Капитель

Особняки эпохи московского ампира - первая треть XIX в.

Слово Ампир сегодня часто встречается при описании исторической застройки Москвы.
Так что же это за стиль, когда он появился?  Ответить на эти элементарные вопросы оказалось непросто.

Дом Станицкой.jpg
Фасад дома княгини А.А.Оболенской на Арбате. 1841г.
«Чертежи Комиссии для строений в Москве» ГИМ
Дом находился на Арбате рядом с церковью Николы Явленного,
в районе сегодняшнего Серебряного переулка.

Произведения архитектуры, созданные в эпоху ампира хорошо известны - дворцы, храмы и крупные общественные здания, в которых ярко виден именно парадный  «Имперский стиль».
В своей статье я анализирую только небольшую часть ампирного наследия Москвы, а именно - жилые дома и небольшие особняки, созданные в первой половине XIX века. И начинаю, конечно, со старых Арбатских переулков…..
Статья, с фотографиями и чертежами
Да, это Вы хорошо подметили - портик не до верха, а только на высоту основного этажа.
Это видно на первом примере - доме Поливанова в Денежном переулке. Где-то встречал, что раньше там был балкончик, и выход на него из комнат мансарды. Как и в усадьбе Хрущевых, по тому же принципу....
То есть, действительно - с портиком Ампир обращался весьма вольно :))
Позвольте уточнить. Есть подозрение, что Вы не совсем поняли, что я имел в виду. Я говорил вовсе не о том, что, скажем, в доме Поливанова ордер не охватывает мезонин по высоте, т. е. что применён малый ордер вместо большого. А о том, что основной ордер как таковой в большинстве этих домов не простирается дальше портика. Сравните, например, с почти утраченным домом в Ляхове: там вместо фронтона портик венчает некая странная конструкция, однако антаблемент портика чинно продолжается над всем зданием. (Думаю, в зрелом классицизме найдутся и другие примеры домов малого ордера с мезонинами, где ордер будет протянут по всему дому). В жилярдиевских же домах портик, как правило, выше основного объёма, и карниз основого объёма никак не связан с антаблементом портика. Так и у Поливанова (карниз здания пришёлся практически на архитрав портика, а карниз портика выше), и у Протковой (здание венчает двухчастный антаблемент, весь находящийся ниже антаблемента портика), и у Лопухиных, и у Хрущёвых, и во флигеле дома Луниных, и в Высоких Горах. А теперь возьмём кордегардии Триумфальной арки: портик НИЖЕ венчающего карниза.Снова имеем несовпадение, хоть и в другую сторону. Есть, конечно, и примеры единого ордера по всему фасаду (Опекунский Совет). Но это для Жилярди и Бове, кажется, более исключение, чем норма.

Edited at 2016-05-31 06:35 am (UTC)