archistorik (archistorik) wrote,
archistorik
archistorik

Categories:

Гравированная панорама Москвы П.Пикара

       У этой графической работы есть разные названия:
- Панорама Москвы,
- Вид с Каменным мостом из Замоскворечья,
- Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки - на мой взгляд, самое удачное название!
       Для развития граверного дела Петр Первый пригласил из Голландии граверов на меди – Андриана Шхонебека и Питера Пикара. Работами мастеров этой школы и создается гравюра петровского времени, в том числе и эта гравюра.

Вся гравюра
Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки
Интересно, а как оценивали панораму раньше, начиная с XVIII в. ?
1 мнение -
       Picart, Peter и граверы Московской Оружейной палаты. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708. Без подписи.
Печаталась с 8-ми досок: на четырех больших листах – вид города, на четырех полулистах – «облака» и барочные  парные картуши с изображением российского герба с лентой, на которой выгравировано название: «Россейская столица Москва. Caesarea moscoviae metropolis Moscoa», и которую несут одиннадцать купидонов. Этот превосходный вид продавался Пикаром в Казенной книжной лавке. Формат листа: 256х83 см. Формат изображения: 242х71 см.
(Пекарский. Наука и Литера¬тура при Петре I, II. 681).
2 мнение -
       Пикар, Питер (Рiсагt) (1668—1737), голландец, па¬сынок  А.Шхонебека. Учился  и  работал  в Амстердаме. В 1702 году приехал в Москву. После смерти А.Шхонебека руководил гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1708 году переведен в гравировальную мастерскую  Московского  печатного двора,  в 1714 году — в Санкт-Петербургскую типографию. После ее упразднения в 1727 году получал пенсию от Синода. Подписывался:   РР.,   Пикартъ,   Пикардъ,   Пикторъ;   амстердамский гравер на меди резцом и крепкой водкой.
3 мнение –
       И.М. Снегирев в Памятниках Московских древностей детально описывает все сооружения, изображенные на панораме – текст можно посмотреть   Снегиревздесь.
4 мнение –
       Пикар, точно так же как и Шхонебек, сильно травил свои доски крепкой водкой; гравировал неряшливо и рисовал крайне плохо, a рисунки свои копировал с Ромейна де Хогхе и других современных ему голландцев. Образовал из русских учеников таких же плохих мастеров, каким был сам.
5 мнение –
       После смерти Шхонебека Пикарт возглавил гравировальную мастерскую Оружейной палаты. В 1714 году он был переведен в Санкт-Петербургскую типографию, которую возглавлял в течение 13 лет до 1727 года. В течение своей большой творческой жизни Пикарт создал огромное количество гравюр. В большинстве своих произведений Пикарт, чей творческий почерк отличается некоторой сухостью, выступает как документалист, точно фиксируя на листе события своего времени.  И Шхонебек, и Пикарт сумели понять задачи, стоявшие перед русской графикой того времени, и сыграли определенную роль в развитии гравировального искусства в России. Именно они были учителями замечательного поколения русских граверов начала XVIII века, таких, как братья А.Ф. и И.Ф. Зубовы, Л. Бунин, В. Томилин и другие.
Вот такие мнения!

Теперь пора кликнуть на фотографию и посмотреть ее в деталях:

Гравюра Пикара-1
Фрагмент панорамы Пикара  (правая часть панорамы в этой редакции не представлена)

Закончив чтение старых текстов, и внимательно изучив Панораму – давайте сами сделаем выводы и оценим эту работу.
1 - Она очень большая по размеру, общий формат листа: 256 х 83 см.  В доме просвещенного вельможи такая панорама, оформленная в раму как картина - вполне могла висеть на стене кабинета.
2 - В основе любой гравюры лежит рисунок.
Основной рисунок для гравюры выполнен – точка № 1 - с кровли Суконного двора, или с верхних  этажей палат на современной Софийской набережной, дом 6 – 8. Современное состояние этого дома ярко описано здесь.
Но увидеть с этой точки всю панораму невозможно, и конечно – были сделаны несколько рисунков с других точек, которые я обозначил на плане. Сколько всего было сделано подготовительных рисунков, об этом мы не узнаем, но очевидно не менее трех или четырех. На плане я условно показал три точки, с которых сам Пикар, а скорее всего и несколько его помощников, рисовали  отдельные фрагменты противоположного берега Москвы реки для будущей панорамы.

Точки
Фрагмент Мичуринского плана Москвы с указанием  мест,
откуда предположительно были сделаны рисунки для будущей гравюры

3 - Панорама состоит из отдельных фрагментов.
Левая часть панорамы - Старый Каменный мост и левая часть Кремля впечатляют своим реальным масштабом большинства изображенных сооружений. Теперь становится понятным, почему обычно в книгах представлена именно эта часть панорамы. Просто потому, что она внушает полное доверие к исторической достоверности картины.
Большой Каменный мост - Всехсвятский – основное сооружение на гравюре, мощные архитектурные формы которого и являются главным элементом всей панорамы. Годуновский запасной дворец виден между Водовзводной и Благовещенской башнями. Верх Спасской башни виден вдали, чуть правее колокольни Ивана Великого. Правее группы зданий на соборной площади - здания Приказов.
       И еще один фрагмент панорамы – ее центральная часть в более крупном масштабе:

Только Кремль
Фрагмент панорамы – Кремль

Вторую, центральную часть общей панорамы – на которой правая часть Кремля и Китай-город – предположительно рисовал «не очень способный» помощник, особенно озадачивает своими вытянутыми пропорциями угловая Кремлевская башня, Беклемишевская.
Третья, правая часть панорамы со Швивой горкой дана схематично и в большинстве публикаций она обычно вообще не показывается.
4 - Ну и в заключение надо отметить пышность и парадность всей панорамы......!

       И с сожалением отметить, что  архитектура Московского Кремля занимает на панораме очень небольшой процент от площади всей картины. Пикар создал парадную картину-панораму, с квадратными метрами облаков и  украшенную в духе его времени. Задача показать Кремль и более внимательно прорисовать все здания, очевидно, не была первостепенной в этой работе. Но на сегодня у нас так мало исторических сведений об архитектуре Кремля конца XVII - начала XVIII  веков, что мы должны быть благодарны П.Пикару и его помощникам  и за такую панораму.

Сканирование фотографий и обработка выполнена автором статьи.
При этом я проработал несколько вариантов и выбрал для публикации наиболее четкие материалы.


Литература:
- Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.
- Большая биографическая энциклопедия.
- RARUS'S GALLERY - Пикар, Питер. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708.

Статья подготовлена для сайта - http://mos-kreml.livejournal.com/

Tags: Архитектура, История Москвы, Кремль, Панорамы, Старые карты, Старые фотографии
Subscribe

  • Ну чего там? Посидим дома ))

    Новые указы о спокойной домашней жизни я встретил тоже спокойно. Ну – что же, сколько можно бегать с фотокамерой по улицам. Надо и дома…

  • Батареи в квартире холодные

    Как и обычно в сентябре, в самую холодную переходную погоду, в нашем доме не включают отопление. Это повторяется годами и десятилетиями, при всех…

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Ну чего там? Посидим дома ))

    Новые указы о спокойной домашней жизни я встретил тоже спокойно. Ну – что же, сколько можно бегать с фотокамерой по улицам. Надо и дома…

  • Батареи в квартире холодные

    Как и обычно в сентябре, в самую холодную переходную погоду, в нашем доме не включают отопление. Это повторяется годами и десятилетиями, при всех…

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!