Капитель

Подготовка статьи о Русской архитектуре

Сегодня в библиотеках есть многие тысячи книг, где изложена вся история отечественной архитектуры и расписаны до деталей все исторические периоды, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала  Архитектурный стиль -



1.  Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого  и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская  школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV - XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.


Из общего объема Древнерусской архитектуры в Журнале выделены некоторые регионы, в которых сосредоточено большое количество прославленных памятников архитектуры. По мере поступления в Журнал новых материалов этот список будет уточнен и дополнен.

1.1 - Архитектура Новгорода Великого
Древнейший русский город сохранил огромное количество прекрасных памятников зодчества XI -  XVII веков. В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. Обрушившее на Русь татаро-монгольское нашествие почти не коснулось новгородских земель. В XIII и XIV веках Новгород Великий становится одним из крупнейших городов Руси. И позднее, когда началось объединение русских земель вокруг Москвы, Новгород долго отстаивал свою независимость. В зодчестве Новгород продолжал идти своим путем, развивая старые художественные традиции, и подчеркнуто противопоставляя свое искусство новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы.
Мощные стены с маленькими окошками, нарочитая неровность каменной или оштукатуренной поверхности, скупость деталей, простота и аскетичность отделки. Новгородская архитектура резко выделяется своей образной характеристикой, её невозможно спутать с другими направлениями в древнерусской архитектуре.
Древний Новгород («Господин Великий Новгород» - центр вольной Новгородской Руси), и все Новгородские земли сегодня можно назвать огромным музеем Древнерусской архитектуры.

Новгород.jpg
Софийский собор в Новгороде Великом, 1045-1050 гг. За многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и расширялся. Выдающийся памятник древнерусского зодчества, древнейший памятник каменной архитектуры Руси.

1.2 - Зодчество Псковских земель
Псков был одним из крупнейших городов, важнейшим оборонительным и торговым центром Руси. Многие годы древний Псков был и столицей независимой Псковской республики.
Так же как и Новгород, Псков избежал нашествия татаро-монгольских орд.
В основном здания в Пскове строились из плитняка с обмазкой и побелкой стен. Поверхность стен не выравнивали, и волнистая обмазка создала необычный эффект скульптурности здания.
Древняя Псковская архитектура необыкновенно созвучна природе и окружающему ландшафту.

Запсковье.jpg
Церковь Богоявления с Запсковья, 1496 г.

Псков-2.jpg
Церковь Вознесения, XV век.

1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество
Владимиро-суздальское княжество занимало обширные земли. Владимир на Клязьме был основан в XII веке. Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль – вот только наиболее главные города этого края.
Местный белый известняк был главным строительным материалом, из отдельных тесаных камней и выкладывались стены. Из белого камня выполнены и детали отделки – рельефы, колонки, скульптуры. Белокаменная архитектура построек этого периода Древнерусской архитектуры может быть блестяще выражена даже одним сооружением - церковью Покрова на Нерли.

Нерль.jpg
Церковь Покрова на Нерли,1165 г. Фрагмент фасада.

1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля
Ростов Великий, Углич и Ярославль, земли к северу от Москвы, сохранили огромное количество великолепных памятников Древнерусской архитектуры.

Ростов.jpg
Ростовский Кремль «Метрополичий двор», XVII в.

1.5 - Зодчество Смоленских земель
Расположенный на западных рубежах славный город Смоленск не раз становился защитником Русской земли. «Город на холмах» сохранил прекрасные памятники архитектуры домонгольского периода. Стены и башни города - запоминающийся ансамбль древнерусской архитектуры. Ансамбль на соборной горе поражает внимание уже на подъезде к Смоленску.

Смоленск.jpg
Свирская церковь,  ХII века - центрическая ступенчатая композиция храма  Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления,  которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений.

1.6 - Архитектура Московского царства
Со второй половины XV века начинается новый этап – объединение отдельных русских земель и княжеств вокруг Москвы. С 1476 года прекращается уплата дани Золотой орде.
С этого времени появляется централизованное русского государство - вторая половина XV и до конца XVII века. (по техническим причинам оказалось невозможным вписать слово «государство» в название метки, так что пришлось ограничиться названием – Архитектура Московского царства)
В новой исторической обстановке строительство монументальных зданий в Москве приобретало важное политическое значение. С расширением масштабов строительства наряду с белым камнем начинает применяться кирпич. Со времени Ивана III (1462-1505 гг.) усилилось градообразующее значение Московского Кремля.
Но с объединением в единое государство региональные архитектурные школы не прекратили свое существование. И в архитектуре отдельных земель – Новгорода и Пскова, Смоленска и Твери, Владимира, Ярославля и других регионов еще многие годы продолжалось строительство в своих «исконных» традициях. Но постепенно новые архитектурные веяния охватывали всю территорию Московского государства.

Кремль - Иван Ш.jpg
Художник  Ап. Васнецов - Московский Кремль при Иване III

1.7 - Деревянная архитектура севера
Деревянная архитектура – исконно русское искусство. Построенные из бревен, простые и лаконичные сооружения всегда были любимы русским народом. Из дерева на Руси строили все – городские стены и храмы, дворцы и избы. К сожалению, дерево – недолговечный материал. И в наши дни рубленые деревянные дома и деревянные церкви сохранились лучше всего в северных областях. В музеях деревянного зодчества можно увидеть и почувствовать красоту и лиричность деревянной архитектуры.

Деревяшки.jpg
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы»

1.8 - Древнерусские крепости
Почти каждый древнерусский город начинался со строительства городских стен. И в самом слове «город» слышится его первоначальное значение. Кремли, кромы, детинцы, городские стены, все эти крепостные сооружения в основном сохранились до нашего времени. Крепостной характер имеют и многочисленные монастыри Руси.
Тема «Древнерусские крепости» очень широкая - от строгих и аскетичных крепостей Пскова и Изборска, масштабных стен Смоленска, охватывающих огромную территорию города, и до изящных монастырей Центральной Руси. Многие из них возведенных уже во второй половине XVII в. и тоже имеют все качества крепостей, но их оборонительные свойства уже не пригодились.

Псков-1.jpg
Кром - Псковский Кремль, вид от места впадения Псковы в реку Великую.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Фили-стиль.jpg
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.


В этом месте нужно провести жирную линию, подвести черту....... :)).
Так как мы подошли к важнейшему этапу в истории Русской архитектуры. На рубеже XVII – XVIII веков заканчивается 700-летний период Древнерусской архитектуры и начинается развитие новой, ордерной по своей сущности системы. Академик Игорь Грабарь называл Древнерусскую архитектуру «До-Петровской архитектурой».

Необходимое уточнение: к Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того. Иногда к стилям относят только «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А для нас с Вами важно то, что с этого рубежа начинается понятие  «Архитектурный стиль» - то есть в истории России стили начинаются  с XVIII века, со стиля Барокко.

Итак, мы добрались, наконец-то до Стилей, которые были обещаны уже в названии Журнала.
........................................................................................................................................................................

...................это только начало будущей статьи ................

Фотографии:
Почти все представленные в статье фотографии выполнены авторами опубликованных статей.
И их можно найти и подробно рассмотреть на страницах журнала - http://architectstyle.livejournal.com/

Дополнение:
Ув. друзья по ЖЖ! Эта работа подготовлена для того, что бы стать началом для заглавной статьи журнала Архитектурный стиль, и заменить собой сегодняшний вариант - 
http://architectstyle.livejournal.com/12640.html - и здесь она представлена как черновик, для обсуждения и внесения уточнений.
Просьба не копировать статью в свои личные журналы, Вы это сможете сделать позднее, после опубликования окончательного варианта в Сообществе Архитектурный Стил
ь.
Уважаемый Григорий Васильевич!

Для начала заглавной статьи журнала все очень хорошо. Особенно мне нравится, что Вы собираетесь уточнять и дополнять список по мере поступления новых материалов. Это совершенно правильно!
Теперь, если Вы позволите, пара моих замечаний.

1. Архитектура Киева и Чернигова до какого времени является древнерусской? И почему тогда нет архитектуры, например, Львова, ведь этот город тоже в 11 - 13 веках входил в состав Древнерусского государства, ошибочно именуемого некоторыми историками Киевской Русью. То же самое можно сказать и о крепости Каменец-Подольского. Это какая крепость - древнерусская или польская? Или вообще турецкая? Как быть с архитектурой Белоруссии? Она имеет отношение к Древней Руси, или всю ее можно считать польско-литовской?
Я понимаю, что вопрос сложный и над ним нужно как следует поразмышлять (не вмешивая сюда политику, разумеется).

2. Владимирская Русь часто именуется Владимиро-Суздальской и Ростово-Суздальской. Может быть было бы целесообразно темы 1.3 и 1.4 объединить с каким нибудь общим названием и сделать к ним подтемы? Иначе будет непонятно куда отнести архитектуру, например, Переславля Залесского, который был и в составе Владимирского княжества, и центром самостоятельного княжества, а в 1302 году вошел в состав Московского княжества.

С уважением, Сергей Воробьев.
Можно было бы даже поместить карту Древнерусского государства 15-17 веков.
Посмотрите, пожалуйста. Мне такой простой и ясной карты пока не попадалось. Может быть у Вас что-то есть на примете .....?
Увы, мне тоже не попадалось простых и ясных карт. Хоть самому составляй!
Все правильно....
- По 1 пункту, что бы не вдаваться в историю разрезание карты Советского Союза на отдельные государства, я принял решение с самого начала - Журнал занимается вопросами изучения русской архитектуры на территории РФ. Точка. От Питера до Владивостока, простор великий ))
- По 2 пункту - детали будем решать.
Спасибо за внимательное прочтение!
Не стоит благодарности!
Ясно. Тогда из текста нужно убрать Киев с Черниговым.
Добавил 2 вариант фото для Пскова.
Какие мнения?
Это очень сложный выбор. Как на мой взгляд, церковь Богоявления композиционно посложнее, а Старое Вознесение вроде как поменьше и поуютнее. К тому же его главки украшены лемехом. так что если выбирать из этих двух фотографий, то я за Старое Воскресение.
А еще у меня на Яндекс Фотках есть альбом древних псковских храмов. Может быть там тоже что-нибудь найдете подходящее - https://fotki.yandex.ru/users/rona68/album/161874/
Спасибо, Наталия! Да, наш любимый Псков имеет такое огромное количество замечательных памятников архитектуры, что выбрать очень сложно. Я сейчас поищу внимательно в этих папках и затем скорректирую материал.
А пока открыл так как есть - но уже в АрхСтиле ))
УРА, товарищи!
Да, такой обзор очень нужен - в качестве заглавного, здорово!