Их стали проектировать и строить по очень простой и функциональной схеме. Каждый дом высотой четыре или пять этажей, разумеется – без лифта, но со всеми удобствами. Группы домов образовывали благоустроенные внутренние дворы. И при крайней экономии средств на строительство, кварталы получили свой запоминающийся облик. Акцентирование лестничных клеток, угловые окна, балконы и лоджии, озеленение и благоустройство дворов, плоские кровли с соляриями – вот такими простыми средствами были созданы эти кварталы.
Вспомним, какие стихи по этому случаю написал пролетарский поэт:
«И вот мне квартиру дает жилищный, мой рабочий кооператив.
Во - ширина! Высота - во! Проветрена, освещена и согрета….»
(В. Маяковский)
Мне приходилось бывать в таких домах и первое, что очень понравилось – это комнаты с достаточно высокими потолками и хороших пропорций, близкие к квадрату. Квартиры в таких домах выгодно отличаются от печально известных панельных «хрущевок» именно толстыми стенами и широкими комнатами.
В наши дни кварталы жилых домов первых пятилеток очень ценятся москвичами. За сохранение этих уютных районов идет нескончаемая война с городскими властями. В отличие от рабочих клубов, многие из которых, несмотря на свою ценность, пребывают в плачевном состоянии - эти поселки находятся в отличной форме и полностью выполняют свою первоначальную функцию — в них живут люди, и им эти дома нравятся
Усачевка
Рабочий поселок завода «Каучук», возведен в числе первых, в соответствии с концепцией приближения рабочего жилья к промышленным предприятиям. Расположенный неподалеку образцовый завод «Каучук», требовал столь же образцового жилья для рабочих.
Усачевка – это один из первых в Москве примеров комплексной застройки большого жилого массива в 1920-е гг. Территория около 25 га. Дома в 4-5 этажей, секционные и Г-образной формы.
В планировке кварталов преобладают осевые композиции. Территория между домами занята дворами с зелёными насаждениями и игровыми площадками. Одновременно с жилыми домами были построены детские дошкольные учреждения, школа, амбулатория, универмаг, баня, столовая, заложен бульвар. В строгих по формам, лишённых декора домах удобные и просторные 2-3-комнатные квартиры, рассчитанные на посемейное заселение.
Еще одна характеристика жилых домов: «Дома с толстыми кирпичными стенами, квартиры просторные, трех- или четырехкомнатные. Квартиры занимают всю ширину корпуса, и их окна выходят на обе стороны — это очень удобно для жильцов, так как дает возможность сквозного проветривания». Хотя мне кажется, что здесь вкралась маленькая ошибка – вряд ли в те годы семье рабочего давали квартиру, скорее всего только комнату в квартире, и получалась коммунальная квартира (то есть своего рода коммуна!). Но в наши дни такие детали уже надо изучать по мемуарам тех лет, а не в архитектурных архивах.
Шаболовка
Жилой квартал на Шаболовке, также называемый Хавско-Шаболовский жилой комплекс.
Главная пешеходная аллея, проходящая через весь квартал,
и соединяющая улицы Шаболовка и Хавская
и соединяющая улицы Шаболовка и Хавская
Четко видна архитектурная концепция авторов проекта
Диагональное решения генерального плана, угловые корпуса, поставленные не вдоль улиц, а под углом, диагональные проходы и аллеи – всем этим жилой квартал на Шаболовке и отличается от других жилых районов, проектировавшихся и построенных в годы конструктивизма в Москве. Проект жилого комплекса был разработан в 1927 г. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно-эстетическая выразительность.
Всего были запроектированы 24 пяти - шестиэтажных жилых корпуса. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света. Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем южные фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. Северные фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванные комнаты.
Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства. Создаётся впечатление, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства.
Очень красивое описание дворов нашлось в одном из многочисленных документов, посвященных этому известному жилому комплексу.
«Угловые фасады, как волнорезы, рассекают и устремляют людские потоки в дворовые пространства. Ритм уступов, нарастающий в своем напряжении к угловым фасадам, образует композиционные сгустки, увлекающие зрителя обойти угол и устремляющие его дальше, в новые и новые пространства. Моменты кульминационного пластического напряжения сменяются паузами, после которых - новое нарастание подъема….». Пожалуй, лучше не скажешь!
Генеральный план запроектирован с учетом видовых точек, которые раскрываются из окон и дворов как в сторону памятника архитектуры – Донского монастыря, так и в сторону знаменитой Шаболовской телебашни.

Хавско-Шаболовский переулок (ул. Лестева). Дом-коммуна. Фото 1932 года.
Скорее всего, это вырезка из газеты или журнала тех лет
Для иллюстрации приходится использовать в основном старые фотографии. Ансамбль сильно пострадал от реконструкций в 1970 годы и в наше время добавились новые проблемы. И сегодня нужно иметь перед глазами хорошую историческую карту и старые фотографии, что бы ходить и мысленно восстанавливать утраченное. Надеюсь, что в будущем этот памятник советской архитектуры первых пятилеток обретет свои проектные фасады и избавится от случайных построек.
Вот так, если очень коротко, можно охарактеризовать создание жилых кварталов на рабочих окраинах старой Москвы. Строительство жилых домов не было простым делом, нехватка строительных материалов и настоящих профессиональных строителей давала о себе знать. Да и проектирование велось в напряжении, в бесконечных спорах архитекторов, проводились конкурсы, создавались разные творческие объединения и т.д. Но это уже отдельная профессиональная тема.
Сегодня общее количество подобных кварталов и сосчитать сложно. В своей статье я рассказал только о двух, может быть - самых известных комплексах зданий.
Конструктивистский жилой дом на окраине Москвы является и главным героем фильма «Дом, в котором я живу». В коммунальной квартире проживают несколько семей и показана их жизнь на протяжении многих лет. Сам «Дом» в фильме показывается эпизодически, но можно понять, что это окраина города, рядом станция электрички.
Вот так, если очень коротко, можно охарактеризовать создание жилых кварталов на рабочих окраинах старой Москвы. Строительство жилых домов не было простым делом, нехватка строительных материалов и настоящих профессиональных строителей давала о себе знать. Да и проектирование велось в напряжении, в бесконечных спорах архитекторов, проводились конкурсы, создавались разные творческие объединения и т.д. Но это уже отдельная профессиональная тема.
Сегодня общее количество подобных кварталов и сосчитать сложно. В своей статье я рассказал только о двух, может быть - самых известных комплексах зданий.
Конструктивистский жилой дом на окраине Москвы является и главным героем фильма «Дом, в котором я живу». В коммунальной квартире проживают несколько семей и показана их жизнь на протяжении многих лет. Сам «Дом» в фильме показывается эпизодически, но можно понять, что это окраина города, рядом станция электрички.
Наверное, среди читателей статьи найдутся и жители похожих рабочих районов. Было бы весьма интересно услышать их мнение о качестве домов и об уровне жизни в таких городских образованиях, построенных в стиле конструктивизма в 1920-1930 годы.
........................................
Источники:
Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →