Капитель

Мой доклад на конференции о русских усадьбах

Архитектура деревянного усадебного дома

В октябре 2017 года состоялась очередная конференция Общества изучения русской усадьбы. Она проходила в стенах Музея архитектуры на Воздвиженке в лектории на втором этаже корпуса-флигеля «Руина» в течении двух дней – 18 и 19 числа. Я несколько раз уже бывал на подобных мероприятиях, а на этот раз решил выступить. Тема у меня давно уже определилась, одна из моих любимых – о деревянной архитектуре, и в данном случае я рассказал об Архитектуре деревянного усадебного дома. Что бы попасть в тему «усадьбы».
Для такого случая мне пришлось заготовить слайды, что бы иллюстрировать свой рассказ. Фотографии в основном взяты со страниц Журнала Архитектурный Стиль, так что искать мне долго не пришлось.
Знаю по опыту всевозможных конференций, что самым тоскливым выглядят выступающие, которые занудно читают заготовленный текст. Поэтому я просто и доходчиво рассказал историю вопроса, не читая по бумажке, а своими словами. И параллельно моему рассказу на экране лектория показывал слайды, которые тоже имеют небольшие пояснения.
На мой взгляд, получилось и ясно и доходчиво.

Начал свое выступление с общей картины смены стилей.
Ведь если очень схематично нарисовать таблицу смены архитектурных стилей в России на протяжении XIX века, то получится следующая картина. Начало века – это классицизм, постепенно переходящий, особенно после 1812 года, в победный ампир. А где-то с 1840-х годов начинается активный поиск новых форм, начинается время эклектики, которая восстала против академических догм, требовавших следовать законам античного зодчества. И только в самом конце века начинает набирать силу по-настоящему новый стиль, модерн. Но это все относится к  архитектуре больших городов, больших домов, больших комплексов, к домам, построенным из камня и кирпича, отделанным мрамором и гранитом и т.д.

Но в XIX веке строились и совсем другие дома, небольшие городские и загородные усадебные дома, разбросанные по всей Русской земле.
Усадебные дома очень долго, многие десятилетия продолжали строить в традиционных формах стиля ампир. Продолжали строить и во второй половине века, когда вокруг свирепствовала эклектика, создавая сказочный симбиоз самых причудливых сочетаний архитектурных стилей и деталей прошлых лет.
Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.

Но любовь к дереву, к деревянному дому - у русского человека остается и в наши дни. Это где-то на подсознании, на седьмом чувстве. И во все времена деревянный дом на Руси считался самым хорошим, самым удобным для проживания, самым лучшим для здоровья человека. Да и по цене деревянный дом выгодно отличался от кирпичной постройки. Поэтому понятно стремление сначала боярина, потом дворянина, а потом и купца и промышленника, построить для себя дом из деревянных конструкций. И при анализе сохранившихся до наших дней усадебных домов мы видим очень много домов деревянных.

Но вот архитектура их весьма необычна и своеобразна, ведь чаще всего деревянный дом строился с некоторой имитацией под каменную постройку. Да, именно так, обычно деревянный усадебный дом со второй половины XVIII века и до окончания XIX века приобретал наружный вид в соответствии  с принципами стиля Ампир. То есть приобретал все характерные детали, которые были выработаны на этом историческом этапе, который мы называем стилем Ампир.
Но не сразу. Сначала строилось деревянная основа дома, хорошо знакомая нам конструкция из бревен, то есть сруб. Потом стены из бревен обшивались досками - и снаружи, и изнутри. Это чисто строительная часть проекта. А затем начиналось самая интересная часть работы, архитектурная отделка. Фасады дома украшались деревянными деталями – пилястрами, карнизами, фронтонами, колоннами. Вот здесь русские плотники показали творческие чудеса.
И сегодня, анализируя усадебные дома, можно сказать, что полностью отделанный деревом дом очень хорошо смотрится.
Я не буду пересказывать свой доклад, это и невозможно сделать. А вот слайды можно посмотреть, вот они, во всей красе.


Слайд1.JPG
Слайд2.JPG
Слайд3.JPG
Слайд27.JPG
Слайд5.JPG

Слайд6.JPG

Слайд7.JPG
Слайд8.JPG

Слайд9.JPG
Слайд10.JPG
Слайд11.JPG
Слайд12.JPG
Слайд14.JPG
Слайд13.JPG



Слайд14.JPG
Слайд16.JPG
Слайд15.JPG

Слайд18.JPG
Слайд19.JPG
Слайд20.JPGСлайд21.JPG
Слайд22.JPG


Слайд23.JPG
Слайд24.JPG
Слайд25.JPG

Слайд26.JPGСлайд27.JPG
Слайд28.JPG


Слайд29.JPG


Слайд30.JPG


Слайд31.JPG
Слайд32.JPG




Слайд33.JPG

Слайд34.JPG


Слайд35.JPG

Слайд36.JPG
Слайд37.JPG

Слайд38.JPG



Слайд39.JPG
Слайд40.JPG
Слайд41.JPG



Слайд42.JPG



Здорово, как видеоурок!
Коротко и ясно)
(Anonymous)
Очень актуальная тема, но уважающий себя автор всегда будет делать ссылки на чужие фотографии и тем более чертежи. Или все, что представлено на слайдах Вы сделали сами?
Вы или не читали мою работу, или просмотрели очень невнимательно.
- В самом начале есть фраза: "Для такого случая мне пришлось заготовить слайды, что бы иллюстрировать свой рассказ. Фотографии в основном взяты со страниц Журнала Архитектурный Стиль, так что искать мне долго не пришлось".
- Во вторых во время выступления я тоже выразил благодарность авторам Журнала, сказал громко на весь зал.
- В третьих в одном из своих ответов на комментарии на этой странице я вновь повторил: "Самое главное - что почти все фотографии - из НАШЕГО сообщества )) Вот что радует! Уже можно использовать сайт как энциклопедию !!! "
В старину были стенографисты, которые фиксировали на бумаге выступления. Потом стали делать аудио записи. Но это простое мероприятие, здесь такими сложностями не обременялись.
Но рассказал я коротко и понятно ))
Самое главное - что почти все фотографии - из НАШЕГО сообщества ))
Вот что радует! Уже можно использовать сайт как энциклопедию !!!
Спасибо!
Но дело в том, что слайды хорошо смотрятся поодиночке, когда их показывают на белом экране в темном зале. На экране монитора все несколько слилось с общим белым фоном страницы. Но настроить именно "демонстрацию слайдов" я не сумел, не нашел таких инструментов в ЖЖ.
Потом, может быть смонтирую нормальный лист на основе подобранных материалов )
Спасибо, интересно очень! На самом деле, было бы очень интересно почитать и сам доклад! Меня всегда интересовал вопрос: при реставрации деревянных построек, таких, например, как Усадьба Васино, неужели достаточно заменить только часть старых бревен новыми, а остальные оставить как есть? Ведь даже при надлежащем уходе за строением, старые бревна гораздо раньше придут в негодность; одряхлеют, сгниют, осядут, и тогда снова придется все разбирать и перестраивать?

Edited at 2017-10-20 09:09 pm (UTC)
Да, вот я только что ответил Валентине Куликовой, что чуть попозже постараюсь написать и всю лекцию, по памяти.
Что касается замены отдельных бревен - то ведь это основа любой реставрации бревенчатого здания. Как Вы, наверное, знаете - сейчас и знаменитую многоглавую церковь в Кижах тоже реставрируют по такому же принципу ))
Реставрация наших "деревяшек" - о, это всегда огромный блок проблем !