archistorik (archistorik) wrote,
archistorik
archistorik

Categories:

Кремль в XVII веке - чертежи и рисунки

Для того, что бы более подробно представить себе планировку Кремля в XVII веке, я сканировал и обработал для показа на сайте чертежи и рисунки - графическую реконструкцию Кремля и его центральной части, на которых показан Кремль в том виде, каким он был в конце XVII века. Ивановская и Соборная площади здесь предстают  как замкнутый по периметру ансамбль, окруженный со всех сторон гражданской застройкой.

vasnecov-1
Это в качестве иллюстрации к теме - рисунок-реконструкция Аполлинария Васнецова 

   Что можно сказать о планировке Кремля? Небольшие площади около каждых ворот – Боровицких, Троицких, Никольских и Спасских - и далее очень узкие улицы и тесная застройка. Анализировать планировку можно до бесконечности, а еще лучше смотреть при этом рисунки-реконструкции Аполлинария Васнецова

План КремляЧертеж 1. План Московского Кремля в конце XVII в.

       В те годы застройка Ивановской и Соборной площадей была замкнутым комплексом, открытым только в сторону самих площадей. Грановитая палата вместе с Красным крыльцом, лестницей и арочной галереей, ограничивают Соборную площадь с западной стороны. Показаны габариты и расположение этой галереи, которая связывает Грановитую палату с  Благовещенским собором и Дворцовом комплексом  (на месте которого в XIX в. был построен БКД).

   Южной границей площадей является большое двухэтажное здание Приказов. Оно состояло из нескольких объемов, поставленных на одной оси, каждый из которых имел свою кровлю и отдельный вход на второй этаж. Именно эти лестницы в здании Приказов украшали главный фасад, обращенный на Ивановскую и Соборную площади Кремля.

   На разрезе-развертке виден и весь комплекс зданий двух центральных площадей Кремля, вся цепочка: Грановитая палата – Успенский собор – колокольня Ивана Великого – Чудов монастырь – ц. Николы Гостунского. В свете последних веяний мне кажется, что интересно будет посмотреть на взаимосвязь архитектуры Соборной площади и Чудова монастыря.

Разрез   Чертеж 2. План и разрез-развертка Ивановской и Соборной площадей в конце XVII в.

       Несложно представить, что со стороны реки были видны только верхние части самых крупных сооружений ансамбля Соборной площади и верхние ярусы колокольни.

       Комплекс зданий Приказов в XVII в. был одним из самых крупных сооружений Кремля. Просуществовал комплекс сравнительно недолго, с 1670-х по 1770-е годы, то есть приблизительно сто лет.  Его северная сторона формировала застройку двух главных площадей, Ивановской и Соборной. А южный фасад Приказов самым существенным образом влиял на вид Кремля со стороны реки и Замоскворечья и был, говоря современным языком, одним из главных градообразующих объектов древнего Кремля. Когда впервые, много лет назад, я увидел план Кремля XVII века, то сразу обратил внимание именно на вот эти наружные лестницы с северного фасада Приказов.

Приказы
Чертеж. Проект реконструкции комплекса зданий Приказов в Кремле:
1. Вид со стороны Ивановской и Соборной площадей.
2. План на уровне второго этажа.


       И хотя открытые лестницы на второй этаж весьма характерны для древнерусского строительства, но в таком количестве в одном месте я еще не встречал. В научной литературе крыльцо с подобной лестницей называется «откидное крыльцо». Можно предположить, что стремление древнерусских зодчих не встраивать лестницу в объем здания зиждется не на боязни конструктивных сложностей, а именно из желания украсить фасад лестницей, создать эффект восхождения, или взлета на второй этаж дома, на котором чаще всего располагались и более парадные помещения.

       Крыльца и открытые лестницы, очевидно, служили и  своеобразными трибунами, со ступеней которых дьяки оглашали царские приказы. Вспомним народную фразу «Кричать на всю Ивановскую!», не про эти ли лестницы идет речь?

Крыльцо-1
В качестве примера - похожая открытая лестница в Новодевичьем монастыре

Во всяком случае, рассматривая проект реконструкции Приказов, интуитивно веришь в правоту такого чертежа. Проект реконструкции показывает весь комплекс живописных построек, украшавших вершину Кремлевского холма в XVII в. Мне пока не попадались чертежи другого фасада, но наверное – они существуют.

       А вот общий вид Кремля со стороны Москва-реки, выполненный художником К.И.Рабусом, посмотреть весьма интересно. Тем более, что в отличие от фантазийных работ многих авторов, этот художник воссоздавал древнюю архитектуру по историческим рисункам знаменитых иностранцев, посетивших Москву в XVII в.

Рабус

Рабус К.И. Вид Москвы времени Петра I. 1846 г. Исторический музей


Некоторые сведения о художнике. Рабус Карл Иванович (1800-1857). Живописец, рисовальщик, историк искусства, коллекционер. Пейзажист. Учился в Академии художеств в Петербурге ( 1810-1812) у М.Н.Воробьева. Преподавал в Училище живописи и ваяния в Москве (1842-1857).
Был преподавателем перспективы в Кремлевском дворцовом архитектурном училище.


       Но для нас сегодня, пожалуй, самое главное кроется в том, что – «Картина исполнена по гравюре П.Пикара (1707-1708)». Вот именно поэтому картину следует посмотреть очень внимательно. Это не просто живописное полотно, а скорее реконструкция Кремлевского ансамбля на определенный период времени. Подробнее о гравюре Пикара я рассказываю здесь.

       И еще одна попытка, но уже современная, воссоздать вид Приказов со стороны Кремлевской стены – это рисунок В.М.Неделина.

Неделин

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература:
- Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
- Образ твой, Москва. Москва в русской и советской живописи. М,: Московский рабочий, 1985.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.

- А.В.Бунин. История градостроительного искусства. Том1. - М.: Стройиздат, 1979 г.
Несколько слов о первоисточнике. Монография известного советского историка архитектуры, профессора Московского Архитектурного института А. В.Бунина «История градостроительного искусства» вышла в свет в 1979 году. Мне посчастливилось в годы учебы в институте слушать лекции Андрея Владимировича, и получить его благодарность за курсовую работу, посвященную истории древнерусских монастырей-крепостей.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Фрагменты из этой работы можно посмотреть на сайте - Московский Кремль

Tags: Архитектура, История Москвы, Кремль, Рисунки, Чертежи
Subscribe

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Галерейный дом на Покровке

    Галерейный дом на ул. Покровка в Москве Проходя по старой московской улице с название Покровка, мимо стоящих вплотную невысоких жилых домов,…

  • Арка в глубине проулка ...

    Арка в доме по ул. Маросейка, 13 с2, в глубине проулка Чего только не увидишь на улицах-переулках Старой Москвы. Проходя по улице с названием…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Галерейный дом на Покровке

    Галерейный дом на ул. Покровка в Москве Проходя по старой московской улице с название Покровка, мимо стоящих вплотную невысоких жилых домов,…

  • Арка в глубине проулка ...

    Арка в доме по ул. Маросейка, 13 с2, в глубине проулка Чего только не увидишь на улицах-переулках Старой Москвы. Проходя по улице с названием…