Капитель

Дом декабристов на Басманной

Этот дом с колоннами поначалу ничем не заинтересовал меня. В Москве, слава богу, таких домиков еще много. И я сфотографировал его в качестве «фона» для снимка церкви, видной вдали.

фото-1.jpg

Но все получилось наоборот. При ближайшем рассмотрении церковь оказалась чрезмерно тяжеловесной, грубо раскрашенной в красно-коричный цвет и явила собой пример плохой реставрации. А вот усадебный дом, можно сказать - поразил меня тем, что он оказался в своей основе деревянным зданием. Деревянным?
Да, именно так!
И познакомившись с его неординарной судьбой, я решил разобраться подробнее и с историей, и с его конструкцией и архитектурой.

Усадьба Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице в Москве является редким памятником архитектуры допожарной Москвы. Сейчас в усадьбе действует музей Декабристов.
Главный дом усадьбы выстроен в 1802 году. Усадьба не была затронута пожарами 1812 года, и в 1817 году ее приобрел И.М.Муравьев-Апостол, отец будущих декабристов. Три сына из семьи были одними из главных участников восстания, которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией. После подавления восстания Ипполит Муравьев-Апостол, не желая попадать под арест, совершил самоубийство. Сергей был публично повешен, а Матвея отправили в Сибирь на каторгу. В 1822-м усадьба была продана.
История декабристов, первых русских революционеров, хорошо известна. И я пропущу множество подробностей о тех славных и горестных днях, и о сыновьях помещиков-крепостников, восставших против крепостного угнетения русского народа. Слава борцам, что за правду вставали ….!
И возвращаюсь к своей профессиональной теме, к архитектуре.

Об усадебном доме сведения разбросаны по различным источникам. И если их суммировать, то можно нарисовать следующую картину.

фото-2.jpg

Дом деревянный одноэтажный на каменном подклете, который трактован как цокольный этаж. Это как бы традиционный городской жилой дом, сформированный еще XVIII веке. Дом развернут вдоль улицы, а на остром углу поставлена полуротонда с колонками. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, и притом – коринфского ордера, то есть с очень сложными в изготовлении и чрезвычайно парадными капителями. Коринфские капители встречаются в Москве не часто. Созданная таким образом центрическая и пирамидальная композиция фасада превращает этот рядовой дом в своего рода дворец. Над ближайшими к портику окнами расположены барельефы тонкой работы с изображениями античных сюжетов. Очень оживляют фасад и декоративный арки над окнами боковых частей дома.

Дом настолько величественный, что разобраться с его этажностью непросто. На первый взгляд он кажется трехэтажным (именно так его характеризуют многочисленный сайты в интернете).  Но он одноэтажный на подклете, вот только первый этаж имеет дворцовую высоту помещений, а вдоль дворового фасада есть невысокий антресольный этаж.

фото-3.jpg
 Вид на усадебный дом с угла. Вот эта «полуротонда» с колонками и является наиболее запоминающейся архитектурно-планировочной  деталью дома.

Таких «полуротонд» в этом районе Москвы две. Одна в этой усадьбе и вторая совсем недалеко от этого места, во дворце Мусина-Пушкина  (в наши дни один из корпусов МИСИ).

МИСИ.jpg

Планы этажей всегда являются важнейшими источниками для знакомства с любым зданием. А для дома, в котором первый этаж каменный, а второй - деревянный, планы особенно необходимы.

Цокольный этаж.jpg
План цокольного этажа (подклета).

Давайте посмотрим чертеж. Правая часть цокольного этажа – это подклет более старого здания, очевидно 18 века, в котором несложно увидеть и одностолпную палату. Левая часть цоколя и пилоны с аркадой под портик выстроены, очевидно, во время строительства всего здания, то есть в том же 1802 году. Каменные стены цокольного этажа имеют толщину около метра.
Теперь посмотрим внимательно следующий чертеж:

Первый этаж.jpg
План первого этажа

Деревянная основа здания видна уже при первом взгляде на план этажа. Ведь стены значительно тоньше, они раза в два тоньше, чем стены цоколя. И соответственно в доме большие просторные комнаты и залы. Конечно - в доме была устроена парадная анфилада вдоль уличного, главного фасада. И предусмотрен небольшой антресольный этаж со стороны заднего фасада, об этом говорят несколько дополнительных лестниц. Печи традиционно размещены в углах комнат.

Но какие-то неведомые нам причины заставили архитектора быть нелогичным при проектировании отдельных кусков здания. Очень странным смотрится сегодня затиснутый вход с парадной лестницей. Как архитектор могу только высказать предположение, что первоначально здесь планировалось устроить обычное выносное крыльцо. Но что-то или кто-то вмешался и вот появился восьмигранный вестибюль с лестницей, ступени которой начинаются  чуть ли не у входных дверей.

erk1718A8ewMmBdy0zQLtHZEt5bQng_8fTnUR1M0BAIe_mJ0rmIIWXUGaohk_fSUaL-wWdy3R2fyUlsnmcyEsO9A8HdbBM3KYW8A3Y2hZjlCFx4qFmBXyzmLmhs6xfFfpsziuTkv6XMUO0wl2CmrM…
 Входной вестибюль, вид на лестницу и вход в здание.

0_e0512_336693b7_XL.jpg

Парадная зала или музыкальный зал, и перспектива анфилады парадных комнат, расположенных вдоль главного фасада дома.

0_e0511_ecb3721b_XL.jpg
Парадная зала и выход на полуротонду. Интерьер, да еще с черным роялем, производит неизгладимое впечатление. Справа вверху видны проемы хор для музыкантов. Несложно представить себе многолюдные приёмы, литературные чтения, музыкальные вечера в этом традиционно московском особняке. Старшие сыновья Ивана Матвеевича, будущие декабристы,  участвовали в кампании 1812 года, дошли с заграничными походами русской армии до Парижа.

0_e066c_dfabea2e_XL.jpg
Из окна полуратонды открывается «старомосковский вид» на Старую Басманную улицу ..... и церковь, весьма грандиозную, что хорошо видно и отсюда, из окна дома.

0_e0494_f2293a59_L.jpg
 Чтобы увидеть конструкцию стены, в залах музея оставлены открытые фрагменты деревянного сруба.

Q8JWmdFhyd20N9vQDp9PK-CUShDyaaxyEZmw75dTyfkCvvT_e8gC4LXMQFl_eNlpaEeydIN5NJXR34eFNaWl2WtRq6sLeYQH_11qUV-ZN6FWogLs2MKzWtsJ_BDbQ__xgaZEzujvLWVFx1u9sk6-C…
 И под занавес фотография усадебного дома в процессе реставрации.

На этой, поистине исторической фотографии показан может быть самый интересный момент.
Где все мои рассуждения о деревянной сущности здания наконец-то подтверждаются документально.
Да - вот такой деревянный бревенчатый сруб лежит в основе дома.
А все архитектурные детали – это только архитектурная отделка.


Создание музея Декабристов тоже было долгим и сложным. В 1925-м советский нарком Луначарский планировал открыть в особняке музей декабристов и приурочить это событие к столетнему юбилею восстания, но идея не нашла реального продолжения. Это особенно странно для нашей страны, где музеи про революционеров должны были бы быть приоритетной темой. И только привлечение к созданию музея зарубежных наследников фамилии Муравьевых-Апостолов дало наконец-то решение этой проблемы. Можно только порадоваться тому обстоятельству, что Дом декабристов сумел пережить все напасти и совсем недавно возродился как музей после тщательной и по-настоящему научной реставрации.

………………………………………………………………………………………
В работе использованы материалы –
- Памятники архитектуры Москвы. Том V – Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Москва, Искусство, 1998.
Кроме своих фотографий я использовал и фото моих друзей в ЖЖ:
- https://deadokey.livejournal.com/97689.html - много фотографий интерьеров
- http://toptigki.livejournal.com/51965.html?thread=256509 – хорошее исследование о доме
за что им огромная благодарность.
Re: Дом декабристов на Басманной
Да, вот такой домик оказался ....
Внутри деревянный, а догадаться об этом невозможно )
Впрочем - в те годы по такому принципу строилась большая часть домов в Москве....
Правда, очень интересный дом.
С лестницой правда смешно. интересно почему так? и ротонда!
Еще интересно - почему глухая ниша на ротонде? на плане подклета там нормально открытое окно. видимо в какой-то период заложили (на реставрации - оба виднеющихся заложены) - но почему его не открыли?
А там не светло-серым ли на плане показано? Может быть, как раз поздняя закладка. Например, советская — в связи с поднятием культурного слоя (читай: асфальта). А теперь уже раскрыли.
Скан из «Пам. арх. Москвы», том «Территория города между Садовым кольцом и границей города XVIII века». Там на плане светло-серая закладка (все окна подклета полуротонды заложены). А ещё имеется фото, где на месте первой от главного фасада ниши — дверь, левее — ниша, ещё левее — окно. На том же фото полуротонда заложена, есть лишь одно окно, тоже на третьей, считая справа, оси. И есть другое фото, где полуротонда уже с восстановленным остеклением (а ведь могла изначально быть и открытой!), а все окна подклета полуротонды заложены.
*
«Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века».
Могло и так получиться, что окон в полуротонде на уровне цоколя оказалось слишком много, целых пять на весьма небольшое помещение. То есть в реальной жизни и в реальном использовании помещений столько окон стало не нужно.
Тем более асфальтовое покрытие в наши дни поднялось так высоко, что окна на углу здания превратилось в полуподвальные. То есть "не слишком удобные" для жизни внутри комнаты....)
ну вот странно - раз было по разному - почему в последней реставрации именно этот проем и оставили нишей.
С лестницей уверен, что первоначально намечалось что-то другое. Но в процессе строительства очевидно возникли новые идеи. Так часто бывает в жизни. И кто-то решил ввести полукруглую нишу при входе.
Вот взгляните на фотографию дворца Мусина-Пушкина - там тоже внутри "полуротонды" подобная полукруглая ниша видна .... Строилось приблизительно в одни и те же годы )
Здорово?
Здорово! Все собираюсь добраться до этих мест аз Садовым поплотнее поснимать) Сегодня уже сил не хватило)
Конечно, надо попробовать ......
Но в этих краях кот-бегемот не бегал, гарантирую ))
Да, я Булгакова уже почти всего в Москве освоил, осталось всего несколько не столь важных мест. Сейчас материал более значимый теснится в очереди)
Пощелкать можно, как впрочем и везде.
Но тоже столбы, столбики, знаки, светофоры. И огромные троллейбусы (которые на самом деле автобусы), закрывающие плотно и основательно все, что только возможно.....
Это, да, но так даже интереснее, уворачиваешься от них - снимаешь с интригой)
Сегодня к примеру в этих условиях более 1500 кадров)
Да, помню, тогда на Солянке Вы же снимали панораму как Анка-пулеметчица - тра-та-та-та....
Так можно и три тыщщи снять зараз ))
Ну, это панорамы, а потом ведь все равно один кадр в камере собирается несмотря на количество срабатываний затвора, он за один и считается. Тогда панорамы почти все не получились потому как на широком угле их нужно со штативом таки снимать.
Да - конечно! Штатив в этом случае необходим. Какая бы ни была твердая рука .... )
Я не специалист в этом дделе, но думаю - что именно так.
Интересный дом и интерьеры замечательные, я-то и не знала, что он внутри деревянный.
Думаю, что когда Вы фотографировали усадьбу Демидова на Гороховой - вы и этот дом пристально рассматривали )
Конечно, обратила внимание, он мне очень понравился.
Наметила сходить в Музей декабристов, но пока не осуществила...
Re: Дом декабристов на Басманной
Это правильно, пускай и Ваши читатели вспомнят наших Декабристов!...)
Спасибо!
Да, во время ремонтов тайное становится явным ))
Но наверное это только верхушка-надстройка у дома деревянные.
Сам то дом каменный, капитальный, иначе в начале ХХ века и быть уже не могло.

И уж заодно отмечу, что на ссылке присутствует ошибка - это здание относится по всем своим данным уже не к Эклектике, а к НЕОКЛАССИЦИЗМУ.
Да и какая эклектика в 1911 году, к этому времени она давно канула в лету ....
Re: Спасибо!
ну от чего же не эклектика - поздняя неоготика, с огромным грифоном, вытянутыми окнами, прямой, шестигранной башней...)

да, сруб только башня,
но это здорово, учитывая стиль.)