Капитель

Обзор периодов Русской архитектуры

Начиная разработку Журнала:
«Архитектурный стиль - Исторические этапы, периоды и стили Русской Архитектуры» -
http://architectstyle.livejournal.com/
я столкнулся с необходимостью более внимательно рассказать, что это такое. В нескольких письмах меня попросили дать какие-то самые первоначальные сведения по этим вопросам.
Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
И вот именно такой обзор я предлагаю своим читателям.
Итак -
Обзор периодов Русской архитектуры

1.  Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой.
Настолько сложен и многообразен был этот путь. Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого  и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская  школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV - XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями. Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Фили-стиль.jpg
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Царское село-стиль.jpg
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дом Пашкова.jpg
Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.

Царицыно.jpg
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.

Главный штаб-стиль.jpg
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7.  Эклектика
1830 – 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике

Николаев. набер-стиль..jpg
Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне -  http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255

Модерн-стиль.jpg
Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9.  Ретроспективизм
1905 – 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно.
……………………………………………………………..................................................................................
В таком виде представлено все вышеизложенное на странице - http://architectstyle.livejournal.com/
……………………………………………........................

Важное уточнение о «Стилях»:
- В истории архитектуры само понятие «Архитектурный стиль» появилось сравнительно недавно, и относится только к этапам с XVIII века, со стиля Барокко. Иногда к стилям относят и «Нарышкинское» барокко.
- К Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того!

Страница откорректирована 1 марта 2017 года.


Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
вы ставите в основу понятие "стиль".
А какого определения его вы придерживаетесь?
Что есть "стиль"?
Даже на такой, весьма далекой от научной, странице, как ВИКИ - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C -
и то сказано, что:
1. Это совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
2. Общепринятого определения архитектурного стиля не существует.
3. Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное.
А Вы считаете, что я на одной страничке могу все это изложить? Нет – Вам придется открыть толстые тома ……
Я тома-то открывала, открывала я тома.....
И потому спрашиваю не об универсальном определении стиля 9что безнадежно), а о том, которого придерживаетесь Вы в рамках Вашей работы.
Грубо говоря, нарышкинское барокко и петровское барокко - это два стиля или варианты одного? Ар-нуво, модерн, сецессион и пр. Вы рассматриваете как разные стили или как разные названия?
Я о терминологии.
Про Барокко могу сказать сразу:
"Нарышкинское" - это в основе своей продолжение традиций древнерусской архитектуры. Мне больше всего нравятся те исследователи, которые не считают его "стилем", и это понятно....
А Петровское БАРОККО - это первый стиль нового времени, первый стиль Российской Империи - с так называемым "нарышкинским" и рядом не лежало :))
Ну так почему Вы для разных вещей используете одно название?

Я понимаю, что это вопрос не совсем к Вам, но "томам" его задать сложнее.

Что есть стиль? - Если уж этот термин становится основой классификации зданий и сооружений, необходимо понимать, на основе каких категорий мы их классифицируем.
Стало быть, не будет определения стиля... Ну, я особо и не надеялась.
Нельзя в двух словах рассказать о том, что требует привлечения массы материалов. История, литература, культура, традиции, строительные материалы и технологии и еще, и еще!
Об архитектуре середины XIX лучше всего почитать в последних трудах Е.И.Кириченко. И сравнить её выводы с её же теориями, но более ранних лет.
И Вам многое станет ясным и понятным..... или наоборот :))
В общем - тема вечная, окончательного результата не будет никогда!
У меня сегодня задача более конкретная и очень скромная.....
Я искусствовед по образованию. Я всё это читала.

И у меня был вопрос именно в рамках Вашего проекта....
Увы. Это действительно сложный вопрос, но меня огорчило, что Вы его, по-моему, - как вопрос - и не увидели.
Что ж, дело обычное.
Успехов.
О! Значит - Вы учились в Питере?
Вот и опубликуйте в новом журнале Ваши работы по архитектуре города на Неве :))
И расскажите нам Ваше видение данной темы, это будет очень интересно услышать!
И мне и нашим друзьям )

Спасибо за четкую классификацию. Делаю программу про историю архитектуры в Волгограде. У нас мало осталось исторических зданий после битвы, но кое что. Церкви в русско-византийском стиле конца 19 века. Хоть что то:)))

Спасибо на добром слове!
А я посмотрел Ваш журнал, там много всего интересного ....
Спасибо!
А метки в сообщество ставить? Или лучше, чтобы не запутаться, оставлять без меток, а модератор расставит?
Да можно сразу поставить, если Вы в них более-менее уверены. Потом поправим :))
Re: Обзор периодов Русской архитектуры
Это хорошо, что Вы сделали у себя такую ссылку....
В новом журнале очень нужны новые работы именно по архитектуре Питера, по его классицизму, по его барокко :)
Пока в составе авторов знатоков из Санкт-Петербурга не числится.
Надеюсь, что Вашу ссылку увидят многие Ваши земляки, и придут в новый журнал :))
Спасибо!
Большое Вам спасибо за обзор. Для человека, просто "интересующегося", очень полезная информация, так сказать "Расклад по полочкам".
Да, именно такую задачу и призвана осветить данная заметка. Именно - разложить по полочкам. А потом уже тот, кто заинтересуется, найдет книги для глубокого изучения. И - посмотрит, и разберется в деталях :))
Кропотливыцй труд, однако..успехов вам! С благодарностью! Я.
Спасибо, тоже надеюсь на успешное продолжение трудов праведных :))
Очень полезная классификация, по крайней мере для тех, кто не имеет искусствоведческого образования, спасибо!
Архитектурные стили
(Anonymous)
Интересно рассматривать архитектурные стили в историческом контексте - в момент зарождения в недрах предъидущего стиля, расцвета и постепенной трансформации в другой стиль.Ведь постепенная смена архитектурных стилей является следствием непрерывного изменения общества, смены его культурных запросов,совершенствования строительной техники,конструктивных приемов. Как-то читала об этом в книгах посвященных конструктивизму. Сначала видим появление крупных объемов в особняках в стиле модерн.Со временем в постройках постепенно исчезает декор, а комбинации крупных объемов остаются.Появляются также здания в виде единого элементарного объема без декора.И начинается период расцвета конструктивизма.Дома-корабли устремленные в будущее.Здания самого разного назначения.Ну а потом под влиянием изменений в обществе делаются попытки соединения конструктивизма с классикой, которые завершаются переходом к сталинскому ампиру. Потом Н.С. Хрущев борется с излишествами и т.д. Такой-исторический подход очень трудоемкий, так как требует собственно изучения причин лежащих в основе смены стилей.
Прошу прощения за анонимность - у меня нет своего блога.