Прогулка на «Высокие горы»
Есть в Москве места, которые расположены в центре и на магистралях, но при этом остаются малоизвестными. Казалось бы, что само расположение должно гарантировать им популярность. Но общее невнимание нашего общества к архитектуре приводит к совершенно другому эффекту.
Но сегодня получается, что это «невнимание» является весьма ценным моментом в жизни памятника архитектуры, которое помогает этим малоизвестным местам оставаться в стороне от потоков туристов. И это прекрасно. Потому, что истинный любитель архитектуры все равно найдет, отыщет и посмотрит.
И я долгие годы проходил мимо этой очаровательной усадьбы, хотя фасад ее главного дома виден со всех окружающих точек Садового кольца, из окон проходящих троллейбусов, и проносящихся машин. Но все-таки собрался посмотреть и пригласил своих друзей, с которыми мы уже второй год вместе изучаем нашу Москву. Итак - отчет о прогулке в усадьбу Усачевых-Хлудовых-Найденовых, более известной широкой публике как санаторий «Высокие горы». Название очень красивое, и именно эту трактовку я принял в качестве заголовка статьи.
Усадьба действительно находится на высоком берегу Яузы, на одном из самых высоких мест этого района. Произведение архитектуры, во всех солидных источниках приписываемое архитектору Доменико Жилярди, представляет собой небольшой комплекс сооружений, главное из которых - двухэтажное здание в традициях эпохи классицизма.
На общем генплане показаны все основные здания усадьбы. Для начала хотелось бы обратить внимание на парадный двор перед главным фасадом, который был снесен в 1960е годы ради расширения Садового кольца. И фасад здания завис над устроенной тогда же подпорной стенкой. Увидеть все здание сегодня возможно только с дальних точек.
Пройдя через исторические ворота, слегка руинированные, но очаровательные в своей натуральной красе, и не испорченные сегодняшними «реставрациями» (более похожими на новоделы) – мы попадает во внутренний парадный двор. И сразу разительный контраст с улицей, значительно тише, вокруг спокойствие. ........ А наше внимание приковывает входное крыльцо, расположенное со двора, что бы не нарушалась гармония главного фасада.

Внутренний двор почти квадратный в плане, и окружен с трех сторон зданиями. Каретный сарай, амбар, кладовые – все эти названия несколько условные, так как за ними скрываются выполненные в традициях классицизма весьма неординарные сооружения.
С восточной стороны двора находится красивейшее здание, на генплане названное кладовыми. Огромные арочные окна, первоначально, скорее всего - были открытыми арками с воротами, о чем говорят сохранившиеся кованые петли по сторонам проемов. Внутренний двор почти квадратный в плане, с цветами и дорожками, и лавочками по периметру.
Конечно, последний раз реставрационные работы проводились в усадьбе в 1960-е годы. И к нашему времени многие сооружения уже обветшали, что особенно заметно при внимательном взгляде на обе беседки. Все так. Но какое же очарование скрывается в этой запущенности! Точно ты пришел в заброшенную усадьбу в середине XIX века и гуляешь по ее аллеям.
И оставаться бы усадьбе на все века в качестве рядовой и ….. где-то уже много раз виденной постройкой. Но есть у этой усадьбы своя уникальность. Разрабатывая проект главного дома, архитектор Доменико Жилярди ввел в проект невиданный пандус. Подобного решения в каком либо другом месте я не могу припомнить. И этот пандус вел гостей с уровня второго этажа прямо в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце пандуса лежат чугунные львы. На генеральном плане видно, что пандус плавно поворачивал на главную аллею усадьбы. И все это великолепие прекрасно сохранилось и вызывает откровенный восторг.
Но вернемся снова к архитектуре. Главный дом спроектирован в традициях, характерных для крупных дворянских имений XVIII – начала XIX вв. Но это уже не дворянская, а купеческая усадьба. Имение, перешедшее от дворян к новому классу – предпринимателей и купцов. И новая усадьба Усачевых показывает новые веяния и новые требования к архитектуре. И только старый парк, доставшийся в наследство от старых дворянских усадеб, бывших на этом месте, продолжал сохранять свои зеленые кущи.
Но сегодня получается, что это «невнимание» является весьма ценным моментом в жизни памятника архитектуры, которое помогает этим малоизвестным местам оставаться в стороне от потоков туристов. И это прекрасно. Потому, что истинный любитель архитектуры все равно найдет, отыщет и посмотрит.
И я долгие годы проходил мимо этой очаровательной усадьбы, хотя фасад ее главного дома виден со всех окружающих точек Садового кольца, из окон проходящих троллейбусов, и проносящихся машин. Но все-таки собрался посмотреть и пригласил своих друзей, с которыми мы уже второй год вместе изучаем нашу Москву. Итак - отчет о прогулке в усадьбу Усачевых-Хлудовых-Найденовых, более известной широкой публике как санаторий «Высокие горы». Название очень красивое, и именно эту трактовку я принял в качестве заголовка статьи.
Усадьба действительно находится на высоком берегу Яузы, на одном из самых высоких мест этого района. Произведение архитектуры, во всех солидных источниках приписываемое архитектору Доменико Жилярди, представляет собой небольшой комплекс сооружений, главное из которых - двухэтажное здание в традициях эпохи классицизма.
На общем генплане показаны все основные здания усадьбы. Для начала хотелось бы обратить внимание на парадный двор перед главным фасадом, который был снесен в 1960е годы ради расширения Садового кольца. И фасад здания завис над устроенной тогда же подпорной стенкой. Увидеть все здание сегодня возможно только с дальних точек.
Пройдя через исторические ворота, слегка руинированные, но очаровательные в своей натуральной красе, и не испорченные сегодняшними «реставрациями» (более похожими на новоделы) – мы попадает во внутренний парадный двор. И сразу разительный контраст с улицей, значительно тише, вокруг спокойствие. ........ А наше внимание приковывает входное крыльцо, расположенное со двора, что бы не нарушалась гармония главного фасада.

Внутренний двор почти квадратный в плане, и окружен с трех сторон зданиями. Каретный сарай, амбар, кладовые – все эти названия несколько условные, так как за ними скрываются выполненные в традициях классицизма весьма неординарные сооружения.
Пока мы на фоне каретного сарая разбираемся с планировкой усадьбы, наш коллега уже фиксирует нас для истории
А на втором плане тот самый «каретный сарай с амбаром». Дворовые сооружения в этом великолепном ансамбле
названы с предельной скромностью ….. ))
названы с предельной скромностью ….. ))
С восточной стороны двора находится красивейшее здание, на генплане названное кладовыми. Огромные арочные окна, первоначально, скорее всего - были открытыми арками с воротами, о чем говорят сохранившиеся кованые петли по сторонам проемов. Внутренний двор почти квадратный в плане, с цветами и дорожками, и лавочками по периметру.
С южной стороны двор ограничен оградой с воротами, ведущими в парк.


О самом парке - по высокому счету - нужно писать отдельную статью! Он настолько живописен, настолько изящен, наполнен огромным количеством скульптур, чугунных ваз, статуй, беседок с колоннами, что мне сегодня приходится ограничиться только отдельными фотографиями. Старые деревья, сохранившиеся от существовавшего здесь парка имения Гагариных, дорожки, тропинки и многое-многое другое.


О самом парке - по высокому счету - нужно писать отдельную статью! Он настолько живописен, настолько изящен, наполнен огромным количеством скульптур, чугунных ваз, статуй, беседок с колоннами, что мне сегодня приходится ограничиться только отдельными фотографиями. Старые деревья, сохранившиеся от существовавшего здесь парка имения Гагариных, дорожки, тропинки и многое-многое другое.
Одна из беседок в парке
На старой фотографии 1910 года беседки украшены скульптурами. Сегодня от скульптур не осталось и следа,
но наши коллеги немного исправили ситуацию. ))
но наши коллеги немного исправили ситуацию. ))
Конечно, последний раз реставрационные работы проводились в усадьбе в 1960-е годы. И к нашему времени многие сооружения уже обветшали, что особенно заметно при внимательном взгляде на обе беседки. Все так. Но какое же очарование скрывается в этой запущенности! Точно ты пришел в заброшенную усадьбу в середине XIX века и гуляешь по ее аллеям.
Старые деревья, чугунные скульптуры, парковые дорожки…..
И оставаться бы усадьбе на все века в качестве рядовой и ….. где-то уже много раз виденной постройкой. Но есть у этой усадьбы своя уникальность. Разрабатывая проект главного дома, архитектор Доменико Жилярди ввел в проект невиданный пандус. Подобного решения в каком либо другом месте я не могу припомнить. И этот пандус вел гостей с уровня второго этажа прямо в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце пандуса лежат чугунные львы. На генеральном плане видно, что пандус плавно поворачивал на главную аллею усадьбы. И все это великолепие прекрасно сохранилось и вызывает откровенный восторг.
Ну, и как положено – мы сфотографировались на пандусе. Так что вот, фото на память
Но вернемся снова к архитектуре. Главный дом спроектирован в традициях, характерных для крупных дворянских имений XVIII – начала XIX вв. Но это уже не дворянская, а купеческая усадьба. Имение, перешедшее от дворян к новому классу – предпринимателей и купцов. И новая усадьба Усачевых показывает новые веяния и новые требования к архитектуре. И только старый парк, доставшийся в наследство от старых дворянских усадеб, бывших на этом месте, продолжал сохранять свои зеленые кущи.
План второго этажа показывает традиционную планировку усадебного дома.
Парадная анфилада залов вдоль главного фасада и система более мелких помещений, смотрящих окнами во двор.
И пандус, по которому можно спуститься в парк, минуя лестницы.
Парадная анфилада залов вдоль главного фасада и система более мелких помещений, смотрящих окнами во двор.
И пандус, по которому можно спуститься в парк, минуя лестницы.
Удалось нам посмотреть и лестницу главного дома, но дальше вестибюля охрана нас не пустила
Прощаясь с усадьбой, попросил друзей сфотографировать меня в компании со львами и грифонами

Заканчивается наше знакомство с замечательным памятником русской архитектуры начала XIX века. И подходя к воротам усадьбы, мы можем увидеть еще одну незабываемую картину – как усадьба смотрится на фоне огромного жилого здания совсем другой эпохи, времени освоения классического архитектурного наследия. Неплохое сочетание, надо признаться.

Заканчивается наше знакомство с замечательным памятником русской архитектуры начала XIX века. И подходя к воротам усадьбы, мы можем увидеть еще одну незабываемую картину – как усадьба смотрится на фоне огромного жилого здания совсем другой эпохи, времени освоения классического архитектурного наследия. Неплохое сочетание, надо признаться.
И под конец рассказа хочется показать все-таки общий вид усадьбы с Земляного вала. Это снимок 1970х годов, улица уже расширена, парадный палисад перед зданием уже в прошлом. И видно, что прошла серьезная реставрация всего комплекса. Вдоль фасада еще не посажены деревья и здание раскрыто на улицу.
Прогулка-экскурсия состоялась в субботу 08.08.2015 г.
Фотографии:
- Фотографии выполнены участниками прогулки. Фотоаппараты были, наверное, у всех. Так что фотографий получилось очень много, и выбрать из общего количества несколько для отчета - оказалось делом непростым.
- Старые фотографии привлечены с сайта - https://pastvu.com/
Литература:
1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6: Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000.
2. Ильин М.А. Москва. – М.: Искусство, 1970.
Прогулка-экскурсия состоялась в субботу 08.08.2015 г.
Фотографии:
- Фотографии выполнены участниками прогулки. Фотоаппараты были, наверное, у всех. Так что фотографий получилось очень много, и выбрать из общего количества несколько для отчета - оказалось делом непростым.
- Старые фотографии привлечены с сайта - https://pastvu.com/
Литература:
1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6: Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000.
2. Ильин М.А. Москва. – М.: Искусство, 1970.
Такую маленькую заметочку как-то сделал: http://seakonst.livejournal.com/134955.html
Каждый из нас каждый день что-то обязательно открывает ....
что-то пишет, что-то рисует и что-то создает.....
Ни дня без строчки .....:))
Но увидеть все воочию, погулять по аллеям, посмотреть архитектуру, вкусить это несравненный шарм старинной усадьбы – совсем другое дело. Тем более, что у меня это просто дружеские встречи под эгидой общей любви участников к нашей русской архитектуре и нашему искусству, и скорее прогулка, чем экскурсия.
Следующая встреча намечается в конце августа, или в самом начале сентября. Напишите мне в личном сообщении Ваши координаты, что бы я заранее предупредил Вас о дате прогулки.
Edited at 2015-08-13 06:39 am (UTC)
А усадьба очень колоритная, в золотую осень думаю еще разочек зайти, прогуляться.
Кстати деревьев усадьбы Гагариных там не осталось, если только "дуб в корсете", все остальные это уже усачевские, потому что все исследователи пишут, что парк разбивался в 1830-е годы заново. И если вы посмотрите на планы усадьбы времен Григорьева там хорошо видно, что деревья сейчас растут по другому.
Усадьба очень интересная, хотя это уже последние штрихи уходящего в историю ампира. Но общий колорит таков, что по усадьбе можно гулять с огромным удовольствием. Мы и погуляли с удовольствием, но не долго, чуть более двух часов. Посмотрели все здания, парк, прошли в глубину к маленьким деревянным домикам, очень колоритным. И кошек тоже видели и яблоки ели в саду. Так что мой отчет охватывает только малую часть впечатлений. Но я знаю, что в ЖЖ перегружать отчет нельзя.
О парке и о деревьях, конечно - это отдельная тема....
И, уж извините, насчет «усадьбоведа» Вы ошиблись – в нашей группе были только наши старые друзья....:))
Спасибо!
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
Re: Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
Что касается названий отдельных сооружений в этом комплексе, то ведь я их не сам придумываю, а беру те, что написаны в Памятниках. Приведенный мною генплан – тоже оттуда.
В данном случае в томе 6 на стр. 27 есть и довольно четкое определение. «Исследователи с начала ХХ века называли эту постройку то Чайным домиком, то Музыкальным павильоном».
И на фото в ПАСТВу - https://pastvu.com/p/103956 - показан именно он, там же много снимков.
Про небольшой полукруглый павильон (10, крытая беседка) там тоже есть несколько слов ….
Будем верить тому, что написано в Памятниках, что еще остается ?
Посмотрите лучше, какие снимки у меня получились по Дому Лунина на Никитском бульваре ))