиваю рассмотрение архитектуры собора сравнением старой фотографии начала ХХ века и отреставрированного собора -

Собор Пафнутьего монастыря в веках

Foto 15.jpg
Вот так выглядел собор в начале ХХ века, и после завершения реставрвции

Реставрационные работы, поэтапно проводившиеся в течение нескольких десятилетий, в значительной степени вернули монастырским постройкам былой облик. Эта огромная работа заняла более 30 лет - с 1960-х годов и по 1994 год.
Но к 1995 году было прекращено государственное финансирование проектных и восстановительных работ. И огромная по своему объему и по своему значению работа по возрождению Пафнутьев-Боровского ансамбля была оборвана
В это время Архитектурный комплекс, находившийся многие годы в ведении и под защитой музея, был передан церкви.

2. Собор в XXI веке
Процесс передачи такого огромного комплекса новому хозяйственному субъекту прошел легко. Ведь в последнее десятилетие ХХ века все здание уже были отреставрированы, шелуха поздних наслоений снята с фасадов. В последующий перид, грубо говоря в XXI веке, а точнее с 1995 года и до сего дня, здание собора еще раз было покрашено и наполнено предметами церковного обихода.

Фасады собора, да и всех остальных зданий, как и принято в сегодняшней практике по всей стране - окрашены белой краской на всю высоту. Пристроенная в XIX веке трапезная получила желтые стены, что бы акцентировать разные временные этапы строительства самого собора и трапезной.
Сама территория монастыря за эти годы перобразилась. Выполнено благоустройство, проложены дорожки, посажены деревьев и кустарники, многочисленные цветники украшают территориюю. Конечно, общее благоустройство монастыря вышло на новый уровень. И большинство приезжающих в монастырь воспринимают в первую очередь именно эту ухоженность.

DSC01045-и.jpg
Вид на собор издали - от Георгиевской башни, которая в древности была главным входом на территорию монастыря

DSC01040-и.jpg
Два самых древних здания монастыря - комплекс трапезной палаты с церковью и колокольней, и собор

DSC01151-и.jpgНовая трапезная XIX века (в желтых тонах) и собор вдали. Справа - колокольня

DSC01150-и.jpgОгромное крыльцо - как паперть собора

DSC01039-и.jpg
Вид собора с южной стороны. Под ярким солнцем стены собора настолько ослепительно белые, что это даже мешает рассмотреть его детали

План собора-рест.jpg


DSC01132-и.jpgСтены в последние годы покрылись слоем белой краски. В своем рвении нынешние владельцы побелили даже белокаменный цоколь собора. Конечно делать это было не нужно. Кладка из белокаменных блоков сама по себе уже является отделочной.

DSC01076-и.jpg
Очень красиво смотрится придел собора, тоже имеюший позакомарное покрытие

DSC01063-и.jpg
Северный фасад собора и придел. И покрашенная в желтый цвет трапезная, постоенная в 1837 году. Это единственное сооружение в стиле классицизма на территории монастыря.

И в завершение моего рассказа о прошлом и сегодняшнем состоянии собора -
мы вновь взлетаем в небеса, что бы с высоты птичьего полета еще раз все увидеть !!!


DJI_0065-и.jpg

Источники - прочитано и изучено очень много исторической литературы - XIX, и XX века. Где-то прихвачено слово, где-то фраза, а где-то и все предложение. Перечислить сложно, да и не нужно.
Фотографии исторические - из всех этих книг, и некоторых сайтов, например - Старый Боровск.
Авторские фотографии - с логотипом.
.....................................................................................................
Москва - Боровск - Пафнутьев-Боровский монастырь, 2018 год
Небольшая ремарка: основное название монастыря Богородице-Рождественский, мужской. И надо заметить также, что не совсем верно осуществлена реставрация: купола главного собора должны быть голубого цвета с украшением в виде звёзд.
Вот туточки при входе много названий, и все разные - так что выбирайте на свой вкус -
Названия.jpg
Отдельное спасибо за "рабочие кадры, выполненные реставраторами для фиксации хода работ" - они несравнимо информативнее современных глянцевых фото. Удалось ли Вам попасть внутрь собора - Дионисий там хоть частично уцелел или погиб безвозвратно?
Да, конечно, фотографии реставрационных работ - это очень ценный материал.
Они живые, и в них представлена живая работа.
Когда смотришь на эти фотографии - то начинаешь понимать, какую титаническую работу выполнили наши старшие товарищи - архитекторы, реставраторы, строители, художники ....
И ведь работали буквально за гроши, которые в нашем милом отечестве тогда им платили.

В соборе был, но неудачно... Субботний день, народу много, собор полутемный - а из редких и высоко расположенных окон в глаза бил немыслимо яркий солнечный свет. От этого стены казались еще темнее. Разглядеть живопись было практически невозможно. Да Дионисия и не может быть в интерьере, он только на каких-то фрагментах уцелел :)