Капитель

Архангельское в мае 2018 г

На этот раз свою прогулку по парку музея-усадьбы Архангельское я начал с Пушкина, ведь скоро -  очередной юбилей нашего Поэта. Много раз бывая в Архангельском, я, разумеется, видел памятник  и, проходя мимо, даже фотографировал его. Но не останавливался и не читал строки на постаменте. Оказалось, что зря. Ведь Пушкин тоже любил здесь бывать, и тоже восторгался сокровищами дворца и красотами парка. И вот эта связь поколений на этот раз меня поразила. Столько всего прошло, а оказалось, что Пушкин гулял здесь, и как бы совсем недавно, каких-то двести лет назад.

фото1.jpg
Наибольшую известность усадьба Архангельское приобрела в начале XIX века, когда усадьбой владел Николай Борисович Юсупов. Он купил это имение, чтобы разместить свои богатейшие коллекции. Уже тогда его частное собрание считалось одним из лучших в Европе, и посмотреть на "Подмосковный Версаль" съезжались все знакомые князя, среди которых был и Пушкин.
Впервые поэт побывал в Архангельском в 1827 году. Он с интересом слушал рассказы князя о золотом веке русского дворянства.  Прощаясь с поэтом, Юсупов не только пригласил его вновь посетить Архангельское, но и прозрачно намекнул, что хотел бы получить стихотворное послание. Пушкин с удовольствием выполнил желание князя. Хозяин Архангельского резко выделялся на фоне серости, заполнявшей все сферы общественной жизни во времена Николаевского царствования. В мае 1830 года Пушкин опубликовал стихотворение "К вельможе", посвященное Н.Б.Юсупову. К 100-летие со дня рождения поэта, потомки Юсупова решили возродить популярность Архангельского и неподалеку от дворца установили бюст Александра Сергеевича.

фото2.jpg
…….. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всём кругообразный.
Так, вихорь дел забыв для муз и неги праздной,
В тени порфирных бань и мраморных палат,
Вельможи римские встречали свой закат.

фото3.jpg

Пушкинская аллея в Архангельском украшена бюстами и ведет к памятнику Поэту
Сегодня в усадьбе ведутся масштабные работы по реставрации комплекса. Для посетителей это несколько неудобно, везде тебя встречают заборы и преграды. Но понятно, что все здания и памятники нуждаются в ремонте и реставрации. Ничто не вечно. И я с пониманием обходил сетчатые заборы и веревки поперек дороги. Кое-где они попали в мой объектив, но это только ради объективности, ведь усадьба настолько большая, что всегда можно увести взгляд в сторону.
И после осмотра скульптур на Пушкинской аллее, я прошел по увитому зелеными ветвями арочному коридору к дворцу.
фото4.jpg

фото5.jpg

Должен сказать, что первый раз в Архангельском я был еще в младшем школьном возрасте, отец считал, что сюда обязательно надо приезжать. И я довольно регулярно здесь бывал. Конечно, ни о какой архитектуре я не помышлял, просто смотрел на здания и скульптуры и конечно на львов, на которые в те годы детям не возбранялось залазить.

фото6.jpg

Сегодня лёвам стало скучно, их заперли в стеклянные саркофаги. И они грустно смотрят друг на друга, вспоминая прошлые времена, когда дети с удовольствием и со страхом любил посидеть на них.
Но точно помню, что в музее мы не были, так как пускали только организованными группами. Надо отметить, что посетителей в те давние пятидесятые годы в Архангельском было значительно больше, туристов привозили автобусами (очевидно со всех подмосковных домов отдыха). Запомнились очереди к кассе во внутреннем парадном дворе дворца, но это конечно в воскресный день.
В наши благословенные дни в Архангельском народу немного. Впрочем, я всегда бываю по будним дням, и что делается в выходные – не знаю. Но цены на билеты сегодня немалые.

фото7.jpg

Вид с колоннады на внутренний парадный двор и портик главного входа во Дворец. Здесь, в этом дворе, окруженным колоннами в несколько рядов, ты погружаешься в века минувшие, во времена барокко и классицизма.
фото8.jpg

фото9.jpg

А это правая галерея и служебные корпуса, сейчас все на реставрации
В этот раз, немного огорченный многочисленными строительными сетками и заборами на территории усадьбы, я попробовал фотографировать в музее. Как это ни странно, но оказалось что – фотографировать можно и к тому же бесплатно. Воодушевленный эти открытием и вооруженный новым фотоаппаратом я горячо принялся за работу, благо камера сама определяет все режимы, только кадр выбирай.
Один из первых залов дворца, Египетский зал, служивший столовой, покрыт росписями в египетском стиле. Но не это остановило мой взгляд. Изумление мое превзошло все пределы сознания, когда я рассмотрел сервировку стола. Оказалось, что вся посуда уже наполнена деликатесами, садитесь, господа – кушать подано. Правда, все это шикарная декорация. Но как сделано! На всех тарелках фрукты, торты и пирожные. Сколько трудов положено на изготовление этих чудес!
фото10.jpg

фото11.jpg

А на отдельных круглых столах расположились огромные многоэтажные торты.

фото12.jpg

Убранство стола крупным планом. Можно сказать - роскошь первой половины 19 века. Господа еще не знают, не могут знать, что это высшее достижение дворянской культуры, что дворянство  уже обречено, что это последние взлеты, их лебединая песня.....
Показывать все залы нет причин. Все интерьеры тысячи раз сфотографированы, изданы в альбомах и буклетах. Но вот о принципиальной планировке Дворца я рассказа не встречал. Поэтому в нескольких словах о плане.

План дворца.jpg
Главный вход с вестибюлем №6,  Аванзал №22 и Овальный зал с ротондой №13 – вот эти три помещения и создают поперечную ось Дворца.

Вход в музей расположен под левой галереей и находится в небольшом угловом помещении под №19, оно так и называется – угольная зала. Здесь касса, ящик со сменной обувью, скамейки для переобувания и вход в музейные залы. И первым является зал под №21 – столовая в Египетском зале, с которой я начал свой рассказ. Затем посетитель попадает в вестибюль. В принципе этот вестибюль в старинные времена и был главным входом во Дворец – из Парадного двора под колоннаду портика и в вестибюль. Но в наши дни это просто большой зал, в котором пересекаются планировочные оси Дворца, продольная и поперечная.
 
Вот он, вестибюль. А слева дверь с витражом ведет в самый шикарный во Дворце - Овальный зал.

фото13.jpg

фото14.jpg

Двухсветный овальный зал трудно сфотографировать, его можно понять и оценить - только увидев в натуре, со всеми его парными колоннами, с арочными проемами окон на втором уровне и куполом потолка с кессонами.
фото15.jpg

фото16.jpg

Партерный парк верхней террасы сейчас тоже в реконструкции. Но та часть, которая ближе к Дворцу свободна для обзора. И отсюда размеры овального зала можно понять и прочувствовать.

фото17.jpg

И снова нескончаемая вереница залов, они перетекают один в другой, они завораживают, каждый предмет останавливает тебя и требует – посмотри меня, я же шедевр.

фото18.jpg

Скульптуры, картины, мебель, зеркала, отделка стен и потолков. И паркеты полов.

фото19.jpg

Сфотографировать вид Дворца со стороны партерного парка сегодня не получается. Знаменитая подпорная стена закрыта пленкой, а за ней идут работы. Очень надеюсь на то, что скоро мы увидим отремонтированный и отреставрированный «наш Версаль».

фото20.jpg

фото21.jpg
Последнее фото ….. но без скульптур стенка совсем «не смотрится»  ))

Вот так меня встретило Архангельское в конце мая 2018 года. Продолжение будет ......!
Люблю бывать в Архангельском, особенно в хорошую погоду.
На этот раз облаков было много и часто все попадало в тень. Для фотографирования такая погода не слишком удачная, а вот для прогулки - как раз хорошо ))
Хорошо, что реставрируют!
И удачно, Григорий Васильевич, что предупредили, а то я всё рвусь в Архангельское...
Надо подождать ))
Я не стал показывать фото с сетками и заборами, но их более чем (
Лучше дождаться окончания реставрации, почти все виды сегодня непригодны для фото ....