Капитель

Усыпальница в Архангельском … закат Юсуповых.

Совсем недавно, рассказывая о пребывании Пушкина в Архангельском, я выразился в таком роде, что времена тогда были золотые для дворянства. Времена последнего взлета дворянской культуры, утонченного понимания искусства, обожествления красоты во всем ее многообразии. В архитектуре, в живописи, в поэзии, в общей обстановке жизни обеспеченных слоев дворянского общества. Узок был их круг (как писал классик), но велико их значение в нашей истории. Повторения уже не будет никогда.
Теперь надо бы продолжить тему. Потому, что в том же самом Архангельском, совсем недалеко от знаменитых построек, в зелени парка скрывается памятник совсем другого времени. Времени полного упадка, времени деградации и вырождения последних представителей когда-то славной фамилии Юсуповых.
Но оформлено это «вырождение» тоже красиво.....
IMG_8884-у.jpg
Храм - усыпальница в Архангельском, фото 2014 года
Теперь более конкретно, с цитатами из истории и фотографиями – историческими и современными.
0_1f9882_c94603c1_orig.jpg
На старой фотографии глава семьи князь Ф.Ф. Юсупов граф Сумароков-Эльстон позирует художнику В. Серову для портрета с арабской лошадью.
Felix_Yusupov_Sr..jpg
Вот так он выглядит на картине Валентина Серова, уже не по стойке "смирно", а более раскрепощенно,
с сигаретой (папиросой?) в руке
c40cb4c28501t.jpg
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в Архангельском, 1894 год.
Скорее всего и оба ее сына видны вдали на лужайке паркового ансамбля
0257858376c5.png
Семья Юсуповых на лестнице парка - юный Феликс, папа и мама и Николай
a94c1ff6e610t.jpg
Семья Юсуповых, еще один снимок из золотого времени, когда они были молоды и счастливы.
Кажется, что и собачки тоже улыбаются.
Все исторические фотографии из «Мемуаров» Феликса Юсупова, написанных в эмиграции.

У последних владельцев Архангельского, Юсуповых семья было небольшая - два взрослых сына, Николай и Феликс. И со старшим из братьев история получилась весьма некрасивая, капризное желание Николая жениться на случайной девушке был отвергнуто родителями, девушка стала женой офицера. Что было причиной дальнейших событий этой трагедии, зазнайство богатого наследника, или великая любовь – этого мы не узнаем никогда. Но домогательства привыкшего к вседозволенности молодого человека - теперь уже к жене гвардейского офицера, привели к дуэли. И Николай, старший сын четы Юсуповых - наследник огромных, можно сказать несметных богатств, был  убит на дуэли в 1908 году.

И несколько фрагментов из мемуаров Феликса Юсупова. Вот так он вспоминает своего погибшего брата Николая:
«Жених он был завидный, и его тут же осадили мамаши взрослых дочек. Но брат дорожил свободой и о женитьбе не думал. К несчастью, познакомился он с юной обворожительной девицей и снова влюбился до безумия. Маменька с дочкой жили весело, вечера у них были часты и шумны».
«Девица, правда, была уже помолвлена с одним гвардейским офицером. Николая, однако же, это не остановило. Он решил жениться. Родители отказывались дать согласье. Выбор его они не одобряли. Мне и самому он не нравился – слишком хорошо я знал девицу сию. Но помалкивал, чтобы не потерять братнина доверия: еще надеялся отговорить его»
В своих записях Феликс рассказывает и о негативном влиянии на брата Николая неких подозрительных субъектов, повлиявших на его психику своими оккультными наставлениями, и о любителях обострить ситуацию, и довести дело до стрельбы.
«Узнал я подробности дуэли. Она состоялась ранним утром в имении князя Белосельского на Крестовском острове. Стрелялись на револьверах в тридцати шагах. По данному знаку Николай выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил в Николая, промахнулся и потребовал сократить расстояние на пятнадцать шагов. Николай снова выстрелил в воздух. Гвардеец выстрелил и убил его наповал». (Все цитаты из мемуаров Феликса)

Когда я прочитал в свое время «Воспоминания» Феликса Юсупова, то был наверное больше всего поражен самим фактом дуэли в начале ХХ века, на пороге Первой мировой войны. Очевидно правящая верхушка была так далека («страшно далеки они от народа») - от реальной жизни общества, от реальных проблем того времени, что отдельные её представители вполне могли увлекаться спиритизмом и мистикой, или другим подобным «зазеркальем». И участвовать в дуэлях, что для других слоев общества давно уже было достоянием истории. Баснословное богатство Юсуповых в этой истории сыграло зловещую роль, вырастив вместо молодого наследника душевно нездорового отщепенца.

Сразу после смерти Николая, родители увековечили память о своем несчастном сыне постройкой в Архангельском храма - усыпальницы.
Проект в духе неоклассицизма выполнил в 1909 г. архитектор Р.И.Клейн. Весной 1909 г. состоялась закладка фундамента, вся постройка была закончена в 1913 году, затем выполнены росписи.

IMG_9640-у.jpg

Неоклассицизм  Клейна элегантен, общая композиция здания восходит к хорошо известным произведениях эпохи классицизма.


IMG_9635-у.jpg

IMG_8893-у.jpg

IMG_9633-у.jpg

IMG_9636-у.jpg

IMG_9642-у.jpg

Выбор архитектора, наверное, не случаен. Клейн проектировал здание Музея изящных искусств в Москве, и в числе меценатов была и княгиня З.Н.Юсупова, предоставившая средства для создания зала древнеримского искусства

IMG_9651-у.jpg


Мне кажется, что выполненное с таким размахом сооружение было задумано Юсуповыми и как фамильная усыпальница. Здание храма-усыпальницы построено несколько в стороне от дворцового комплекса, между партером и ближе к церкви, и на генеральном плане никак не связано с главным ансамблем усадьбы Архангельское. Наверное, в этом тоже есть заслуга Клейна. Но стать родовой усыпальницей этому грандиозному храму не пришлось. Первая мировая война, а затем две революции все смешали в доме Облонских в этом благородном семействе.

В наши дни это странное сооружение получило как бы вторую жизнь, но уже под именем «Колоннада». Недолго, уже в лихие «нулевые» годы – обнищавший музей устраивал на лужайке концерты под открытым небом, куда продавали билеты по сумасшедшим ценам для жителей новоявленной «Рублевки». Про тот период уже все позабыли, а Музей в той сложной обстановке все-таки выжил, за что ему честь и слава.
Весной этого года я вновь побывал в Архангельском, фотографировал все здания, и парк, и интерьеры музея. Отчет вот здесь.
Масштабная реставрация немного испортила мою прогулку, и от многих кадров пришлось отказаться. Многочисленные ограды и укутанные пленкой и строительной сеткой дома стали грустными и безжизненными. Но ведь это не на долго, надеюсь.
Поэтому я показал свои снимки, выполненные в 2014 и 2015 годах. На них храм-усыпальница стоит и процветает.

DSC00921-и.jpg
А сегодня усыпальница укутана черной пленкой и производит в самом деле своего рода "мистическое" зрелище….

Москва - Архангельское: мои фотографии  2014-2015-2018 гг.
Мне кажется, что выполненное с таким размахом сооружение было задумано Юсуповыми и как фамильная усыпальница. - это вроде бы бесспорный факт, хотя исходный источник не возьмусь назвать.
Но по проекту видно, что крипта рассчитывалась на множество захоронений:

Спасибо за фотографию чертежа с разрезом здания. Я тоже встречал ее в интернете, но не стал вставлять в текст, что бы не перегружать читателя излишней информацией.
А чертеж прекрасный...... !
Цокольный этаж храма-усыпальницы по площади большой, там многое можно было бы разместить )
Информации много не бывает - век живи, век учись)
Как сообщают, реставрация музея-усадьбы «Архангельское» завершится к 2025 году.
Да, там развернулись широко .... Тоже боюсь, что надолго )