Капитель

Гравированная панорама Москвы П.Пикара

       У этой графической работы есть разные названия:
- Панорама Москвы,
- Вид с Каменным мостом из Замоскворечья,
- Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки - на мой взгляд, самое удачное название!
       Для развития граверного дела Петр Первый пригласил из Голландии граверов на меди – Андриана Шхонебека и Питера Пикара. Работами мастеров этой школы и создается гравюра петровского времени, в том числе и эта гравюра.

Вся гравюра
Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки
Интересно, а как оценивали панораму раньше, начиная с XVIII в. ?
1 мнение -
       Picart, Peter и граверы Московской Оружейной палаты. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708. Без подписи.
Печаталась с 8-ми досок: на четырех больших листах – вид города, на четырех полулистах – «облака» и барочные  парные картуши с изображением российского герба с лентой, на которой выгравировано название: «Россейская столица Москва. Caesarea moscoviae metropolis Moscoa», и которую несут одиннадцать купидонов. Этот превосходный вид продавался Пикаром в Казенной книжной лавке. Формат листа: 256х83 см. Формат изображения: 242х71 см.
(Пекарский. Наука и Литера¬тура при Петре I, II. 681).
2 мнение -
       Пикар, Питер (Рiсагt) (1668—1737), голландец, па¬сынок  А.Шхонебека. Учился  и  работал  в Амстердаме. В 1702 году приехал в Москву. После смерти А.Шхонебека руководил гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1708 году переведен в гравировальную мастерскую  Московского  печатного двора,  в 1714 году — в Санкт-Петербургскую типографию. После ее упразднения в 1727 году получал пенсию от Синода. Подписывался:   РР.,   Пикартъ,   Пикардъ,   Пикторъ;   амстердамский гравер на меди резцом и крепкой водкой.
3 мнение –
       И.М. Снегирев в Памятниках Московских древностей детально описывает все сооружения, изображенные на панораме – текст можно посмотреть   Снегиревздесь.
4 мнение –
       Пикар, точно так же как и Шхонебек, сильно травил свои доски крепкой водкой; гравировал неряшливо и рисовал крайне плохо, a рисунки свои копировал с Ромейна де Хогхе и других современных ему голландцев. Образовал из русских учеников таких же плохих мастеров, каким был сам.
5 мнение –
       После смерти Шхонебека Пикарт возглавил гравировальную мастерскую Оружейной палаты. В 1714 году он был переведен в Санкт-Петербургскую типографию, которую возглавлял в течение 13 лет до 1727 года. В течение своей большой творческой жизни Пикарт создал огромное количество гравюр. В большинстве своих произведений Пикарт, чей творческий почерк отличается некоторой сухостью, выступает как документалист, точно фиксируя на листе события своего времени.  И Шхонебек, и Пикарт сумели понять задачи, стоявшие перед русской графикой того времени, и сыграли определенную роль в развитии гравировального искусства в России. Именно они были учителями замечательного поколения русских граверов начала XVIII века, таких, как братья А.Ф. и И.Ф. Зубовы, Л. Бунин, В. Томилин и другие.
Вот такие мнения!

Теперь пора кликнуть на фотографию и посмотреть ее в деталях:

Гравюра Пикара-1
Фрагмент панорамы Пикара  (правая часть панорамы в этой редакции не представлена)

Закончив чтение старых текстов, и внимательно изучив Панораму – давайте сами сделаем выводы и оценим эту работу.
1 - Она очень большая по размеру, общий формат листа: 256 х 83 см.  В доме просвещенного вельможи такая панорама, оформленная в раму как картина - вполне могла висеть на стене кабинета.
2 - В основе любой гравюры лежит рисунок.
Основной рисунок для гравюры выполнен – точка № 1 - с кровли Суконного двора, или с верхних  этажей палат на современной Софийской набережной, дом 6 – 8. Современное состояние этого дома ярко описано здесь.
Но увидеть с этой точки всю панораму невозможно, и конечно – были сделаны несколько рисунков с других точек, которые я обозначил на плане. Сколько всего было сделано подготовительных рисунков, об этом мы не узнаем, но очевидно не менее трех или четырех. На плане я условно показал три точки, с которых сам Пикар, а скорее всего и несколько его помощников, рисовали  отдельные фрагменты противоположного берега Москвы реки для будущей панорамы.

Точки
Фрагмент Мичуринского плана Москвы с указанием  мест,
откуда предположительно были сделаны рисунки для будущей гравюры

3 - Панорама состоит из отдельных фрагментов.
Левая часть панорамы - Старый Каменный мост и левая часть Кремля впечатляют своим реальным масштабом большинства изображенных сооружений. Теперь становится понятным, почему обычно в книгах представлена именно эта часть панорамы. Просто потому, что она внушает полное доверие к исторической достоверности картины.
Большой Каменный мост - Всехсвятский – основное сооружение на гравюре, мощные архитектурные формы которого и являются главным элементом всей панорамы. Годуновский запасной дворец виден между Водовзводной и Благовещенской башнями. Верх Спасской башни виден вдали, чуть правее колокольни Ивана Великого. Правее группы зданий на соборной площади - здания Приказов.
       И еще один фрагмент панорамы – ее центральная часть в более крупном масштабе:

Только Кремль
Фрагмент панорамы – Кремль

Вторую, центральную часть общей панорамы – на которой правая часть Кремля и Китай-город – предположительно рисовал «не очень способный» помощник, особенно озадачивает своими вытянутыми пропорциями угловая Кремлевская башня, Беклемишевская.
Третья, правая часть панорамы со Швивой горкой дана схематично и в большинстве публикаций она обычно вообще не показывается.
4 - Ну и в заключение надо отметить пышность и парадность всей панорамы......!

       И с сожалением отметить, что  архитектура Московского Кремля занимает на панораме очень небольшой процент от площади всей картины. Пикар создал парадную картину-панораму, с квадратными метрами облаков и  украшенную в духе его времени. Задача показать Кремль и более внимательно прорисовать все здания, очевидно, не была первостепенной в этой работе. Но на сегодня у нас так мало исторических сведений об архитектуре Кремля конца XVII - начала XVIII  веков, что мы должны быть благодарны П.Пикару и его помощникам  и за такую панораму.

Сканирование фотографий и обработка выполнена автором статьи.
При этом я проработал несколько вариантов и выбрал для публикации наиболее четкие материалы.


Литература:
- Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.
- Большая биографическая энциклопедия.
- RARUS'S GALLERY - Пикар, Питер. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708.

Статья подготовлена для сайта - http://mos-kreml.livejournal.com/

Но, полагаю, говорить о не очень способном ученике (зачем привлекать к работе такого?), исказившего Беклемишевскую башню, можно лишь имея перед глазами оригинал гравюры.
Ну....в общем-то и на "Фрагменте панорамы" пропорции хорошо видны, чего уж там. А посмотреть всю работу на первоисточнике, конечно, очень было бы интересно, вот только где он?
Хотя .... в музеях Кремля эта панорама должна быть, ведь книга издана именно музеем.
Сомневаюсь я, что "Верх Спасской башни виден вдали, чуть правее колокольни Ивана Великого". По-моему, это Троицкая башня.
Понимаете ли - если провести линию от исходной точки, откуда рисовалась основная часть Панорамы, то правее колокольни как раз и будет видна Спасская башня, вот посмотрите - http://maps.yandex.ru/-/CVCCUF5I
Возможно, Вы правы. Меня смутил факт, что между Беклемишевской и Спасской находятся всего 2 башни: Константино-Еленинская и Набатная (Царскую, стоящую на прясле в расчёт не беру), а протяжённость стены для них получается при Вашей версии очень большая. Кроме того, Троицкая башня стоит выше других (на Троицком мосту), что мы видим на гравюре. С другой стороны (со стороны Боровицкой) масштаб протяжённости стены больше подходит для того, чтобы предположить, что у колокольни Троицкая башня. К тому же, если учитывать законы перспективы (условные лучи через реку), то точка не получается там, где Вы указали. Она ближе к №2 в Вашем тексте.
Проанализировав ещё раз пришла к выводу, что это больше всего похоже на Угловую Арсенальную. Никольская тогда по-другому ещё выглядела, если я не ошибаюсь. Точка рисования - в середине квартала.

Edited at 2015-01-16 11:46 am (UTC)
Я в самом начале тоже сомневался буквально во всем. Потом стал смотреть - и как бы со многим согласился.....!
Если сравнивать с сегодняшними панорамами, то вот этот вид, можно сказать, очень подходит - http://maps.yandex.ru/-/CVCCfGmN - по взаимному расположению башен. И еще по расположению колокольни Ивана Великого как раз посередине между башнями Благовещенской и Тайницкой.....:).
Меня больше смущает то, что на Панораме совсем не виден Покровский собор, нигде не виден, вот это странно как-то....?
Вы смотрите сейчас с моста (по ссылке). Но на гравюре мост развёрнут, и у Беклемишевской похожий на пантонный тоже развёрнут практически под таким же углом. К тому же, здесь и условности допущены, думаю. Покровский собор в таком разрешении трудно рассмотреть. Может колокольня где-то и видна.
Это действительно "живой мост" - плавающий на бревнах, очень интересная переправа :))
Да, конечно, я согласен с Вами, это картина, а не построенная по законам начертательной геометрии классическая перспектива. Но очень интересно покопаться в таких деталях, поискать тонкости....
Очень даже может быть, что точек для рисования было и не три, а пять или больше, и потом коллектив авторов сводил все рисунки в единую картину.....
И Вам спасибо за этот интересный диалог :-))
Спасибо
Спасибо за инициативу :)) Мне, разумеется, будет только приятно узнать, что моя статья станет известна еще и другим пользователям ЖЖ.
Работа граверов мастерской П.Пикара - своего рода уникальная страница в нашей истории, и мы сегодня любуемся на эту Панораму. И очень интересно её изучать в деталях, сравнивать с сегодняшним днем и т.д..............!
Кремль в XVII веке - чертежи и рисунки
Пользователь agularyan сослался на вашу запись в своей записи «Кремль в XVII веке - чертежи и рисунки» в контексте: [...] евского ансамбля на определенный период времени. Подробнее о гравюре Пикара я рассказываю здесь [...]