Но сегодня получается, что это «невнимание» является весьма ценным моментом в жизни памятника архитектуры, которое помогает этим малоизвестным местам оставаться в стороне от потоков туристов. И это прекрасно. Потому, что истинный любитель архитектуры все равно найдет, отыщет и посмотрит.
И я долгие годы проходил мимо этой очаровательной усадьбы, хотя фасад ее главного дома виден со всех окружающих точек Садового кольца, из окон проходящих троллейбусов, и проносящихся машин. Но все-таки собрался посмотреть и пригласил своих друзей, с которыми мы уже второй год вместе изучаем нашу Москву. Итак - отчет о прогулке в усадьбу Усачевых-Хлудовых-Найденовых, более известной широкой публике как санаторий «Высокие горы». Название очень красивое, и именно эту трактовку я принял в качестве заголовка статьи.
Усадьба действительно находится на высоком берегу Яузы, на одном из самых высоких мест этого района. Произведение архитектуры, во всех солидных источниках приписываемое архитектору Доменико Жилярди, представляет собой небольшой комплекс сооружений, главное из которых - двухэтажное здание в традициях эпохи классицизма.
На общем генплане показаны все основные здания усадьбы. Для начала хотелось бы обратить внимание на парадный двор перед главным фасадом, который был снесен в 1960е годы ради расширения Садового кольца. И фасад здания завис над устроенной тогда же подпорной стенкой. Увидеть все здание сегодня возможно только с дальних точек.
Пройдя через исторические ворота, слегка руинированные, но очаровательные в своей натуральной красе, и не испорченные сегодняшними «реставрациями» (более похожими на новоделы) – мы попадает во внутренний парадный двор. И сразу разительный контраст с улицей, значительно тише, вокруг спокойствие. ........ А наше внимание приковывает входное крыльцо, расположенное со двора, что бы не нарушалась гармония главного фасада.

Внутренний двор почти квадратный в плане, и окружен с трех сторон зданиями. Каретный сарай, амбар, кладовые – все эти названия несколько условные, так как за ними скрываются выполненные в традициях классицизма весьма неординарные сооружения.
названы с предельной скромностью ….. ))
С восточной стороны двора находится красивейшее здание, на генплане названное кладовыми. Огромные арочные окна, первоначально, скорее всего - были открытыми арками с воротами, о чем говорят сохранившиеся кованые петли по сторонам проемов. Внутренний двор почти квадратный в плане, с цветами и дорожками, и лавочками по периметру.


О самом парке - по высокому счету - нужно писать отдельную статью! Он настолько живописен, настолько изящен, наполнен огромным количеством скульптур, чугунных ваз, статуй, беседок с колоннами, что мне сегодня приходится ограничиться только отдельными фотографиями. Старые деревья, сохранившиеся от существовавшего здесь парка имения Гагариных, дорожки, тропинки и многое-многое другое.
но наши коллеги немного исправили ситуацию. ))
Конечно, последний раз реставрационные работы проводились в усадьбе в 1960-е годы. И к нашему времени многие сооружения уже обветшали, что особенно заметно при внимательном взгляде на обе беседки. Все так. Но какое же очарование скрывается в этой запущенности! Точно ты пришел в заброшенную усадьбу в середине XIX века и гуляешь по ее аллеям.
И оставаться бы усадьбе на все века в качестве рядовой и ….. где-то уже много раз виденной постройкой. Но есть у этой усадьбы своя уникальность. Разрабатывая проект главного дома, архитектор Доменико Жилярди ввел в проект невиданный пандус. Подобного решения в каком либо другом месте я не могу припомнить. И этот пандус вел гостей с уровня второго этажа прямо в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце пандуса лежат чугунные львы. На генеральном плане видно, что пандус плавно поворачивал на главную аллею усадьбы. И все это великолепие прекрасно сохранилось и вызывает откровенный восторг.
Но вернемся снова к архитектуре. Главный дом спроектирован в традициях, характерных для крупных дворянских имений XVIII – начала XIX вв. Но это уже не дворянская, а купеческая усадьба. Имение, перешедшее от дворян к новому классу – предпринимателей и купцов. И новая усадьба Усачевых показывает новые веяния и новые требования к архитектуре. И только старый парк, доставшийся в наследство от старых дворянских усадеб, бывших на этом месте, продолжал сохранять свои зеленые кущи.
Парадная анфилада залов вдоль главного фасада и система более мелких помещений, смотрящих окнами во двор.
И пандус, по которому можно спуститься в парк, минуя лестницы.

Заканчивается наше знакомство с замечательным памятником русской архитектуры начала XIX века. И подходя к воротам усадьбы, мы можем увидеть еще одну незабываемую картину – как усадьба смотрится на фоне огромного жилого здания совсем другой эпохи, времени освоения классического архитектурного наследия. Неплохое сочетание, надо признаться.
Прогулка-экскурсия состоялась в субботу 08.08.2015 г.
Фотографии:
- Фотографии выполнены участниками прогулки. Фотоаппараты были, наверное, у всех. Так что фотографий получилось очень много, и выбрать из общего количества несколько для отчета - оказалось делом непростым.
- Старые фотографии привлечены с сайта - https://pastvu.com/
Литература:
1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6: Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000.
2. Ильин М.А. Москва. – М.: Искусство, 1970.