Капитель

Магия графической реставрации

Красота русской деревянной архитектуры – это открытие, совершенное нашими предшественниками довольно поздно, если судить по историческим меркам. То, что это не просто деревянные дома, из бревен и почти без дополнительной отделки, а произведения архитектуры высочайшего уровня - все это наши благородные предки поняли только на рубеже XIX - XX веков. Исследования первопроходцев в этом деле существенно дополнили работы советских исследователей. Среди них хочется в первую очередь назвать имя  А.В.Ополовникова, исследователя, реставратора деревянных сооружений. Сегодня его работы знает каждый, и нет нужды повторять всем известные истины. Эти работы опубликованы во многих книгах. Но сегодня мне хочется показать графические работы мастера. Конечно, в книгах показаны его рисунки и чертежи, а в реставрации они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Но в книгах часто показывается графика уже обработанная при издании, уже далекая от авторской графики.

Реставрация.jpg

И встреченная недавно информация об авторских чертежах А.В.Ополовникова в музейной коллекции в «Кижах» меня чрезвычайно заинтересовала. Оказалось, что в музее хранятся, и выложены в свободном доступе на сайте чертежи, подписанные мастером. То есть хранятся авторские первоисточники. И это не только ценнейший исторический материал, показывающий работу исследователя и реставратора.
Чертежи являются и уникальным графическим материалом.

Ведь все чертежи разрабатывались в те времена, когда о компьютере и компьютерной графике у нас и слуху не было. Это нормальные чертежи, выполненные на ватмане чертежными инструментом – рейсфедером, дополненные пером, и с помощью кисти покрытые слоями отмывки китайской тушью. Классическая графика, именуемая в наши компьютерные времена не много не мало - «ручной работой». Ну что же, с таким названием можно согласиться, все чертежи на все 100 процентов выполнены рукой человека. Разделить на этих графических листах понятия «рисунок» и «чертеж» не представляется возможным. Графика взаимосвязана. В архитектуре такой чертеж фасада или разреза называется «отмывкой».

Южный фасад.jpg
Обмерный чертеж южного фасада дома Лепсина в дер. Кузнецы Медвежьегорского района. Фотография из фондов музея-заповедника «Кижи».
Размер чертежей - 40×60 см.  Масштаб 1:100.
Техника: черчение, отмывка. Авторские подписи на чертеже и дата - 1949 год.


Реставрация-2.jpg
Чертёж реставрации. Южный фасад. 1950 год

План 1 эт..jpg
План 1-го этажа. Обмерный чертеж.  Масштаб 1:100. 1949 год

План 2 эт..jpg
План 2-го этажа. Обмерный чертёж. Масштаб 1:100.  1949 г.

Разрез.jpg
Продольный разрез дома Лепсина. На разрезе, наверное, лучше всего можно понять внутреннюю структуру северного деревянного жилого дома. Выражаясь современными терминами это – своего рода многоуровневый «коттедж», в котором сблокированы в одном объеме все жилые и вспомогательные помещения. Но не просто соединены друг с другом, а собраны в многофункциональный комплекс


Давайте посмотрим внимательно на планы и разрез. Вход в дом с южной стороны, он ведет в сени, где расположена лестница, ведущая на второй и третий этажи. Из сеней можно войти в три комнаты и спуститься по дополнительной лесенке в хозяйственный двор.
На втором этаже (если более точно следовать принятой в реставрации терминологии, то – на втором уровне) размещены три самостоятельные горницы, внутренний двор и хозяйственные помещения.
На самом верхнем уровне были расположены две светелки с балконами.
Цельно и компактно все собрано под одной крышей и можно подолгу выполнять все хозяйственные работы не выходя из дома. В условиях долгой и суровой зимы такой тип «дома-двора» был наиболее удобен. В таком доме жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки. А летом в поле выходило сразу вся большая семья, иногда в два десятка человек.
Северная часть дома отведена для хозяйственных нужд. А в центре дома расположен двор в два уровня, и на верхний уровень ведет «взвоз» - то есть наклонный бревенчатый пандус, по которому могла въехать лошадь с телегой.

Восточный фасад.jpg
Обмерный чертеж восточного фасада

Реставрация.jpg
Проект реставрации восточного фасада. В центре фасада взвоз, справа хозяйственные помещения. А с левой стороны балкон на уровне второго этажа и светелка с нарядным балконом на уровне третьего этажа. Проект реставрации предусматривал снятие поздней обшивки тесом и восстановление всех элементов отделки.

Характерная деталь и этого дома и многих других северных домов – светелка с балконом на уровне третьего этажа. В доме Лепсина две светелки, расположенные симметрично, справа и слева от пространства сеней с лестницей. Балконы светелок можно назвать чуть ли не единственными «элементами украшения»  этого дома.

Окно.jpg
Окно, проект реставрации. 1949 год

Я написал свой отчет о чертежах Ополовникова в той последовательности и очередности - как сам узнавал их историю. Глядя на  обмерные чертежи, я представлял себе достаточно крепкий и обжитой дом, который надо было только слегка привести в порядок. И проект реставрации, выполненный Ополовниковым, тоже воодушевлял меня. Мне уже начало казаться, что я где-то видел фотографии восстановленного дома Лепсина. Но вот только где? Стал искать дальше.

Интернет – это неиссякаемый кладезь исторических сведений. Но поиск их весьма трудоемкий. После знакомства с книгами Ополовникова и более детальным их прочтением многое прояснилось.

Для начала вид северной деревни на берегу реки. Спокойная и неброская картина русской глубинки. Где эта деревня и сохранилась ли она до наших дней – это мне неведомо. Но – вряд ли сохранилась. Уж слишком много с тех пор воды утекло …………

фото-4.jpg
Панорама северной деревни 1949 - 50 года. Типичный северный пейзаж. Эта и следующие фотографии приведены из книги Ополовникова «Русское деревянное зодчество»

И вот наконец-то я нашел и фотографию дома Лепсина. Вот он оказывается – какой был в действительности! И все стало на своё место. Оказалось, что дом стоял даже не на краю деревни, а на отшибе, около самой воды. И состояние дома в 1949 году было весьма удручающее.

фото-1.jpg
Вид дома со стороны воды. Прямо-таки северная Венеция … по чертежам я представлял расположение дома несколько иначе, то есть на деревенской улице и в общем ряду домов

Генплан.jpg
Генплан - окраина деревни Кузнецы. Дом Лепсина построен за ручьем и на генплане видно, что он больше других деревенских домов. Несложно предположить, что хозяин был не только богатый, но и самоуверенный крестьянин, постройкой дома доказавший, что он нечета другим жителям села

фото-2.jpg
А вот так дом выглядел со стороны поля, напомню читателям – это фотография 1949 года

фото-3.jpg
А вот светелка, а точнее балкон светелки с окнами, арками и резными столбиками – действительно все хорошо смотрится, несмотря на утраты

Временем постройки дома Лепсина  А.В.Ополовников указывает 1880 год. Позднее, на рубеже веков, дом был обшит тесом, что придало ему черты каменной постройки. При этом дом лишился многих резных деталей. Ополовников выполнил не только обмеры дома, но и составил проект его воссоздания, с восстановлением первоначального облика. Но на этом история дома и заканчивается.

В те годы были восстановлены и воссозданы многие северные деревянные дома. Очень похож на дом Лепсина – например, дом Ошевнева. Но дом Лепсина не сохранился.

Но сегодня для меня важно другое - для меня важны сами чертежи обмеров и реставрации дома.
Чертежи, как самостоятельное произведение искусства.  Как магия графической реставрации …..
……………………………………………………………………………..
Эта небольшая статья для меня является и тестированием нового компьютера. Все как будто в норме ))

Заключение:
Информация из Викимапии -  Деревня Кузнецы Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. Впервые упоминается в 1563 году.
В 1916 году - 18 дворов и 3 ветряные мельницы.
В 1928 году - 24 двора.
В 1999 году - 1 двор. В деревне стоял дом Лепсина, формой напоминавший дои Ошевнева с этого же острова. Обмерян А.В.Ополовниковым.
Не сохранился.

Источники:
Сайт музея - заповедника "Кижи":  http://kizhi.karelia.ru/
А.В.Ополовников «Русское деревянное зодчество» - М.: Искусство, 1983 г.

Чертежи есть и в книге, но ... там они приглажены и обработаны по всем правилам полиграфии.
А вот авторские чертежи смотрятся намного интереснее ))
Архитекторы - хорошие художники, особенно пейзажисты, это ведь родственно.
Я работала в одном отделе с дочерьми Стапрана. Рабочий кабинет Эльзы Освальдовны украшали пейзажи отца. Очень профессиональные, хотя особая тщательность в мелких деталях выдавала взгляд архитектора.
Вода не пощадила дом. Время не пощадило деревню. И потерь таких у нас - неисчислимое множество. Чертежи позволяют их сохранить - хотя бы на бумаге. Особенно такие - живые, "очеловеченные, одушевленные". А представляете, восстановил бы Александр Викторович эти роскошные хоромы - и стояли бы они сейчас в пустой деревне. А может быть, разобрали бы и увезли в те же Кижи.
Самое интересное - дом в разрезе, так четко и тщательно всё обозначено, в подробностях, а если сопоставить все чертежи - получается экскурсия по дому, я так поначалу даже заблудилась, потом, с помощью Ваших пояснений, разобралась) Спасибо!
Дом многоуровневый )
И я тоже вначале долго разбирался во всех деталях его объемно-планировочного решения.
Разрез выполнен очень подробно и действительно дает возможность все понять )))
Спасибо А.В.Ополовникову, сохранил дом для нас - хотя бы в чертежах............
В конце своей книги Ополовников говорит грустные слова -
"Еще не так давно — на памяти нашего поколения — на русском Севере совсем не редкостью была рудная изба с крытым двором, взвозом и дымником, амбар с сусеками, действующие ветряные и водяные мельницы, овины, риги, крытые гумна, вешала, черные бани и многие другие сооружения, формировавшие архитектурный пейзаж старой деревни. И если на нем уже тогда лежал отпечаток нового времени, технического прогресса и изменившихся вкусов, то все эти позднейшие веяния проявлялись все же относительно сдержанно и как-то уживались со стариной, которая в ту пору еще не совсем отошла в прошлое, но была уже не в силах противостоять бурному натиску настоящего".
И это все написано в 1983 году!
С той поры прошло не много не мало - 35 лет ....................
А что произошло в последние годы? Об этом и говорить не хочется .... ((
Дом совершенно замечательный, а чертежи его - настоящее произведение искусства.
Спасибо, дом просто замечательный! И не старый был в 1949 году. Наверное, хозяев раскулачили и дом долго стоял брошенный?
Возможно, что так и было. Во всяком случае на фотографиях видно, что в 1949 году дом был всеми покинут. Вид совсем не жилой.....
А что хозяин был побогаче своих односельчан - это уж точно!