17 век

Поэма об архитектуре Русского севера

В этой статье рассказывается не только об Успенской церкви в Кондопоге – прославленном памятнике архитектуры Русского севера.
Это детальное исследование деревянного здания, которое русские плотники срубили топорами из бревен.
Исследование его архитектурных и конструктивных особенностей.
И сама церковь здесь является только примером, наглядным примером всех тех народных способов возведения деревянных бревенчатых церквей, которыми мы все так восхищается.

Фото-этюд.jpg

Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
Успенская церковь в Кондопоге лучше всего иллюстрирует саму идею сооружения, в котором главным и доминирующим является столп – башня, увенчанная шатровым верхом.

Бывшие единственной русской окраиной, граничащей с морем в XVI – XVII веках, северные области многие годы были торговыми путями, связывающими Русь с западом. В XVIII в. Кондопожский погост был составной частью северо-западного торгово-промыслового района Прионежья. В эти годы Кондопога превратилась в значительный перевалочный пункт, через который пролегали водные пути подвоза сырья на металлургические предприятия Петрозаводска и строительных материалов для строящегося Петербурга. И Успенская церковь была своеобразным маяком на берегу озера.

Общий вид.jpg
Церковь в Кондопоге, общий вид

Архитектурные детали фасада Кондопожской церкви вызывают чувство восхищения. Традиционная бочка с килевидным завершением украшена небольшой главкой. А еще выше – нижний и верхний восьмерики и все три повала,  и фронтонный пояс, окружающий восьмерик со всех сторон.
Здесь мы видим взлет творческой фантазии, сметающий на своем пути привычный рационализм.
И действительно,  могучая масса нижних частей здания - и пирамида шатра, стремящегося к небу. Стены предельно простые, и только бочка над алтарной частью церкви, висячие крыльца входов и ажурный фронтонный пояс – вот и все украшения. На нижнем восьмерике покоится еще больший восьмерик, их соединяют  повалы, а еще выше -  широкая по'лица, которая зрительно создает основание для взлетающего ввысь шатра.

На следующей схеме детально показаны почти все основные составляющие элементы бревенчатого здания, его внутренняя структура.
Именно в разрезе понятны многие части сооружения, которые увидеть в натуре сложно.
Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система с продольными и поперечными связями, и диагональными ветровыми раскосами. В центре шатра находится центральный столб-опора, вертикальная ось всей конструкции.

КОНДОПОГА=1.jpg

Трехчастная композиция здания традиционная – притвор, трапезная, церковь и алтарная часть.

Для иллюстраций к отдельным терминам деревянной архитектуры севера, я привожу несколько деталей в крупном масштабе и с пояснениями. На фрагментах представлены как детали этого здания, так и других аналогичных построек, они приведены в качестве примера.

Фрагмент № 1.(для примера)
Глава.jpg

Фрагмент № 2.(для примера)
Шатер-1.jpg

Фрагмент № 3.(для примера)
Столб-опора.jpg

Фрагмент № 4.
Апсида.jpg

Фрагмент № 5.
Висячее крыльцо.jpg

Фрагмент № 6. (для примера)
Окно.jpg


Но внутри церкви нас встречает совсем другая архитектура, сдержанная и простая. Все помещения невысокие, так как над ними устроены потолки с чердачным пространством. Такое объемное решение давало возможность создать теплые помещения. Ведь прогреть зимой огромный высокий шатер в условиях севера было бы нереально. А вот потолок в самой церкви несет в себе еще и художественную составляющую – это знаменитая композиция, именуемая «небо».

Трапезная.jpg
Интерьер трапезной:
Потолок поддерживают два резных столба, которые вместе с кронштейнами напоминают фигуру человека,
поддерживающего потолок поднятыми руками.

Вдоль стен стоят лавки, которые стояли здесь и двести лет назад

Иконостас и небо.jpg
Интерьер самой церкви – впереди иконостас:
А сверху подвесной деревянный потолок с росписью, который издревле называют «Небо»

На чертеже разреза видно, что все помещения занимают не более шестой части в общем объеме здания. Все остальное – это подклет, чердаки, и конечно объем самого шатра, наполненного сложной системой конструктивных элементов.

И в разрезе понятны многие части здания, которые увидеть в натуре невозможно. Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система, которая вот уже несколько веков надежно держит огромное по высоте здание.

Деревянная Успенская церковь в Кондопоге, построенная в 1774 году, стала одним из последних и самых ярких памятников северной архитектуры, созданных нашими мастерами в конце XVIII века. Древнерусские зодчие создали не просто церковь, а величественный Памятник Архитектуры.

………………………………………………..
- Графические схемы выполнены автором в марте 2017 года
- Использованы отдельные материалы из работы:
«Деревянная архитектура Русского севера» - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/derevjannaja_arkhitektura/0-263
Очень интересная архитектура русского деревянного зодчества.Спасибо!
Архитектура нашего севера - это прекрасная страница русской культуры. И вот скажу Вам, что чем больше я ее изучаю, тем больше ее люблю!
Наши "деревяшки" родные :)))
Вот теперь всё понятно, а не просто - ах, как красиво...
Спасибо, как всё умно и чудесно устроено и внутри и снаружи!
Да, чудесно устроено...
В нашем современном понимании существуют две дисциплины - архитектура и конструкции. А у наших плотников (то есть древнерусских зодчих) эти понятия были единым целым, единым и неделимым. И сооружая шатровую церковь из бревен, эту сложнейшую конструкцию - они творили АРХИТЕКТУРУ.
Изучать архитектуру нашего севера - очень интересное дело, занимаюсь с превеликим удовольствием :))

Edited at 2017-03-30 06:54 am (UTC)
На севере всегда существовала проблема прогреть помещения. Но эта церковь холодная, она никогда не отапливалась. Получается, что маленькие помещения это больше дань традиции?
Вы копнули очень сложную тему - как отапливались деревянные бревенчатые церкви севера. Дело в том, что вопрос очень непростой!
Где-то встречал, что часто устраивалось отопление в подклете и теплый воздух поднимался через специальные отверстия в помещения первого этажа. Да и планировка церкви с устройством "сеней" говорит о том, что помещения было теплым. Нагреть его только собравшимся народом нереально при северных морозах.
Получается, что деление на "теплые" и "холодные" церкви - в условиях севера не очень подходит. Здесь нужен другой подход. Но какой, это я пока не могу сказать :)
Давайте вместе поищем в литературе, поищем в материалах по обследованию северных церквей, ведь их очень много!
Я была в Кондопоге, и была в этой самой церкви. Гид говорила нам о том, что в церкви изначально не предусматривалось никакого отопления.
Дело было на Новый год (кажется, 2010). Мороз был -30. Для карельской сырости это очень много, промерзли до костей.) Самое сильное впечатление, которое у меня осталось от посещения этой церкви - как холодно!!!:))
Так Вы все видели в натуре? - завидую белой завистью :))
И то, что Вы "промерзли до костей" как раз и говорит о том, что изначально в церкви было отопление. Ну .... не таков русский человек, что бы мерзнуть в самом центральном в селе и единственном "общественном здании". Не стыкуется ....
Что касается слов экскурсовода, то он может и не знать всей истории, а просто повторяет свой заученный текст, так у них часто бывает по-жизни.
.......................................................
Все объемно планировочное решение здания, и, главное - подшивные потолки с чердаками, говорит о том, что помещения были отапливаемые. А вот КАК они отапливались - это остается пока для меня неясным :)
Это было чудесное путешествие по Карелии. Был и Петрозаводск, и Марциальные воды, и водопад Кивач.
Очень жалею о том, что мне так и не удалось в своей жизни побывать в Кижах и на Валааме.

Гид была местная. Но, да, гидам далеко не всегда можно верить.
"... остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер".:)

Что касается отопления, для меня это совсем темный вопрос. Но я знаю, что наши предки не были избалованы теплом. Избу топили два раза в сутки. Это сейчас в загородных домах, независимо от материала, топят непрерывно.
Как бы дерево хорошо не держало тепло, при двухразовом режиме условия спартанские.
Все же с церковью большой вопрос.

Edited at 2017-05-03 11:28 am (UTC)
Конечно - вопрос )
В средней полосе обычно было два варианта:
- Церковь в два уровня, нижний этаж с отоплением, верхний - без отопления.
- Или две церкви рядом, как в Суздале - зимняя и летняя, и зимой летняя (холодная) была закрыта.
Как в северных районах, где одна церковь на все сезоны, право - не знаю.
Вопрос скорее исторический, где-нибудь да разъясняется :)
Не заостряла никогда на этом своего внимания. Спасибо за информацию.)
Не одна на все сезоны
Самый типичный для севера погост - "тройник" (тёплая, холодная, колокольня), и самый известный из таковых - Кижи.

В холодных обычно служили где-то от Пасхи до Покрова, дальше - в тёплых, которые отапливались печами.

И в Кондопоге были ещё и тёплая церковь, и колокольня, снесённые совками:
к.jpg
Re: Не одна на все сезоны
Вот наконец-то Вы проясняете ситуацию. А то где ни посмотришь - про отопление ни слова )
Так все таки что - сегодняшний храм именно холодный?
А я вот в разговоре что-то вдруг в этом засомневался....
Re: Не одна на все сезоны
Да нет, все равно - сомневаюсь) И у меня есть для этого объективные причины, ведь все объемно -планировочное решение говорит о том, что было отопление.
Ополовников описывает Никольскую церковь в Лявле и рассказывает, что отопление было в подклете и теплый воздух поднимался по деревянному коробу вверх.
Да и в исследованиях Кондопожской церкви встречал фразу, что подвесные потолки устроены потому, что обогреть весь объем было нереально - именно слово ОБОГРЕВАТЬ было написано........ !