archistorik (archistorik) wrote,
archistorik
archistorik

Categories:

Классицизм. Часть 4

Дом Долгова
Большая Ордынка, 21/16

Усадьба Долгова – владение купца Жемочкина – Женская гимназия – жилые дома - Институт Латинской Америки Академии наук.

Дом смотрится с улицы как очень скромный особняк, но со всеми полагающимися ему составляющими частями. Красивая ограда, двухэтажный дворец с флигелями, просторный двор и  круглая клумба посередине.


Ф-1.jpg
1. Фотография от входа в парадный двор усадьбы

История формирования ансамбля изложена ниже. Я не буду её пересказывать, а покажу текст в оригинале - в изложении реставратора, который занимался изучением усадьбы много лет.

В наши дни увидеть здания со всех сторон можно как со стороны Большой Ордынки, так и заглянув во дворы со стороны Климентовского переулка. Там процветает ресторанный дух, и даже в самом Главном доме в дворовой части совсем недавно размещался «общепит». Надеюсь, что это не задержится надолго. Но фотографии с кафе и ресторанами я, по этическим соображениям, показывать не буду.


Ф-2.jpg
2. Схема генерального плана

Ф-3.jpg
3. Общий вид усадьбы с Ордынки

В солнечный зимний день усадьба смотрится особенно красиво, в обрамлении ветвей старых деревьев, и с тенями, подчеркивающими портик и лепнину на пропилеях ворот и на Главном доме усадьбы.


Ф-4.jpg
4. Карта района улицы Ордынки и Климентовского переулка (1937 г.)
Красным цветом выделен Главный дом усадьбы Долгова

На карте 1937 года с сайта «Ретромап» хорошо видна вся территория вокруг усадьбы и окружающая застройка. Парадный двор, флигели и Главный дом дошли до наших дней почти без изменения. Видно, что за домом в те годы еще сохранялся усадебный парк.

Колокольня церкви поставлена почти по оси усадебного комплекса. А ротонда находится настолько близко к воротам парадного двора, что зрительно читается как часть общего архитектурного комплекса. Учитывая «интенсивность движения» на Ордынке в начале XIX века несложно представить себе важную и неторопливую прогулку семейства Долговых из дома к церковной службе.

Ф-5.jpg
5. Открытка 1910-х гг. На старой фотографии уже «новые времена».
В середине XIX столетия усадьбу Долгова купил купец Жемочкин,
а позднее в Главном доме разместилась женская гимназия

Ф-6.jpg
6. Главный дом усадьбы Долгова, фото 2008 г.

Несмотря на то, что Афанасий Долгов был одним из богатейших купцов того времени, на деньги которого перестраивалась церковь и возведены дома усадьбы, Главный дом подчеркнуто скромен. Сгоревший в 1812 году и полностью перестроенный  в 1820-30-х годах, комплекс домов скорее традиционен, решен в духе крупных дворянских домов. Но вот вместо колоннады был заказан пилястровый ионический портик, очевидно – рачительный купец посчитал это более рациональным решением.
Впрочем, это только мое предположение, основанное на том, что с улицы разглядеть характер и детали портика сложновато. Так что и пилястры издали можно принять за колонны.
Двухэтажный дом поставлен на сводчатом подклете палат рубежа XVII – XVIII вв., который трактован на фасаде как цокольный этаж. И в наши дни в разных изданиях дом называют и двухэтажным, и даже трехэтажным зданием.


Ф-7.jpg
7. Вид от Главного дома в сторону ограды и ворот.
На втором плане – ротонда церкви Всех скорбящих

Ф-8.jpg
8. А это уже вид от церкви в сторону Большой Ордынки.
Архитектурный ордер церкви и Главного дома один и тот же – ионический.
Но у церкви это полноценные колонны,
а в доме пилястры, то есть более простое и более скромное решение


Ордынка в наши дни заполнена автомобилями с утра до вечера, в любой день. Летом Главный дом почти не виден в зелени, а зимой открывается красивейшая панорама, в которой все взаимосвязано.
И оба здания эпохи Классицизма – Дом Долгова и церковь Всех скорбящих сливаются в единый ансамбль.
Об этом комплексе писать очень приятно. Архитектурно завершенный ансамбль является важным и для Замоскворечья и в масштабах всего города. А еще важнее, что это просто милый уголок старой Москвы.


Приложение :
Изучением и реставраций архитектурного ансамбля Усадьбы Долгова занимались многие специалисты. Далее предлагаю посмотреть отчет о работе мастерской № 13  Моспроекта-2  по данному объекту.
Приложение.jpg
……………………………………………………….

В прошлых статьях я обозначил основные принципы формирования усадеб эпохи Классицизма в Москве. Конечно – в самых основных чертах. Но даже такой подход позволяет выделить несколько основных направлений. Во-первых, все рассмотренные здания - это очень крупные сооружения, построенные на средства богатого дворянства. Во-вторых, это дома, которые являются составной частью усадьбы со многими дополнительными зданиями.

Приведенные три примера дворцов конца XVIII - начала XIX вв. наглядно демонстрируют:
Классицизм. Часть 1Дом Пашкова, редкий пример здания, в котором «парковый» фасад, является значительно более важным - он на высоком холме и обращен на Кремль.
Классицизм. Часть 2Дом Разумовского на Гороховом поле показывает большое здание, размещенное в глубине парадного двора и огромную территорию парка, который тянется до Яузы.
Классицизм. Часть 3Дом Лунина на Бульварном кольце поставлен по красной линии улицы и имеет очень скромную дворовую территорию. Фактически это уже прообраз жилого дома на городской улице.

Заканчивая тему Классицизма, я показываю в этой статье еще один пример - Дом Долгова. Очень важно отметить, что это не дворянская, а купеческая усадьба. И находится она в Замоскворечье, в историческом купеческом районе города. И в историческом контексте строительство усадьбы характеризует наступление «нового времени», времени возвышения купцов и промышленников.
………………………………………………….

Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Кульчинский Д.Н.  Дом Долгова на Большой Ордынке: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1982. С. 89 - 93.
- Сайт Retromap – Старые карты Москвы и Подмосковья
- Сайт Pastvu - Фотографии прошлого

Фотографии:
- Фотографии автора
- Фото из свободной сети интернета
- Чертежи, планы и текстовой материал сканированы и обработаны автором
…………………………………………………………….

P.S.
Уважаемые читатели!
Заглядывая иногда в раздел «статистика», я вижу, что многие мои работы по истории русской архитектуры Вам интересны. Просматривая список «мои гости», можно отметить несколько десятков имен пользователей, которые регулярно посещают мои страницы, но……не пишут комментарии.
Друзья мои, я рад Вашему интересу и к моему блокноту, и к нашей архитектуре!
Но беда в том, что «система Живого Журнала» построена на заокеанских критериях, где главным является не человек и его работа, а пресловутые «рейтинги»…..

В данном случае – это количество комментариев на странице. И если Вам интересны мои статьи, то неплохо было бы написать свое мнение в комментариях, задать вопрос или ответить на мой вопрос, прозвучавший в статье.
Вот так - было бы лучше!
Tags: Архитектура, Воспоминания, Замоскворечье, История Москвы, Классицизм, Старые карты, Старые фотографии
Subscribe

  • 22 июня ... начало войны

    Тот самый длинный день в году Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она…

  • Неорусский стиль

    Неорусский стиль Следующая моя работа будет посвящена Неорусскому стилю. Введенская Церковь в селе Пёт Рязанской области Но, уже имея…

  • Неоклассицизм

    Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре. Он возник почти одновременно с Модерном и является в определенной мере…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • 22 июня ... начало войны

    Тот самый длинный день в году Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она…

  • Неорусский стиль

    Неорусский стиль Следующая моя работа будет посвящена Неорусскому стилю. Введенская Церковь в селе Пёт Рязанской области Но, уже имея…

  • Неоклассицизм

    Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре. Он возник почти одновременно с Модерном и является в определенной мере…