Капитель

Классицизм. Часть 1

Тема сегодняшней беседы – Московский классицизм

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства.

Родиной европейского классицизма была Франция XVII века. К началу XVIII столетия именно во Франции классицизм превращается в сложившуюся систему. Во многом этому способствовала философия эпохи Просвещения. Воплощение торжества разумного начала, образцового порядка, возвышенной и гармоничной ясности духа классицисты видели в искусстве Античности.
Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.


В истории русской архитектуры можно выделить три этапа развития классицизма:
- ранний классицизм (1760–1780-е),
- строгий, или зрелый классицизм (1780–1800-е),
- поздний, или ампир (1800–1830-е).

Размах строительства и высокие художественные качества русской школы классицизма сделали этот стиль важнейшим в истории, своего рода «золотым веком» Русской архитектуры.

И слово «веком» здесь вполне уместно, так как классицизм продолжал быть одним из главных стилей в России и в годы эклектики, то есть после 1840-х гг.

Московский классицизм имеет весьма существенные отличия от столичного Петербургского. На Москву жесткие градостроительные правила Петербурга не распространялись, поэтому здесь большей частью сохранялся патриархальный русский уклад, что отражалось и на постройках. И в Москве постепенно крепла своя архитектурная московская школа.
Активная застройка Москвы зданиями, выполненными в новом стиле, началась в 70-х годах XVIII века. В это же время окончательно определились два вида композиции городской усадьбы. Первый вариант представлял собой усадьбу с главным домом, расположенным по Красной линии улицы, и хозяйскими службами за домом. Во втором случае дом с флигелями размещался в глубине двора, а от улицы его отделяла ограда с парадными воротами.

И я начинаю рассказ с самого известного произведения московского классицизма, уникального по своей архитектурной целостности. В этом здании оба варианта как бы сливаются вместе и дают совершенно новый эффект.

Здание чаще всего называют Дом Пашкова, или городская усадьба Пашкова.
Дворец выстроен на высоком Ваганьковском холме и один из его фасадов ориентирован на Кремль. Да не просто смотрит на древний Кремль, а фактически доминирует над кремлевскими сооружениями. На склоне перед домом был разбит сад и устроена красивая  ограда.  Монументальный объем Пашкова дома виден издалека с самых разных, и самых дальних точек города.

Дом Пашкова выстроен в 1784-1788 гг.

ф-1
Вид Моховой улицы, с картины Ж.Делабарда (?)

ф-2Фото 1880-х гг.
Первоначальные размеры сада были урезаны в ХХ веке при расширении Моховой улицы.
От ограды сохранился только небольшой фрагмент вдоль ул. Знаменки

ф-3
А вот уже и рельсы появились, и провода видны - наступили времена трамвая. Фото 1912 г.

Но объмно-планировочное решение Пашкова дома таково, что зритель обычно знает только эту хорошо известную панораму. Второй и фактически главный фасад скрывается с противоположной стороны, откуда осуществляются и входы и подъезды.

ф-4Вид Пашкова дома в наше время, после проведения нескольких ремонтов и реставраций

Хочу специально подчеркнуть, что со стороны Моховой улицы входов в здание нет, и построенная в центре зеленого склона система лестниц и всходов имеет чисто декоративное предназначение. Это все добавления, сделанные в ХХ веке, и к первоначальному замыслу не имеют никакого отношения.

Дворовый фасад представляет собой, может быть, еще более интересное зрелище - парадный двор торжественный и величественный.

ф-5
Вид из окна доходного дома на другой стороне Ваганьковского переулка.
Шикарная панорама, на которой виден и сам дворец, и его парадный двор, окруженный флигелями,
и весь Кремль. Фото: ~1929 г.

ф-6
Парадный двор Дома Пашкова. Современное фото

Въезд во двор со стороны переулка осуществляется через ворота, размещенные в Триумфальной арке.

Ф-7
Въездные ворота в усадьбу - вид со Староваганьковского переулка. Фото 1950-х гг.

Ф-8
Парадный двор в наши дни. Современное фото


Около ворот стояла церковь XVII в. Николы на Старом Ваганькове, которая была включена в общую композицию дворцового ансамбля.
Ф-9
Перспективный въезд в парадный двор из окон Пашкова дома виден во всей своей красоте.
В наши дни церковь отреставрирована и смотрится еще красочнее.


И снова вернемся к вопросам классицизма. Важно отметить, что пути развития классицизма в новой и старой столицах России были далеко не одинаковые. Классицизм появился в архитектуре и градостроительстве Москвы после 1762 года и сразу начал активно решать вопросы планировки города  и его облика. В частности наиболее важные объекты должны были быть построены вдоль берега реки Неглинки. Из окон этих домов открывались виды на Кремль.  Оба здания Университета и Дом Пашкова создали торжественный ансамбль, которые до наших дней определяют архитектуру центральных площадей вокруг Кремля. Пространство вдоль Неглинки должно было быть расчищено от мелких построек и создана парадная общественная зона.
Дом Пашкова занимает особо важное значение в этой градостроительной ситуации. Поставленный на высоком холме, он не только давал возможность осмотреть из окон весь Кремль, но и в определенной степени и доминировал над его невысокими сооружениями. Особенно до построек в Кремле крупных зданий в середине XIX века.



Два слова об авторе проекта. Как это не парадоксально звучит, но фактически документальных материалов об авторе не сохранилось. По традиции большинство исследователей называет имя В.И.Баженова.  Его авторство подтверждается и необычной смелостью решения и градостроительным размахом. Но, повторяю – документально это не подтверждено. Наверное, такое возможно только в нашей уникальной стране. Слов нет….

Для моего поколения Дом Пашкова – это еще и библиотека им. В.И.Ленина, знаменитая «Ленинка» и её главный читальный зал – огромное двусветное помещение, наполненное читателями все возрастов, от юных студентов до седовласых солидных корифеев. И до позднего вечера склоненных над книгами людей можно было видеть с галереи, окружающей читальный зал.

В читальном зале.jpg

.......................................................................................................................................
Мы рассмотрели один из основных вариантов компоновки дома-дворца эпохи Классицизма. В следующей статье будет изучаться совсем другая планировка, с принципиально другим подходом и акцентами.


Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город. – М.: Искусство, 1989.
- Фотографии – сайт Pastvu.com, и так же из интернета
эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясн
Отличная тема, прекрасный обзор.
Уже начал "творить" следующую статью .... для меня ведь очень важен сам процесс: еще раз все вспомнить, полистать книги, покопаться в фотографиях (особенно в исторических материалах).....:)
Продолжение темы уже в сети, и ждет Вашего рассмотрения. Тем более, что этот комплекс описан и в Вашей "Летописи". Но у меня свой подход и своя подача материала, так что - думаю, будет что сопоставить :))
спасибо, сейчас посмотрю) ваша подача мне нравится
Недавно проходила мимо библиотеки и заметила, что колонн на доме Пашкова всего четыре – а по бокам еще две скульптуры. Здорово! Нигде такого раньше не видела :)
Да, я тоже нигде не видел ничего похожего, ни в Москве, ни в Питере...
Эти две скульптуры, включенные в общую композицию портика - как бы визитная карточка Пашкова дома, так мне хочется сказать :))
"Родиной европейского классицизма была Франция XVII века."
А как же Палладио?
Разве не с него всё началось?
Паладио – это совсем другие времена, эпоха Возрождения, то есть XIV – XVI века. Паладио был как бы предвестник будущего стиля Классицизм....
Но между его творениями и французским Классицизмом прошло много времени, и многое стало другим. Вот только любовь и уважение к ордеру, как основе архитектурного мышления – остались неизменными :))
А так ли уж много времени прошло ?...
Палладио умер в 1580,
его стиль продолжил Скамоцци (ум. в 1616),
а в 1610-х уже творит Иниго Джонс - папа английского классицизма.
Французы обратятся к этому стилю только где-то в середине века,
но непонятно почему во многих статьях Франция зовётся "родиной классицизма", хотя итальянцы и англичане тут явно впереди.
Всё перечисленное в статье - 2-я пол. XVII в.
А вот что строил Иниго Джонс в начале того века:
Queen’s House (1614-1617)
1.jpg

Banqueting House (1619-1622)
2.JPG

Конечно, при Короле-Солнце размах классицизма был невиданный, спору нет, но французы не первые и даже не вторые. "Родина" стиля - никак не Франция.
Мне кажется, что наш российский классицизм достаточно самостоятельный стиль. На каких предшественников он опирался, мы знаем. А уж - какие страны считать лидерами в предшествующий период, это отдельная тема.... :)
Я хочу так построить свою работу, что осветить самые главные вопросы классицизма ИМЕННО в России и в Москве.
Сейчас на очереди следующая статья ....!
А у нас вечно так ...
...каменную архитектуру заимствуем, но очень быстро возникает местная специфика.
Вон греки, 1000 лет назад принесли своё, и тут же появились всякие нюансы, которых у них вроде и не было.
Видимо и с классицизмом та же история ...
Re: А у нас вечно так ...
Да так....
И эта местная «специфика» вырастает в самостоятельный и вполне законченный художественный стиль!
Ведь в нашей отчизне даже Московский классицизм имеет много отличий от Петербургского. Хотя имена архитекторов часто одни и те же, но Московские семь холмов воодушевляли, очевидно, на новые творческие взлеты.... :))

Edited at 2016-09-07 04:26 pm (UTC)
Re: А у нас вечно так ...
Дивиться нечему.
От Москвы до Питера в два раза дальше,
чем от Парижа до Лондона.
Re: А у нас вечно так ...
Да, путешествие из Питера в Москву часто становилось весьма продолжительным событием, почти как у Радищева ....
У нас когда не знают, кому приписать, так приписывают Баженову :)
В те времена, случалось, покупали готовые французские проекты дворцов, приспосабливали под конкретные условия места, и - вперёд.
Не утверждаю, что в данном случае именно так и было, но могло быть.
Ничто в творчестве Баженова не наводит меня на мысль, что он мог спроектировать такое.
Да, где-то так оно и есть.....

У нас к архитекторам всегда было несколько пренебрежительное отношение... (
Для русского барина это был один из холопов, которые его обслуживали. Повар, кучер, слуги, горничные …. ну и где-то в этом списке и архитектор, часто тоже крепостной.

Если посмотреть внимательно историю родной архитектуры, то там 90% зданий или не имеют автора, или указывается имя по результатам сегодняшних «догадок» .....:))
главный читальный зал – огромное двусветное помещение - на фото 3-й зал, он вовсе не в доме Пашкова
Спасибо за внимание к снимкам....
Я был в большом зале очень много лет назад, так что мог и ошибиться :)
Посмотрите пожалуйста, вот этот снимок - https://pastvu.com/p/235483 - это в доме Пашкова ?
да, вот этот в Пашковом доме. В мое время это был уже зал диссертаций, сейчас используется для выставок протокольного уровня
Спасибо Вам большое!
Фотографию читального зала заменил, и стало как-то лучше - фото по-настоящему историческое...:)
Насколько мне помнится, и в шестидесятые годы здесь стояли на столах такие же лампы!
Прекрасная идея у Вас - кратко рассказать именно о русской архитектуре, спасибо большое!
Фотографии со стороны Староваганьковского переулка очень интересные. Мимо этого парадного двора я и ходила в детское отделение Ленинки.
А я ходил в Большой читальный зал в основном в 60-е и 70-е годы ....
Почему-то вспоминается, что именно зимой. От метро, по Маркса-Энгельса, затем во двор и ко входу.
Был там какой-то свой шарм, как-бы жажда познания всего и вся ....
.................
Помню полный зал читателей, так что место и не сразу найдешь :))
В Большой зал потом тоже ходила, но детские воспоминания как-то ярче. Въездные ворота всегда были закрыты, а очень хотелось зайти во двор...
Да, эти красивые ворота были всегда закрыты....
Кажется, что вход был вот по такому пути - https://yandex.ru/maps/213/moscow/?utm_source=geoblock_maps_moscow&ll=37.607001%2C55.750031&z=18&rl=37.60799873%2C55.75246338~-0.00071393%2C-0.00197705~0.00040770%2C-0.00006959~0.00007510%2C-0.00010287~-0.00006974%2C-0.00019061~0.00043988%2C-0.00022087 - помню, надо было идти через двор.....

..... почти что ностальгические воспоминания :)
А вот я не помню - вход в детскую библиотеку был, кажется, со Знаменки, тогда улица Фрунзе, так?
Спасибо, уже познакомился с этой работой....:))
Отличная статья и замечательные фотографии.
..............
Ваш сайт "Тарантас" я знаю, и смотрю регулярно!
Спасибо за добрые слова. Рад, что мой журнал интересен для Вас.
Классицизм
Пользователь durasik сослался на вашу запись в своей записи «Классицизм» в контексте: [...] продолжает обзор сооружений московского классицизма, начало работы - «Классицизм. Часть 1 [...]
Re: Классицизм
Да, думаю сделать обзор и анализ некоторых, наиболее мне интересных зданий эпохи классицизма :)

В Москве их много, надо выбрать несколько особенно неординарных построек!
Классицизм. Часть 1
Пользователь durasik сослался на вашу запись в своей записи «Классицизм. Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Классицизм. Часть 1 [...]
Классицизм. Часть 1
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Классицизм. Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Классицизм. Часть 1 [...]