17 век

Георгиевская башня Пафнутьев-Боровского монастыря

В наши дни все башни Пафнутьев-Боровского монастыря выглядят похожими друг на друга. Этому способствует и сплошная побелка стен, сглаживающая детали. Но даже в таком виде монастырских стен, Георгиевская башня выглядит крупнее и содиднее других. Она почти квадратная в плане и сильно выступает наружу из общей плоскости крепостной стены. И на первый взгляд башня непроездная и непроходная, ворот в ней не видно. Но присмотревшись внимательно начинаешь замечать некоторые особенности башни. Оказывается - ворота есть, но только расположены они не с фасадной стороны, а сбоку.

DSC01194-и.jpg

Такой строительный прием хорошо известен, и в древние времена активно применялся при сооружении крепостей. Путем поворота входного проема обеспечивалась более надежная их защита, то есть защита от атаки с применением "тарана". Так ли было  на самом деле, или какие-то другие причины были взяты за основу, но гланая башня Пафнутьев-Боровского монастыря дошда до наших дней вот с таким хитрым входом.

DSC01189-и.jpg

Осталось только определить назначение башни. Но несложно вычислить, что проездной она быть просто не могла. Рамеры ворот и место поворота внутри башни явно недостаточно для проезда даже минимальной повозки. Конечно, все размеры я определяю "на глазок". Но вот нашлась и стринная фотография, на которой это место звучит по другому. И абсолютно ясно, что никто через ворота не ездил, это ворота для прохода.

wcq5kwr6ywkydyv9ll.jpg

Около башни видны ступени, а недалеко от входа располагалась часовня. Тоже очень распространенный прием - часовня при вхооде в монастырь. В XVIII и в XIX веке подобные часовни у ворот были типичной картиной. Обращает внимание отделка башни. Стены оставлены кирпичными, без штукатурки и без покраски, а вот пилястры (или правильнее сказать - лопатки) побелены. И видна фреска на стене башни.

DSC01008-и.jpg

В наши дни разглядеть и разгадать все такие детали весьма сложно.

Башня.jpg

Нашел я и чертеж, но очень неяркий, воздушный такой, чертеж- отмывка. Но глядя на него все-таки можно понять общее объемно-плнировочное решение этого сооружения. На разрезе видны этажи внутри башни, их три. Видна высота арочного прохода на первом уровне башни. Можно понять и расположение лестницы, ведущей к дозорной башенке наверху. Показаны и фасады - боковой с воротами и фасад со стороны монастырской территории.

Но последний из них лучше всего посмотреть в натуре.

DSC01037-и.jpg

И еще один чертеж мне посчасливилось найти в томе "История русской архитектуры". Но чертежи в книгах тех лет предствлены не очень четко, поэтому пришлось потрудиться над обработкой графики. Зато теперь можно посмотреть и план Георгиевской башни.
И что бы все было ясно - добавил стрелку, показывающую схему входа на тарриторию монастыря-крепости.

Башня-схема.jpg

И не меньший интерес представляет собой общий вид участка крепостной монастырской стены и Георгиевской башни издали.

DSC01031-и.jpg

На первом плане видны остатки когда-то стоявшей здесь церкви. Но это уже тема для более подробного обзора территории Пафнутьев-Боровского монастыря. Осталось только уточнить полное навание данного сооружения - Георгиевская (Знаменская) башня Пафнутьев - Боровского монастыря.

Все фотографии авторские.
Я уже писал, что сделать настоящий отчет о Пафнутии - дело не простое. И очевидно я подойду к исследованию по-другому. Буду разрабатывать отдельные главы. Это более трудоемкое занятие, но и более правильное. По крайней мере я буду внимательно анализировать каждое здание.
И уж конечно - не повторять расхожие штампы, разбросанные по интернету = типа "проездных" ворот в Георгиевской башне. Так что буду работать не торопясь )))
Да, насчет "Проездных ворот" - это и "в мой огород", понимаю, Григорий Васильевич)
Спасибо, что докопались, поправлю у себя. Однако, где-же тогда были именно проездные ворота, поскольку там где сейчас Святые врата - ворот-то раньше не было!?)
Наш интернет вообще любит "навязывать" людям поверхностные сведения. И очень многие стараются не задумываться, ведь куда проще повторить ранее написанное. Вот поэтому я не стал заранее читать Ваши заметки, что бы эффект "красивых фото" не давил на меня. У Вас, друг мой, там много расхожих суждений, которые далеки от реальной истории.
А я собираюсь дать если не научный, то хотя бы искусствоведческий обзор, что бы в первую очередь самому разобраться. И насчет организации въезда на территорию - тоже ))
Это, да, согласен. Есть все-таки некий предел здравого смысла и объема благотворительных работ по изготовлению для публикации подобных работ в пользу рядовых пользователей, в результате уже не хватает душевных сил углубляться и понудить себя погружаясь размышлять) Просто "Проездная башня" существует в публикациях не только от рядовых пользователей, но и от искусствоведов, взять хотя бы опубликованный старый план стен и башен монастыря в том числе и на официальном сайте монастыря. Я тут подумал, может эта башня считалась проездной потому что ее проезжали именно верхом, ведь там все таки стоял военный гарнизон одно время. Верхом вполне можно развернуться направо в объеме Георгиевской башни.
Нет, Владимир, я не собираюсь Вас критиковать, у Вас отличные работы! Да еще и десятки комментариев к ним. Просто каждый из нас должен зрительно представлять своего читателя :)

Насчет ворот - конечно д,Артаньян проедет верхом и по лестнице дворца на третий этаж (тем более его каскадер). В реальной жизни проездными считают те ворота, в которые может ВЪЕХАТЬ на колесах повозка - телега, карета и т.д. А монастырское начальство и высокие покровители любили ездить "шестириком" - по паре лошадок и в три ряда .....!

А с утра я решил еще поискать материалы - и нашел очень интересный чертеж с планом башни. Добавил его в свою статью.

Edited at 2018-06-30 08:47 am (UTC)
Прошу прощения у аудитории, что не по теме, но возник вопрос к уважаемому Владимиру:
Ваша цитата: "...предел здравого смысла и объема благотворительных работ по изготовлению для публикации подобных работ в пользу рядовых пользователей" - словосочетание "благотворительных работ" в данном контексте что означает?
Спасибо за пояснение.
Это же не заявление, а ироничное рассуждение об усилиях на создание подобного контента)
Хотелось бы узнать причину двойного названия башни: Георгиевская и Знаменская. И замечу, что православные сооружения во славу Георгия Победоносца традиционно имели красный цвет.
Да, я вот тоже думал про двойное название. Не знаю, надо будет посмотреть в литературе.
Я еще долго собираюсь заниматься Пафнутием, так что уточню обязательно ))
Башня весьма объёмная. Там есть где, так сказать, развернуться. Проездные ворота были в XV, XVI, XVII веках. За несколько веков накопился значительный культурный слой. В XVII башня была перестроена и скорее всего заново освящена и проезд, вероятно, превратился в проход. Вскоре рядом была построена часовня. Думаю так.
Благодаря информации, озвученной ув. lidushka_39 - у нас теперь есть хороший и надежный первоисточник, Историческое описание монастыря, выпущенное в 1859 году. Я только начал знакомиться с этим документом, но ответ на Ваш вопрос уже нашел. Читаем внимательно:
«Подъ этою башнею Святыя ворота, съ особымъ каменнымъ всходомъ, устроеннымъ съ боковой
восточной стороны : дверь въ воротахъ одностворчатая деревянная. Лицевая сторона воротъ
обведена кирпичнымъ валикомъ дугообразнымъ. Надъ воротами вверху въ нарочитомъ углубленіи. Образъ Печерской Божіей Матери, писанный на дскѣ. На южной лицевой сторбнѣ башни написано на стѣнѣ изображеніе Св. Великомученика Георгія, а вверху надъ нимъ въ углубленіи поставлена Икона Знаменія Божіей Матери, писанная на дскѣ»
Думаю, что в тексте все понятно изложено –
1 - Каменный всход (но не въезд)
2 - Дверь в воротах одностворчатая (дверь для входа)
3 - И два изображения: фреска с Георгием и икона Знамение (вот откуда берутся два названия башни).
Да, причем на наличие фрески Вы указали в своей публикации, в подписи к черно-белому старому фото - таким образом, были на правильном пути к ответу)
Да, попал в десятку)
Просто не ожидал, что наши предшественники решили так логично и просто!
Наглядную агитацию - в массы :)))
В широком многообразии живописных святых ликов наши предки ориентировались свободно (а вот читать не каждый умел), поэтому достаточно было образ в киот над входом поставить, вот вам и название - огромный пласт русской культуры, отрезанный революцией...
А не наоборот? Сначала освятили во имя или во славу, а потом образ в киот поместили?
А я не про последовательность. Я про необходимость названия запоминать.
Построили. Освятили. Образ в киот поместили. И окрестному населению ясно, как именуется башня, через которую осуществляется пеший доступ в святую обитель.
Отвечу Вам в той же гамме: зато широкие возможности выучиться не только читать и писать, но и получить всестороннее образование - дала миллионам людей именно Революция ...
Тоже не поспоришь...Одно отняла - другое предоставила. Зато сколько образованных людей именно из-за революции из страны уехало - а из оставшихся погибло впоследствии. Неоднозначна наша история.
Эта информация относится к XIX веку. А башню построили гораздо раньше! Да и перестроили вдобавок. Если неизвестно какой башня была до переделки, какую функцию выполняла, как называлась, то искусствоведческое исследование выглядит весьма однобоким.
Да все они однобокие :)) .... Изначально в этом месте все было по-другому!
Если предположить, что проем был прямым, а не изогнутым, и арка располагалась не на правой стене, а по фасаду - центральная лопатка на той же фасадной стене должна быть короче угловых. Но и на современных, и на старых фото её длина равна длине угловых лопаток и доходит до цоколя. При перестройках длины лопаток, как правило, оставались прежними, исходными, нетронутыми. В каменной башне, скорей всего, прямого проезда не было.
А вот в её предшественнице, деревянной, которую мы никогда не увидим, наверняка были привычные проездные ворота)
Григорий Васильевич, вот здесь прекрасный первоисточник, не пугайтесь, у меня ссылка по-другому не копируется, к сожалению)) Там ответы на все вопросы - и по поводу двойного названия башни, и о часовне, что на черно-белом фото справа от башни, и по поводу "въезжих ворот".
https://books.google.ru/books?id=Z6I9AAAAYAAJ&printsec=frontcover&dq=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F&hl=ru&ei=5bCJTvrTJ4PoOamegdUB&sa=X&oi=book_result&ct=result#v=onepage&q&f=false
Первоисточники - во главе угла))
Огромное спасибо за ссылку!!!
Дело в том, что много лет назад я смотрел эту книгу в исторической библиотеке. И запомнил её. И уже в наши, занимаясь историей Пафнутьева монастыря опять подумал о ней. Но просто не мог себе представить - как и где ее теперь искать. Ну не ехать же в Старосадский переулок, хотя я теперь и состою там зарегистрированным читателем.
Скачал, очень нужная мне книга :))