- Дом Наркомфина,
- Студенческий дом – коммуна,
- Здание газеты «Известия».
Дом Наркомфина
Дом Наркомфина — жилой дом-коммуна, построенный в 1930 году по проекту архитекторов М. Я. Гинзбурга и И. Ф. Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина) на Новинском бульваре, 25, корп. 1.
Несмотря на то, что чаще всего дом Наркомата финансов именуется «домом-коммуной», автор проекта М. Гинзбург считал его «домом переходного типа», так как в нём не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в домах-коммунах. Называя его так, М. Гинзбург имел в виду, что обитатели оценят удобства общественного обслуживания и постепенно перейдут к новому бытовому укладу.
Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 м и высотой 17 м. Ориентация здания на запад и восток. В торцах здания расположены лестничные клетки, всего две на всю длину. Первый этаж, высотой 2,5 метра состоит из круглых столбов, что было связано со стремлением сохранить парковую территорию и тем, что первые этажи менее пригодны для жилья. Дом был задуман как «коммунальный» с изолированными квартирами на 50 семей, общей численностью около 200 человек, и имеющимся общественным обслуживанием.
Вид жилого дома с торцевой части, справа – блок обслуживания
Дом создавался как жилище нового социального типа с развитым блоком коммунального обслуживания, вмещавшим в себя кухню, общественную столовую, спортивный зал, библиотеку и клубные комнаты.Жилой комплекс построен был вдали от улиц и окружен зеленью
Разрез здания – очень важный чертеж, без которого невозможно представить объемно-планировочное решение всего дома.
По второму и пятому этажам здания проходят коридоры шириной около 4 м,
(коридоры указаны цифрами красного цвета).
Из коридора второго этажа осуществляется вход в двухуровневые квартиры на 2 и 3 этажах.
Из коридора пятого этажа осуществляется вход в квартиры трех верхних этажей:
- двухуровневые квартиры на 4 и 5 этажах,
- двухуровневые квартиры на 5 и 6 этажах.
Планы двухуровневых квартир на 2 и 3 этажах
Расположение квартир в двух уровнях позволило устроить входы в них из тянувшегося во всю длину корпуса только двух коридоров – на втором и пятом этажах.
Надо отметить и то обстоятельство, что деление дома на шесть этажей очень условно. Это шесть уровней, обозначенных на восточном фасаде сплошными лентами окон.
Пространство квартир на 2 – 3 этажах организовано с просторным холлом-гостиной и невысокими помещениями для кухонь, ванных и спален.
Квартиры верхних трех этажей обслуживает так же один коридор, проходящий на уровне пятого этажа. Это квартиры предназначались для молодых семей, в них высокая гостиная и низкая спальня с кухней и ванной.
Солярий на крыше был задуман для отдыха и общения жильцов.
В этом здании наиболее полно осуществлены знаменитые
пять принципов Корбюзье:
1. здание на столбах, свободный первый этаж
2. плоская крыша-терраса
3. свободные планировка этажей
4. ленточное окно
5. свободный фасад, так как все наружные стены не являются несущими и решение фасада не связано с конструкциями.
Несмотря на свою уникальность, здание полузаброшено, разрушается и находится в катастрофическом состоянии. Разговоры о том, что «вот-вот» начнется его реставрация - продолжаются уже десятилетия……
Студенческий дом – коммуна
Комплекс построен в 1930 году по проекту И.С.Николаева. Основная идея проекта – минимальные комнаты для проживания двух человек и развитая система общественного обслуживания.
В плане здание состоит из трёх корпусов. Главный - спальный корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с двумя выступающими округлыми лестницам и прямоугольными выступами в торцах. К нему посередине примыкает санитарный корпус, который соединен с трёхэтажным общественным корпусом, через который и осуществляется вход в здание.
В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий.
Архитектура корпусов решена с широким применением принципов конструктивизма - горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля, свободный первый этаж на колоннах.

Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение.
Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса.
В 1931 году здание было введено в эксплуатацию. Уже вскоре после открытия общежития строгое следование концепции «машины для жилья» было нарушено. Спальные кабины использовались студентами не только для сна, но также для отдыха и хранения личных вещей. Однако благодаря развитой системе общественных помещений, в первые годы после постройки режим функционирования кабин был близок к первоначальному замыслу.
В конце 1960-х гг. внутреннее пространство дома-коммуны было частично перестроено и отдано в качестве студенческого общежития Институту стали и сплавов. В 1990-е памятник архитектуры, который оказался в аварийном состоянии, расселили. Реконструкция дома-коммуны МИСиС началась в 2007 году.
Современный вид после реконструкции
В 1960-е годы И.С.Николаев был ректором Архитектурного института. Дипломный проект я разрабатывал в группе под руководством Ивана Сергеевича. Впрочем, более подробно о том времени написано в моих мемуарах: «И.С.Николаев и МАрхИ в 1960-е годы».
И мне запомнился разговор, в котором Иван Сергеевич негодовал на недоделки при строительстве здания дома-коммуны, ведь осталась невыполненной система вентиляции в спальном корпусе, которая была необходима при таких маленьких размерах жилых комнат. Так же не были смонтированы лифты, что для многоэтажного здания просто недопустимо.
Много лет здание находилось в неудовлетворительном состоянии. В наши дни, после многолетней реконструкции, комплекс приведен в порядок. Восстановлены исторические фасады и оригинальные габариты ленточных окон, обновлены коммуникации и установлены лифты. После реконструкции здание, как и прежде, будет использоваться в качестве общежития Московского института сталей и сплавов (МИСиС).
Радует, что знаменитое здание Дома - коммуны в наши дни отремонтировано и обрело новую, можно сказать - вторую жизнь.
Здание газеты «Известия»
Здание построено в 1926 году по проекту Г.Б.Бархина. Буквальная читаемость фасада – это идеологическое требование, надпись «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» должна была сразу информировать о назначении здания.
План «Новая Москва» уже в те годы ограничивал высотность шестью этажами. И этажей в здании шесть, но только они очень высокие. В нижнем этаже помещались типографские машины, что действительно требовало высоты, но и все остальные этажи - тоже весьма высокие.
На главном фасаде четко читается каркасная конструкция здания и запоминается асимметрия фасада с лестничной клеткой в сплошных витражах, сдвинутая влево. И, конечно - круглые окна верхнего этажа.
Панорама Пушкинской площади многие годы была своеобразной энциклопедией архитектурных стилей разных времен. Слева кинотеатр на углу улицы Горького, в центре снимка двухэтажный дворец, который москвичи связали с героями Грибоедова, и называли не иначе как «Дом Фамусова». И так уж получилось, что здание «Известий», конструктивизм двадцатых годов ХХ века, тем не менее всегда смотрелось не чужеродно историческим зданиям. Оно вписалось в историческую среду, и это еще раз говорит о высоком уровне архитектуры эпохи конструктивизма.
И под занавес, поистине революционное фото Александра Родченко, 1932 год. Снято по диагонали, что бы акцентировать необычный характер здания, окружающую его городскую среду, всю атмосферу тех лет, и часы на стене – огромную редкость в те годы.
Вот такой получился краткий обзор –
Конструктивизм: часть 1- Рабочие клубы,
Конструктивизм: часть 2- Жилые кварталы,
Конструктивизм: часть 3- Уникальные здания.
Заканчивая данную статью, я одновременно заканчиваю и работу по обзору этапных сооружений эпохи Советского конструктивизма. Это очень интересное, поистине революционное время, время устремления в будущее, время надежд на лучшую жизнь, которая обязательно должна наступить…….!
Сегодня архитектура конструктивизма не всегда правильно понимается нашими современниками. А жаль.
Хотя ….. в последние годы изданы десятки книг о конструктивизме и я надеюсь, что и моя работа поможет многим начать изучение нашего архитектурного наследия 1920-1930-х годов.
……………………………………………………….
Источники:
Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.