archistorik (archistorik) wrote,
archistorik
archistorik

Categories:

Модерн («Новый стиль») и Иван Билибин

Начиная с последнего десятилетия XIX века и вплоть до первой мировой войны,
Западная Европа и Россия становятся свидетелями развития Стиля модернНовое искусство»).

Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, стиль модерн оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию. Боготворя природу как основной источник вдохновения, модерн стремился вырваться из оков "старых" стилей.
А под старыми стилями, естественно, понимались стили, в основе которых лежало античное искусство.
В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как своеобразная свобода.


А свобода всегда была мила людям, в большинстве своем и не догадывавшимся, что им преподносят очередной виток зависимости от горстки идеологов нового стиля. И если в архитектуре каждое сооружение стиля модерн было дорогостоящим удовольствием, которое можно было посмотреть с улицы, но не более того, то в прикладном искусстве, и особенно в книжной графике, модерн стал по настоящему любимым искусством. Архитектура, живопись и графическое искусство, прикладное искусство, дизайн интерьеров и мебель – все это в модерне сплетается в единый клубок, который мы сегодня и считаем стилем Модерн.
Прекрасная эпоха Модерна в России длилась недолго, в основе своей до 1914 года, но отзвуки красивой жизни продолжались и во время первой мировой. И только февральская революция несколько отрезвила правящую элиту и заставила ее несколько умерить её масштаб. Великий Октябрь (который сегодня не пинает только ленивый), поставил окончательную и жирную точку в затянувшемся цветении искусства для «образованных и избранных». И началась новая эра, новые и очень непростые времена, которые, конечно не решили все социальные проблемы. Но – эра, которая открыла двери для образования  миллионам людей всей страны. И мы, их наследники, окончившие школы, колледжи, ВУЗы, аспирантуры и академии, сегодня научились понимать и ценить искусство Модерна. Что просто не могли сделать наши прадеды, работавшие на заводах по 12 часов в сутки, или на полях с рассвета до заката. А в наши дни модерн, можно сказать – родился второй раз. Или не сам модерн, а понятие высокого искусства, связанное с многообразными проявлениями модерна.
Модерн – о, это моя больная тема. Как прекрасен этот мир, посмотри!
Как он красив в своих высших проявлениях искусства. И темой данной статьи является не то, о чем я только что написал – а совсем другое. Именно искусство Модерна и графика замечательного художника Ивана Билибина. Вот небольшая экскурсия в это творчество:

Фото-1.jpg
Оставим в стороне сказку и её сказочные сюжеты и страшилки. Давайте посмотрим на рисунок художника.
Даже не читая его биографию, и ничего не зная о его поездках и знакомстве
с Древнерусской архитектурой, ясно – Иван Билибин знал, пристально изучал
и детально анализировал все аспекты архитектуры.
И вот мы видим город на горе, с куполами и церквами.
И даже дорогу, поднимающуюся в гору от пристани, где «пристают к заставе гости».
Фото-2.jpgО, бедная Алёнушка, сколько у нее предстоит впереди сложностей.
А на первом плане снова дорога поднимается на пригорок, к деревне с церквушкой у околицы.
Но как четко и просто нарисованы дома, какая законченная модерновая графика.
Фото-3.jpg
Здесь на первом плане дом зажиточного крестьянина.
Бревенчатые стены, «красное окно», деревянная крыша «безгвоздевой» конструкции.
Телега простая, но вот расписная дуга выдает заботливого хозяина.
А вдалеке видна деревянная церковь с высокой колокольней.

Очень похожие сооружения можно увидеть в Архангельской области, в качестве примера статья - http://e-aleks.livejournal.com/160822.html
Фото-4.jpg
А здесь можно увидеть темы Коломенского деревянного дворца, построенного в XVII веке.
Фото-5.jpg
И снова Древнерусская крепость на горе, как и положено настоящей Крепости.

Фото-6.jpg
 Что это? Это и Новгородская звонница, и кокошники московских церквей, и мощные башни Пскова.
Фото-7.jpg
И под занавес – царские хоромы, может быть тот же дворец в Коломенском.
Ну и конечно подтекст рисунка яркий и не оставляет сомнений в симпатиях художника.

Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. Билибинские царства  действительно романтичны, пронизаны лукавой иронией. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах, появившихся в период первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю.

О самом художнике написано много, каждый может найти и прочитать. Мне только хотелось показать связь его работ со стилем Модерн. Связь архитектуры с книжной графикой, и так характерное для времени модерна стремление к Синтезу искусств.
Если моё опус Вас заинтересовал, я буду считать свою работу удачной.

Москва, 5 марта 2017 года.
Tags: Архитектура, Деревянная архитектура, История, Модерн, Рисунки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments