Капитель

Конструктивизм: часть 3 – Уникальные здания

Разумеется, название статьи несколько условное, так как почти все здания эпохи конструктивизма уникальны. Их немного, но каждое здание по-своему уникально. Из большого списка объектов в статье рассматриваются три здания, или точнее комплекса зданий, характеризующие творческую направленность архитектурных поисков 1920 – 1930-х годов:
- Дом Наркомфина,
- Студенческий дом – коммуна,
- Здание газеты «Известия».

Дом Наркомфина

Дом Наркомфина — жилой дом-коммуна, построенный в 1930 году по проекту архитекторов М. Я. Гинзбурга и И. Ф. Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина) на Новинском бульваре, 25, корп. 1.
Несмотря на то, что чаще всего дом Наркомата финансов именуется «домом-коммуной», автор проекта М. Гинзбург считал его «домом переходного типа», так как в нём не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в домах-коммунах. Называя его так, М. Гинзбург имел в виду, что обитатели оценят удобства общественного обслуживания и постепенно перейдут к новому бытовому укладу.


57137 Новинский бульвар, 25.jpg

Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 м и высотой 17 м. Ориентация здания на запад и восток. В торцах здания расположены лестничные клетки, всего две на всю длину. Первый этаж, высотой 2,5 метра состоит из круглых столбов, что было связано со стремлением сохранить парковую территорию и тем, что первые этажи менее пригодны для жилья. Дом был задуман как «коммунальный» с изолированными квартирами на 50 семей, общей численностью около 200 человек, и имеющимся общественным обслуживанием.

fs1000x800px-Narkomfin_Building_9.jpg
Вид жилого дома с торцевой части, справа – блок обслуживания

Дом создавался как жилище нового социального типа с развитым блоком коммунального обслуживания, вмещавшим в себя кухню, общественную столовую, спортивный зал, библиотеку и клубные комнаты.

public-content-Stati-11.2015-fcb54dd135bb29df82ff06da52976cfc.jpg
Жилой комплекс построен был вдали от улиц и окружен зеленью

Разрез.jpg
Разрез здания

Разрез здания – очень важный чертеж, без которого невозможно представить
объемно-планировочное решение всего дома.
По второму и пятому этажам здания проходят коридоры шириной около 4 м,
(коридоры указаны цифрами красного цвета).
Из коридора второго этажа осуществляется вход в двухуровневые квартиры на 2 и 3 этажах.
Из коридора пятого этажа осуществляется вход в квартиры трех верхних этажей:
- двухуровневые квартиры на 4 и 5 этажах,
- двухуровневые квартиры на 5 и 6 этажах.

Планы 2-3 этажей.jpg
Планы двухуровневых квартир на 2 и 3 этажах

Планы верхних этажей.jpg
Планы двухуровневых квартир трех верхних этажей


Расположение квартир в двух уровнях позволило устроить входы в них из тянувшегося во всю длину корпуса только двух коридоров – на втором и пятом этажах.
Надо отметить и то обстоятельство, что деление дома на шесть этажей очень условно. Это шесть уровней, обозначенных на восточном фасаде сплошными лентами окон.
Пространство квартир на 2 – 3 этажах организовано с просторным холлом-гостиной и невысокими помещениями для кухонь, ванных и спален.
Квартиры верхних трех этажей обслуживает так же один коридор, проходящий на уровне пятого этажа. Это квартиры предназначались для молодых семей, в них высокая гостиная и низкая спальня с кухней и ванной.
Солярий на крыше был задуман для отдыха и общения жильцов.

Фасады.jpg
Фасады здания

В этом здании наиболее полно осуществлены знаменитые
пять принципов Корбюзье:
1. здание на столбах, свободный первый этаж
2. плоская крыша-терраса
3. свободные планировка этажей
4. ленточное окно
5. свободный фасад, так как все наружные стены не являются несущими и решение фасада не связано с конструкциями.

Несмотря на свою уникальность, здание полузаброшено, разрушается и находится в катастрофическом состоянии. Разговоры о том, что «вот-вот» начнется его реставрация - продолжаются уже десятилетия……


Студенческий дом – коммуна

Комплекс построен в 1930 году по проекту И.С.Николаева. Основная идея проекта – минимальные комнаты для проживания двух человек и развитая система общественного обслуживания.

image-418.jpg

В плане здание состоит из трёх корпусов. Главный - спальный корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с двумя выступающими округлыми лестницам и прямоугольными выступами в торцах. К нему посередине примыкает санитарный корпус, который соединен с трёхэтажным общественным корпусом, через который и осуществляется вход в здание.

План.jpg

В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий.
Архитектура корпусов решена с широким применением принципов  конструктивизма - горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля, свободный первый этаж на колоннах.

architecture_1920s_5.jpg
Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение.

Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса.

В 1931 году здание было введено в эксплуатацию. Уже вскоре после открытия общежития строгое следование концепции «машины для жилья» было нарушено. Спальные кабины использовались студентами не только для сна, но также для отдыха и хранения личных вещей. Однако благодаря развитой системе общественных помещений, в первые годы после постройки режим функционирования кабин был близок к первоначальному замыслу.

17c48cb5f6189b3ae1f14b11a8681442559947.jpg

В конце 1960-х гг. внутреннее пространство дома-коммуны было частично перестроено и отдано в качестве студенческого общежития Институту стали и сплавов. В 1990-е памятник архитектуры, который оказался в аварийном состоянии, расселили. Реконструкция дома-коммуны МИСиС началась в 2007 году.


Ordzonikidze-obshaga-north.jpg
Современный вид после реконструкции

В 1960-е годы И.С.Николаев был ректором Архитектурного института.  Дипломный проект я разрабатывал в группе под руководством Ивана Сергеевича. Впрочем, более подробно  о том времени написано в моих мемуарах: «И.С.Николаев и МАрхИ в 1960-е годы».
И мне запомнился разговор, в котором Иван Сергеевич негодовал на недоделки при строительстве здания дома-коммуны, ведь осталась невыполненной система вентиляции в спальном корпусе, которая была необходима при таких маленьких размерах жилых комнат. Так же не были смонтированы лифты, что для многоэтажного здания просто недопустимо.

Много лет здание находилось в неудовлетворительном состоянии. В наши дни, после многолетней реконструкции,  комплекс приведен в порядок. Восстановлены исторические фасады и оригинальные габариты ленточных окон, обновлены коммуникации и установлены лифты. После реконструкции здание, как и прежде, будет использоваться в качестве общежития Московского института сталей и сплавов (МИСиС).

0_dea0b_a74d0075_XL.jpg
Вход в Общественный корпус

Радует, что знаменитое здание Дома - коммуны в наши дни отремонтировано и обрело новую, можно сказать - вторую жизнь.

Здание газеты «Известия»

Здание построено в 1926 году по проекту Г.Б.Бархина. Буквальная читаемость фасада – это идеологическое требование, надпись «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» должна была сразу информировать  о назначении здания.

943 Здание редакции _Известия_.jpg
Фотография начала 1930-х гг.

План «Новая Москва» уже в те годы ограничивал высотность шестью этажами. И этажей в здании шесть, но только они очень высокие. В нижнем этаже помещались типографские машины, что действительно требовало высоты, но и все остальные этажи - тоже весьма высокие.
На главном фасаде четко читается каркасная конструкция здания и запоминается асимметрия фасада с лестничной клеткой в сплошных витражах, сдвинутая влево. И, конечно - круглые окна верхнего этажа.

476304 Панорама Пушкинской площади (3).jpg
Фото 1938 г.

Панорама Пушкинской площади многие годы была своеобразной энциклопедией архитектурных стилей разных времен. Слева кинотеатр на углу улицы Горького, в центре снимка двухэтажный дворец, который москвичи связали с героями Грибоедова, и называли не иначе как «Дом Фамусова». И так уж получилось, что здание «Известий», конструктивизм двадцатых годов ХХ века, тем не менее всегда смотрелось не чужеродно историческим зданиям. Оно вписалось в историческую среду, и это еще раз говорит  о высоком уровне архитектуры эпохи конструктивизма.

fc683856313868ff1aeec4edc81.jpg

И под занавес, поистине революционное фото Александра Родченко, 1932 год. Снято по диагонали, что бы акцентировать необычный характер здания, окружающую его городскую среду, всю атмосферу тех лет, и часы на стене – огромную редкость в те годы.


6891 Здание газеты «Известия» на Пушкинской площади.jpg
Фото: Александр Родченко,1932 г. 

Вот такой получился краткий обзор
Конструктивизм: часть 1- Рабочие клубы,
Конструктивизм: часть 2- Жилые кварталы,
Конструктивизм: часть 3- Уникальные здания.

Заканчивая данную статью, я одновременно заканчиваю и работу по обзору этапных сооружений эпохи Советского конструктивизма. Это очень интересное, поистине революционное время, время устремления в будущее, время надежд на лучшую жизнь, которая обязательно должна наступить…….!
Сегодня архитектура конструктивизма не всегда правильно понимается нашими современниками. А жаль.
Хотя ….. в последние годы изданы десятки книг о конструктивизме и я надеюсь, что и моя работа поможет многим начать изучение нашего архитектурного наследия 1920-1930-х годов.
……………………………………………………….
Источники:
Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.
Большое спасибо за статью .
Очень хочу погулять по коридорам здания Наркомфина, только постоянно видел , что осмотр помещений платный . Не знаю , правда ли это .

Edited at 2016-08-18 10:19 am (UTC)
Да, где-то в интернете видел информацию о платных экскурсиях.....
Но надо посмотреть внимательно, может быть есть и простые, обычные.
Фотографий в интернете много, виды настолько кошмарные, что диву даешься, до чего доведено здание.....((
Бесплатно владельцы не пускают. Только ксли знакомого арендатора найдёте или там на физкультуру, что на крыше проходит запишитесь.
Очень интересные здания, и совершенно другой подход к человеческим коммуникациям... Даже не знаю, как это выразить... Неозабоченность бытом, свобода от вещей, концентрация на работе и учебе, спортивный досуг, много общения... Красивая идея:)
Да, красивая...
Эти идеи особенно ярко выявлены в доме Наркомфина, где запроектированы квартиры в двух уровнях и кроме того предусмотрена широкая система общественного обслуживания. А квартиры и вправду очень интересные, вроде отдельных особняков на этажах.
............................
В доме-коммуне все уже несколько утрировано, общежитие для студентов превращено в "машину для жилья".... особенно полное отсутствие удобств в жилой комнате и выделение умывания-одевания в отдельный Санитарнырный блок .....:))

Edited at 2016-08-19 07:26 am (UTC)
Какие интересные идеи - освобождение от быта, двухуровневые квартиры, свободная планировка! Так это и сейчас кажется привлекательным. Очень полезный обзор - кратко и понятно, спасибо большое.
Наше внимание к этим домам Вы привлекли, но я помню, что несколько десятилетий назад о Корбюзье много издавалось литературы, с высокой оценкой его идей.
Ле Корбюзье - самый известный архитектор ХХ века. Его книги, и книги о его работах, в шестидесятые годы были настольной литературой для каждого настоящего архитектора. Он и теоретик архитектуры, и очень много построил за свою жизнь. И даже в Москве знаменитый Дом Центросоюза на Мясницкой.
518760_original.jpg
Но это уже не "уникальное здание" - а один из шедевров Москвы .....
Григорий Васильевич! А где находится общежитие МИСИСа?
Спасибо! Супруг одно время работал в издательстве МИСИС - это в главном здании, а дома этого не видел, теперь посмотрим).
Как дом выглядит сегодня, после всех реконструкций - я не знаю, видел его давно в весьма обшарпанном состоянии.....

Тут очень важно то обстоятельство, насколько тактично была проведена реконструкция. Конечно, многое надо было менять, что бы обеспечить нормальные условия для сегодняшнего проживания, это понятно. Но вот в какой степени удалось сохранить сам "дух конструктивизма" этого здания, я пока не знаю :)
Ой, какая у Вас интересная тема идет - про конструктивизм!
И Усачевка, и дом Наркомфина, о котором сейчас так много говорят. А на френдленте ничего не отразилось... Какое-то вредительство. Хорошо сама заглянула, а то бы и не увидела!
А я сейчас поступаю по-другому, френдленту почти не смотрю....(
Я сделал на странице "визуальных закладок" ссылки на тех друзей, сайты которых для меня действительно интересны (и Вы, Елена - разумеется, есть в этом списке!).
И время от времени я заглядываю на эти сайты, пишу комментарии, или просто с интересом смотрю работы.
Таких ссылок у меня получилось немного, но вполне достаточно, что бы вовремя увидеть их новые труды, а иногда и посмотреть давние работы, про которые сам автор уже позабыл :))
Re: Конструктивизм: история архитектуры
Вот посмотрел Вашу страницу ЖЖ и вижу, что просмотр конструктивизма идет семимильными шагами....

Вы умеете преподнести материал так, что бы он стал ярким и запоминающимся!
Спасибо!
И комментариев у Вас, конечно же - больше, так что я даже немного ревную :)))

Точнее, в "большой деревне Москве")) Именно такие плетеные оградки были во всех центральных скверах и садах до революции. Представляете, даже в Алексанровском саду...))
Да что-то я не видел такого )
Интересно!
Может быть дадите ссылку на какую-нибудь старую фотографию?

А Вам понравилась идея двухэтажных квартир в Доме Наркомфина, я имею ввиду именно саму идею? :)
Двухэтажные квартиры - это превосходно! Я, вообще, считаю, что чем больше этажей, тем лучше.
Мне кажется, что квартира в три этажа - это уже перебор, по лестницам устанешь бегать..... а вот двухсветная высокая гостиная, и невысокие спальни на втором этаже, это наверное действительно превосходно :)

Да еще и в городском доме!