Капитель

Классицизм. Часть 4

Дом Долгова
Большая Ордынка, 21/16

Усадьба Долгова – владение купца Жемочкина – Женская гимназия – жилые дома - Институт Латинской Америки Академии наук.

Дом смотрится с улицы как очень скромный особняк, но со всеми полагающимися ему составляющими частями. Красивая ограда, двухэтажный дворец с флигелями, просторный двор и  круглая клумба посередине.


Ф-1.jpg
1. Фотография от входа в парадный двор усадьбы

История формирования ансамбля изложена ниже. Я не буду её пересказывать, а покажу текст в оригинале - в изложении реставратора, который занимался изучением усадьбы много лет.

В наши дни увидеть здания со всех сторон можно как со стороны Большой Ордынки, так и заглянув во дворы со стороны Климентовского переулка. Там процветает ресторанный дух, и даже в самом Главном доме в дворовой части совсем недавно размещался «общепит». Надеюсь, что это не задержится надолго. Но фотографии с кафе и ресторанами я, по этическим соображениям, показывать не буду.


Ф-2.jpg
2. Схема генерального плана

Ф-3.jpg
3. Общий вид усадьбы с Ордынки

В солнечный зимний день усадьба смотрится особенно красиво, в обрамлении ветвей старых деревьев, и с тенями, подчеркивающими портик и лепнину на пропилеях ворот и на Главном доме усадьбы.


Ф-4.jpg
4. Карта района улицы Ордынки и Климентовского переулка (1937 г.)
Красным цветом выделен Главный дом усадьбы Долгова

На карте 1937 года с сайта «Ретромап» хорошо видна вся территория вокруг усадьбы и окружающая застройка. Парадный двор, флигели и Главный дом дошли до наших дней почти без изменения. Видно, что за домом в те годы еще сохранялся усадебный парк.

Колокольня церкви поставлена почти по оси усадебного комплекса. А ротонда находится настолько близко к воротам парадного двора, что зрительно читается как часть общего архитектурного комплекса. Учитывая «интенсивность движения» на Ордынке в начале XIX века несложно представить себе важную и неторопливую прогулку семейства Долговых из дома к церковной службе.

Ф-5.jpg
5. Открытка 1910-х гг. На старой фотографии уже «новые времена».
В середине XIX столетия усадьбу Долгова купил купец Жемочкин,
а позднее в Главном доме разместилась женская гимназия

Ф-6.jpg
6. Главный дом усадьбы Долгова, фото 2008 г.

Несмотря на то, что Афанасий Долгов был одним из богатейших купцов того времени, на деньги которого перестраивалась церковь и возведены дома усадьбы, Главный дом подчеркнуто скромен. Сгоревший в 1812 году и полностью перестроенный  в 1820-30-х годах, комплекс домов скорее традиционен, решен в духе крупных дворянских домов. Но вот вместо колоннады был заказан пилястровый ионический портик, очевидно – рачительный купец посчитал это более рациональным решением.
Впрочем, это только мое предположение, основанное на том, что с улицы разглядеть характер и детали портика сложновато. Так что и пилястры издали можно принять за колонны.
Двухэтажный дом поставлен на сводчатом подклете палат рубежа XVII – XVIII вв., который трактован на фасаде как цокольный этаж. И в наши дни в разных изданиях дом называют и двухэтажным, и даже трехэтажным зданием.


Ф-7.jpg
7. Вид от Главного дома в сторону ограды и ворот.
На втором плане – ротонда церкви Всех скорбящих

Ф-8.jpg
8. А это уже вид от церкви в сторону Большой Ордынки.
Архитектурный ордер церкви и Главного дома один и тот же – ионический.
Но у церкви это полноценные колонны,
а в доме пилястры, то есть более простое и более скромное решение


Ордынка в наши дни заполнена автомобилями с утра до вечера, в любой день. Летом Главный дом почти не виден в зелени, а зимой открывается красивейшая панорама, в которой все взаимосвязано.
И оба здания эпохи Классицизма – Дом Долгова и церковь Всех скорбящих сливаются в единый ансамбль.
Об этом комплексе писать очень приятно. Архитектурно завершенный ансамбль является важным и для Замоскворечья и в масштабах всего города. А еще важнее, что это просто милый уголок старой Москвы.


Приложение :
Изучением и реставраций архитектурного ансамбля Усадьбы Долгова занимались многие специалисты. Далее предлагаю посмотреть отчет о работе мастерской № 13  Моспроекта-2  по данному объекту.
Приложение.jpg
……………………………………………………….

В прошлых статьях я обозначил основные принципы формирования усадеб эпохи Классицизма в Москве. Конечно – в самых основных чертах. Но даже такой подход позволяет выделить несколько основных направлений. Во-первых, все рассмотренные здания - это очень крупные сооружения, построенные на средства богатого дворянства. Во-вторых, это дома, которые являются составной частью усадьбы со многими дополнительными зданиями.

Приведенные три примера дворцов конца XVIII - начала XIX вв. наглядно демонстрируют:
Классицизм. Часть 1Дом Пашкова, редкий пример здания, в котором «парковый» фасад, является значительно более важным - он на высоком холме и обращен на Кремль.
Классицизм. Часть 2Дом Разумовского на Гороховом поле показывает большое здание, размещенное в глубине парадного двора и огромную территорию парка, который тянется до Яузы.
Классицизм. Часть 3Дом Лунина на Бульварном кольце поставлен по красной линии улицы и имеет очень скромную дворовую территорию. Фактически это уже прообраз жилого дома на городской улице.

Заканчивая тему Классицизма, я показываю в этой статье еще один пример - Дом Долгова. Очень важно отметить, что это не дворянская, а купеческая усадьба. И находится она в Замоскворечье, в историческом купеческом районе города. И в историческом контексте строительство усадьбы характеризует наступление «нового времени», времени возвышения купцов и промышленников.
………………………………………………….

Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Кульчинский Д.Н.  Дом Долгова на Большой Ордынке: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1982. С. 89 - 93.
- Сайт Retromap – Старые карты Москвы и Подмосковья
- Сайт Pastvu - Фотографии прошлого

Фотографии:
- Фотографии автора
- Фото из свободной сети интернета
- Чертежи, планы и текстовой материал сканированы и обработаны автором
…………………………………………………………….

P.S.
Уважаемые читатели!
Заглядывая иногда в раздел «статистика», я вижу, что многие мои работы по истории русской архитектуры Вам интересны. Просматривая список «мои гости», можно отметить несколько десятков имен пользователей, которые регулярно посещают мои страницы, но……не пишут комментарии.
Друзья мои, я рад Вашему интересу и к моему блокноту, и к нашей архитектуре!
Но беда в том, что «система Живого Журнала» построена на заокеанских критериях, где главным является не человек и его работа, а пресловутые «рейтинги»…..

В данном случае – это количество комментариев на странице. И если Вам интересны мои статьи, то неплохо было бы написать свое мнение в комментариях, задать вопрос или ответить на мой вопрос, прозвучавший в статье.
Вот так - было бы лучше!
Спасибо!
Написала бы даже без последнего призыва, много связано с Ордынкой, дом этот отлично знаю.
А рейтинги тем, кто пишет редко и изысканно, не светят :( Даже если их будут комментировать.
Вспомнился старый анекдот времен перестройки, водопроводчик говорит хозяйке - нечего тут ремонтировать, систему менять надо, систему )
Спасибо, Татьяна, на добром слове!
Вот мне и хотелось, что бы именно живое общение с людьми, близкими по духу, присутствовало на моих страницах....:)
А что бы на меня «не давили» никому не понятные цифры рейтингов и соцкапов - я их отключил.
Оказывается, что сотни пользователей ЖЖ (Да-да сотни!!!) поступают именно так.

И надеюсь, что в будущем возобладает здравый смысл и на основе ЖЖ будет создан нормальный журнал.
Мне иногда жаль, что регулярно получаю комментарии по принципу "ты мне - я тебе". Стараюсь комментировать тех, кого действительно хочется, но не всегда времени хватает :(
В светлое будущее ЖЖ я не верю
У меня значительно меньше «интернет-друзей», чем у Вас, и поэтому мне проще разбираться в их новых публикациях. Но, конечно – комментарии пишу тем, кто пишет интересные статьи.
Что касается самой системы ЖЖ, то я совсем недавно стал смотреть общие материалы на эту тему. И понял, что все эти «рейтинги и соцкапы» придуманы случайными людьми, и идти у них на поводу мне уже не по годам.
Многие уходят из ЖЖ в Фейсбук, но я не знаю, что там творится, а Вы в курсе?
Фейсбук совершенно не годится для размещения материалов, интересных более, чем на один день. И возможностей оформления, представления качественных иллюстраций там гораздо меньше
Точно!
Классический - московский - очаровательный, и как положено во времена Ампира - немного сдержанный и строгий :)
Да, стоящая на другой стороне улицы церковь его "забивает", отвлекает на себя много внимания :)
И я тоже не часто смотрел в сторону особняка, и уж конечно, не знал, что это уже не дворянское гнездо, а дом купца.
Вот теперь как-бы снова изучаю такие здания - и нахожу в этом занятии настоящее удовольствие.....
Как-нибудь соберусь подъехать, все еще раз посмотреть и по фотографировать :))
А мне нравится именно весь комплекс - с чувством меры и гармонии! Редко там бываю, спасибо, что напомнили и объяснили).
В этом месте Ордынки получилось сразу два комплекса :)
Первый – это комплекс усадьбы, с парадным двором, домом с флигелями, и усадебным парком со стороны дворового фасада.
А второй еще интереснее, то есть и усадьба и церковь вместе. И хотя они разделены улицей, но комплекс все-таки просматривается.
На моей фотографии № 8 это хорошо получилось, ведь верно?


Edited at 2016-09-20 08:38 am (UTC)
Да, вот именно на этой фотографии видно, что эти два комплекса дополняют друг друга и создают образ той прежней Москвы).
А вот интересно, то, что дом купеческий, а не дворянский, как-то отражается в архитектуре?
Мне кажется, что если говорить об архитектуре, то разницы нет. Ведь богатое купечество тянулось за дворянством и старалось во всем ему подражать. Что бы все было «как у благородных»....
Да и имена архитекторов самые знаменитые - Баженов, Казаков.
А вот внутри, в комнатах, в бытовом укладе, вот здесь, скорее всего разница чувствовалась. Вспомним пьесы Островского :)