Модерн

Модерн («Новый стиль») и Иван Билибин

Начиная с последнего десятилетия XIX века и вплоть до первой мировой войны,
Западная Европа и Россия становятся свидетелями развития Стиля модернНовое искусство»).

Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, стиль модерн оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию. Боготворя природу как основной источник вдохновения, модерн стремился вырваться из оков "старых" стилей.
А под старыми стилями, естественно, понимались стили, в основе которых лежало античное искусство.
В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как своеобразная свобода.


А свобода всегда была мила людям, в большинстве своем и не догадывавшимся, что им преподносят очередной виток зависимости от горстки идеологов нового стиля. И если в архитектуре каждое сооружение стиля модерн было дорогостоящим удовольствием, которое можно было посмотреть с улицы, но не более того, то в прикладном искусстве, и особенно в книжной графике, модерн стал по настоящему любимым искусством. Архитектура, живопись и графическое искусство, прикладное искусство, дизайн интерьеров и мебель – все это в модерне сплетается в единый клубок, который мы сегодня и считаем стилем Модерн.
Прекрасная эпоха Модерна в России длилась недолго, в основе своей до 1914 года, но отзвуки красивой жизни продолжались и во время первой мировой. И только февральская революция несколько отрезвила правящую элиту и заставила ее несколько умерить её масштаб. Великий Октябрь (который сегодня не пинает только ленивый), поставил окончательную и жирную точку в затянувшемся цветении искусства для «образованных и избранных». И началась новая эра, новые и очень непростые времена, которые, конечно не решили все социальные проблемы. Но – эра, которая открыла двери для образования  миллионам людей всей страны. И мы, их наследники, окончившие школы, колледжи, ВУЗы, аспирантуры и академии, сегодня научились понимать и ценить искусство Модерна. Что просто не могли сделать наши прадеды, работавшие на заводах по 12 часов в сутки, или на полях с рассвета до заката. А в наши дни модерн, можно сказать – родился второй раз. Или не сам модерн, а понятие высокого искусства, связанное с многообразными проявлениями модерна.
Модерн – о, это моя больная тема. Как прекрасен этот мир, посмотри!
Как он красив в своих высших проявлениях искусства. И темой данной статьи является не то, о чем я только что написал – а совсем другое. Именно искусство Модерна и графика замечательного художника Ивана Билибина. Вот небольшая экскурсия в это творчество:

Фото-1.jpg
Оставим в стороне сказку и её сказочные сюжеты и страшилки. Давайте посмотрим на рисунок художника.
Даже не читая его биографию, и ничего не зная о его поездках и знакомстве
с Древнерусской архитектурой, ясно – Иван Билибин знал, пристально изучал
и детально анализировал все аспекты архитектуры.
И вот мы видим город на горе, с куполами и церквами.
И даже дорогу, поднимающуюся в гору от пристани, где «пристают к заставе гости».
Фото-2.jpgО, бедная Алёнушка, сколько у нее предстоит впереди сложностей.
А на первом плане снова дорога поднимается на пригорок, к деревне с церквушкой у околицы.
Но как четко и просто нарисованы дома, какая законченная модерновая графика.
Фото-3.jpg
Здесь на первом плане дом зажиточного крестьянина.
Бревенчатые стены, «красное окно», деревянная крыша «безгвоздевой» конструкции.
Телега простая, но вот расписная дуга выдает заботливого хозяина.
А вдалеке видна деревянная церковь с высокой колокольней.

Очень похожие сооружения можно увидеть в Архангельской области, в качестве примера статья - http://e-aleks.livejournal.com/160822.html
Фото-4.jpg
А здесь можно увидеть темы Коломенского деревянного дворца, построенного в XVII веке.
Фото-5.jpg
И снова Древнерусская крепость на горе, как и положено настоящей Крепости.

Фото-6.jpg
 Что это? Это и Новгородская звонница, и кокошники московских церквей, и мощные башни Пскова.
Фото-7.jpg
И под занавес – царские хоромы, может быть тот же дворец в Коломенском.
Ну и конечно подтекст рисунка яркий и не оставляет сомнений в симпатиях художника.

Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. Билибинские царства  действительно романтичны, пронизаны лукавой иронией. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах, появившихся в период первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю.

О самом художнике написано много, каждый может найти и прочитать. Мне только хотелось показать связь его работ со стилем Модерн. Связь архитектуры с книжной графикой, и так характерное для времени модерна стремление к Синтезу искусств.
Если моё опус Вас заинтересовал, я буду считать свою работу удачной.

Москва, 5 марта 2017 года.
имхо модерн естественно-эволюционно перерастал (в том числе в силу появления новых стройматериалов и технологий, удорожанием земли под застройку и прочих факторов, повлекших строительство небоскребов вместо особняков.) в то, что Ф.Л.Райт называл "органической архитектурой".
Но архитектура - дорогое удовольствие, поэтому страны, проигравшие в Первой мировой (Германия, Австрия и Сов. Россия), были вынуждены развивать бюджетный конструктивизм (создав и в нем признанные шедевры)
Тогда как мейнстримом для стран богатых стало арт-деко, как еще одна филиация модерна - однако быстро, в силу размеров и высоты новых сооружений, превратившееся из стиля в элемент декора.
У итальянцев более-менее естественное развитие модерна было с перерастанием во что-то еще (например, у Бразини), но тоже недопереросло, поскольку дуче предпочитал гибрид неоклассицизма с конструктивизмом.
В общем, через одно-два десятилетия одни дворцы из стекла и бетона уже повсюду строили...
В прошлом году я сделал попытку разобраться в этапах развития модерна в нашей стране, получилась вот такая работа - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255 . Конечно, это только схема.
Но вывод можно сделать такой. Особняки для сврхбогатых были обречены. А лаконичная архитектура многоэтажных «деловых» зданий, типа Торгового дома Московского купеческого общества в М.Черкасском пер.,2. - постепенно переросла в Конструктивизм. И это объективный переход, он случился бы при всех вариантах развития общественного строя в России.
постепенно переросла в Конструктивизм. И это объективный переход, он случился бы при всех вариантах развития общественного строя в России.- да, это несомненно. Но не обязательно в контруктивизм. Было бы больше денег и стройматериалов - думаю, было бы больше похоже на американское либерти / арт-деко или на итальянцев 1920-х
Да уж что случилось - то и случилось )
История одна, другой не будет никогда.....
Работы И.Билибина замечательные. Гениальная простота рисунка :)))
Шикарный конструктивизм, градообразующий, я бы сказал, я видел в Сортавале (Карелия).

По Яндекс-картам можно посмотреть, интересно!)))
Здравствуйте!

С большим интересом прочитал. Спасибо Вам!)))
У меня на странице в друзьях священник у которого выложен рассказ о прихожанке-родственнице И.Билибина.
У нее до смерти хранились его работы.
Что значит работы? Оригиналы рисунков И.Билибина?
Или просто печатные издания?
Спасибо!
Ссылку посмотрел пока навскидку....
Буду внимательно знакомиться с этими интереснейшими материалами.
Увидела иллюстрации Билибина к сказкам, как хорошего знакомого встретила! Теперь их внимательно пересмотрю, с точки зрения архитектуры)))
У меня есть 4 отдельные книжки изд-ва Госзнак, 1965 года, иллюстрации с авторских оригиналов - красота!
В принципе - у меня тоже есть несколько этих шикарных книжек. Если найду, то сделаю с них сканы и потом заменю на сайте....
Пока брал в интернете, что под руку попадется )