archistorik (archistorik) wrote,
archistorik
archistorik

Categories:

Классицизм. Часть 3

Усадьба Лунина (Коммерческий банк)
Суворовский бульвар, 12


Мимо этой усадьбы я проходил, наверное, сотни раз. И не очень-то обращал на нее внимание. Обычный старинный дом, величественный и с колоннами. В Москве таких не счесть. Тротуар в этом месте Бульварного кольца узкий, дом виден только в сильном ракурсе, и чаще всего я обращал внимание на ажурный чугунный балкон, нависающий над первым этажом главного дома.

Фото-1.JPG
Фото 1. Вид с тротуара на рустованные стены первого этажа,
ажурный балкон и колоннаду Главного дома

С самого бульвара тоже не очень-то рассмотришь, особенно летом, сквозь листву. Но несколько лет назад, по пути из Дома архитектора к метро Арбатская – увидел комплекс сквозь осенние оголенные  деревья, и остановился в изумлении. Вот такие виды мне открылись:

Фото-2.jpg
Фото 2. Весь архитектурный комплекс усадьбы Лунина, вид с бульвара.
Слева одноэтажный служебный корпус, в центре главный дом, вдали – правый флигель.
Ограда бульвара удачно закрывает поток машин …

Пройдя еще несколько метров, я смог сфотографировать и главный дом усадьбы. Огромное дерево, закрывающее фасад здания, несколько «поурезали» – и открылся великолепный вид.

Фото-3.jpg
Фото 3. Главный дом усадьбы Лунина

А правее в просвете между деревами виднелся и правый флигель. Сначала была мысль сделать некую панораму, но потом стало ясно, что это задача невыполнимая. И получилась просто серия фотографий осеннего бульвара, со старыми деревьями. И архитектурой, так камерно  виднеющейся в просветах между почерневшими стволами.

Фото-4.jpg
Фото 4. Слева основное здание, а вдали виден между деревьями правый флигель комплекса

А теперь боле внимательно надо посмотреть каждое из трех зданий, которые вместе и образуют весь комплекс усадьбы Лунина.
Усадьба имеет ассиметричную композицию, редко встречающуюся в классицизме. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения.  Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию - колоннада поставлена в неглубокой лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент - без фронтона и завершен протяженным аттиком. В комплексе усадьбы Лунина парадное оформление главного корпуса как бы противостоит  решению фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе.
Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном, как и положено по всем правилам классицизма.

В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин. После московского пожара 1812 г. от предыдущих строений  сохранилась только подвальная часть.
В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение и (теперь уже Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, а рога изобилия - символа торговли и богатства появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья.

Фото-5.jpg
Фото 5. Вид Главного дома с бульвара

Парадный вход в здание прямо с улицы тоже редко встречается в усадебных домах Москвы. Общая композиция фасада – колоннада в горизонтальной лоджии и крупные окна с арками по сторонам. Линия ажурного балкона объединяет колоннаду и одновременно служит навесом над входом в здание.


Фото-6.jpg
Фото 6. Левое окно главного дома с лепной аркой,
в которой лира должна была напоминать о домашних концертах в семье Луниных

Рассмотреть фасад здания действительно проблематично. Вблизи, с тротуара его плохо видно,  с бульвара слишком далеко, детали не разглядишь. Лучше всего дворец можно рассмотреть при движении от бульвара к тротуару – но я никому не советую этого делать. Машины, выезжая из туннеля под Арбатской площадью – как раз в этом месте набирают скорость и излишняя любознательность к искусству здесь очень опасна. Вот поэтому многие детали и от меня были скрыты годами. Сегодня я более подробно рассмотрел фотографии и чертежи и могу сообщить интереснейшие подробности.

Фото-7.jpg
Фото 7. План главного дома на уровне второго этажа и колоннады

Оказывается - портик заглублен в нишу, и наружные грани колонн находятся в плоскости наружных стен. Очень необычное решение. В большинстве случаев портик с колоннами находится на некотором расстоянии от стены, или вплотную к стене, что тоже встречается редко.
И антаблемент запроектирован тоже в плоскости наружных стен. А по бокам антаблемент продолжен узорами лепнины. В общем, что ни шаг - то новое и необычное для классицизма решение.

Правый флигель, или правильнее сказать просто «флигель», так как левого не существует вообще,  это традиционное для Д.Жилярди решение, которое встречается во многих архитектурных памятниках Москвы, в частности в усадьбе Усачевых-Хлудовых-Найденовых на Земляном валу или в здании Опекунского совета на Солянке.

И хотя в литературе часто повторяется фраза, что оба здания усадьбы Лунина – главный корпус и флигель – составляют единый и взаимосвязанный комплекс, фактически на улице, в реальной обстановке, они обычно воспринимаются как два самостоятельных здания.

Фото-8.jpg
Фото 8. Вид на флигель с бульвара

Третья постройка ансамбля – одноэтажный корпус – это распространенный тип ампирного служебного здания. Протяженный рустованный фасад разделен на две части плоским ризалитом,  где окна через одно – с арочкой. При осмотре комплекса со стороны Никитских ворот  служебный корпус определенным образом подготавливает подход к Главному зданию. Получается уравновешанная композиция, которая так привлекла мое внимание в сумрачный осенний день.

Фото-9.jpg
Фото 9. Левый флигель – служебный корпус усадьбы

Здания находятся на Бульварном кольце, в самом центре Москвы, и во все времена сохранялись в хорошем, ухоженном состоянии. Уже несколько десятилетий в зданиях размещается Музей Востока. Восстановлены интерьеры,  и архитектурный комплекс усадьбы Луниных продолжает жить интенсивной жизнью музея, что радует всех.

Фото-10.jpg
Фото 10. Дом Луниных на Суворовском бульваре, 1980-90 гг.
Фото: Игорь Павлов, сайт pastvu.com

Заканчивая статью, хочется все-таки сказать о некоторой неточности в названии комплекса. Жилым домом Луниных недолгое время являлся лишь флигель, а главный корпус  в 1821 был продан Коммерческому банку в еще недостроенном состоянии, и жилым домом Луниных уж никак не мог быть.

………………………………………………………………..
Историю дворян Луниных коротко и ясно изложила Ирина Левина, моя добрая знакомая, которая профессионально занимается изучением дворянских и купеческих династий - http://um.mos.ru/houses/usadba_luninykh/ .

Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город. – М.: Искусство, 1989.
………………………………………………………………..
- Основные фотографии выполнены автором  в 2012 г.
- Другие Фотографии – сайт Pastvu.com, и так же из интернета

Tags: Архитектура, Воспоминания, История, История Москвы, Классицизм, Старые фотографии, Чертежи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments