Капитель

Классицизм. Часть 3

Усадьба Лунина (Коммерческий банк)
Суворовский бульвар, 12


Мимо этой усадьбы я проходил, наверное, сотни раз. И не очень-то обращал на нее внимание. Обычный старинный дом, величественный и с колоннами. В Москве таких не счесть. Тротуар в этом месте Бульварного кольца узкий, дом виден только в сильном ракурсе, и чаще всего я обращал внимание на ажурный чугунный балкон, нависающий над первым этажом главного дома.

Фото-1.JPG
Фото 1. Вид с тротуара на рустованные стены первого этажа,
ажурный балкон и колоннаду Главного дома

С самого бульвара тоже не очень-то рассмотришь, особенно летом, сквозь листву. Но несколько лет назад, по пути из Дома архитектора к метро Арбатская – увидел комплекс сквозь осенние оголенные  деревья, и остановился в изумлении. Вот такие виды мне открылись:

Фото-2.jpg
Фото 2. Весь архитектурный комплекс усадьбы Лунина, вид с бульвара.
Слева одноэтажный служебный корпус, в центре главный дом, вдали – правый флигель.
Ограда бульвара удачно закрывает поток машин …

Пройдя еще несколько метров, я смог сфотографировать и главный дом усадьбы. Огромное дерево, закрывающее фасад здания, несколько «поурезали» – и открылся великолепный вид.

Фото-3.jpg
Фото 3. Главный дом усадьбы Лунина

А правее в просвете между деревами виднелся и правый флигель. Сначала была мысль сделать некую панораму, но потом стало ясно, что это задача невыполнимая. И получилась просто серия фотографий осеннего бульвара, со старыми деревьями. И архитектурой, так камерно  виднеющейся в просветах между почерневшими стволами.

Фото-4.jpg
Фото 4. Слева основное здание, а вдали виден между деревьями правый флигель комплекса

А теперь боле внимательно надо посмотреть каждое из трех зданий, которые вместе и образуют весь комплекс усадьбы Лунина.
Усадьба имеет ассиметричную композицию, редко встречающуюся в классицизме. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения.  Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию - колоннада поставлена в неглубокой лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент - без фронтона и завершен протяженным аттиком. В комплексе усадьбы Лунина парадное оформление главного корпуса как бы противостоит  решению фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе.
Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном, как и положено по всем правилам классицизма.

В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин. После московского пожара 1812 г. от предыдущих строений  сохранилась только подвальная часть.
В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение и (теперь уже Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, а рога изобилия - символа торговли и богатства появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья.

Фото-5.jpg
Фото 5. Вид Главного дома с бульвара

Парадный вход в здание прямо с улицы тоже редко встречается в усадебных домах Москвы. Общая композиция фасада – колоннада в горизонтальной лоджии и крупные окна с арками по сторонам. Линия ажурного балкона объединяет колоннаду и одновременно служит навесом над входом в здание.


Фото-6.jpg
Фото 6. Левое окно главного дома с лепной аркой,
в которой лира должна была напоминать о домашних концертах в семье Луниных

Рассмотреть фасад здания действительно проблематично. Вблизи, с тротуара его плохо видно,  с бульвара слишком далеко, детали не разглядишь. Лучше всего дворец можно рассмотреть при движении от бульвара к тротуару – но я никому не советую этого делать. Машины, выезжая из туннеля под Арбатской площадью – как раз в этом месте набирают скорость и излишняя любознательность к искусству здесь очень опасна. Вот поэтому многие детали и от меня были скрыты годами. Сегодня я более подробно рассмотрел фотографии и чертежи и могу сообщить интереснейшие подробности.

Фото-7.jpg
Фото 7. План главного дома на уровне второго этажа и колоннады

Оказывается - портик заглублен в нишу, и наружные грани колонн находятся в плоскости наружных стен. Очень необычное решение. В большинстве случаев портик с колоннами находится на некотором расстоянии от стены, или вплотную к стене, что тоже встречается редко.
И антаблемент запроектирован тоже в плоскости наружных стен. А по бокам антаблемент продолжен узорами лепнины. В общем, что ни шаг - то новое и необычное для классицизма решение.

Правый флигель, или правильнее сказать просто «флигель», так как левого не существует вообще,  это традиционное для Д.Жилярди решение, которое встречается во многих архитектурных памятниках Москвы, в частности в усадьбе Усачевых-Хлудовых-Найденовых на Земляном валу или в здании Опекунского совета на Солянке.

И хотя в литературе часто повторяется фраза, что оба здания усадьбы Лунина – главный корпус и флигель – составляют единый и взаимосвязанный комплекс, фактически на улице, в реальной обстановке, они обычно воспринимаются как два самостоятельных здания.

Фото-8.jpg
Фото 8. Вид на флигель с бульвара

Третья постройка ансамбля – одноэтажный корпус – это распространенный тип ампирного служебного здания. Протяженный рустованный фасад разделен на две части плоским ризалитом,  где окна через одно – с арочкой. При осмотре комплекса со стороны Никитских ворот  служебный корпус определенным образом подготавливает подход к Главному зданию. Получается уравновешанная композиция, которая так привлекла мое внимание в сумрачный осенний день.

Фото-9.jpg
Фото 9. Левый флигель – служебный корпус усадьбы

Здания находятся на Бульварном кольце, в самом центре Москвы, и во все времена сохранялись в хорошем, ухоженном состоянии. Уже несколько десятилетий в зданиях размещается Музей Востока. Восстановлены интерьеры,  и архитектурный комплекс усадьбы Луниных продолжает жить интенсивной жизнью музея, что радует всех.

Фото-10.jpg
Фото 10. Дом Луниных на Суворовском бульваре, 1980-90 гг.
Фото: Игорь Павлов, сайт pastvu.com

Заканчивая статью, хочется все-таки сказать о некоторой неточности в названии комплекса. Жилым домом Луниных недолгое время являлся лишь флигель, а главный корпус  в 1821 был продан Коммерческому банку в еще недостроенном состоянии, и жилым домом Луниных уж никак не мог быть.

………………………………………………………………..
Историю дворян Луниных коротко и ясно изложила Ирина Левина, моя добрая знакомая, которая профессионально занимается изучением дворянских и купеческих династий - http://um.mos.ru/houses/usadba_luninykh/ .

Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город. – М.: Искусство, 1989.
………………………………………………………………..
- Основные фотографии выполнены автором  в 2012 г.
- Другие Фотографии – сайт Pastvu.com, и так же из интернета

Классицизм. Часть 3
Пользователь durasik сослался на вашу запись в своей записи «Классицизм. Часть 3» в контексте: [...] Оригинал взят у в Классицизм. Часть 3 [...]
То что композиция усадьбы ассиметрична, вообще не заметно.
Да! Ведь если представить себе развертку фасадов всех зданий - то окажется, скорее всего, что левый протяженный служебный корпус и правый флигель почти равны по «площади фасадов». И наверное, это и уравновешивает всю композицию.
Все-таки странный классицизм. Скорее полуампир.
Почему "полу"?
Здания построены в 1820-х годах, как раз время позднего классицизма, то есть именно АМПИРА.....

В своей первой статье о классицизме я как раз и рассказал об основных периодах - http://archistorik.livejournal.com/23022.html.

А новшеств в этом комплексе и в самом деле много ..... здесь я с Вами соглашусь :)
Мимо этого комплекса проходила по бульвару бессчётное количество раз и внутри часто бывала. Это всё родные места, но Вы помогли взглянуть на это здание осмысленно, спасибо!
Да, и интерьеры тоже великолепные!
И сам музей очень необычный и интересный ..... восток, ведь - дело тонкое :))

А Кисловские переулки тут совсем рядом.... Ваши края ....
В музее Востока была много раз, все там мне очень интересно. А вот интерьеры как-то плохо запомнила. Почитала все о доме и собираюсь еще раз сходить в музей и все посмотреть повнимательнее...... Вот так :)
Я вот тоже хочу еще раз сходить и все посмотреть внутри - залы, отделку ....
Говорят, молчание — золото, но коль уж Вы сами призываете комментировать, возьму на себя смелость заявить, что
«Усадьба имеет ассиметричную композицию, редко встречающуюся в классицизме»
— это ещё одно подтверждение моего ощущения, что жилярдиевская архитектура во многом предвосхитила, если не начала, распад классицизма и переход к эклектике.
Где-то Вы правы :))
Критическое отношение к классицизму назревало медленно, но неуклонно...
То, что было непререкаемым законом - вдруг превратилось в анахронизм, стало казаться старым халатом, который надо срочно поменять на что-то новое....
Да и засилье портиков и колонн тоже всем тогда поднадоело.
Как все это повторяется и в 20 веке тоже :))
Да, еще хочется добавить пару слов...
Портики и колонны с завидным постоянством возвращаются на арену архитектуры, и наверное даже можно найти какую-то закономерность в их приходах и уходах. Хотя, может быть кто-то уже давно высчитал эти приливы "классицизма" ....:))