Капитель

Конструктивизм: часть 1 – Рабочие клубы

Это продолжение серии статей об отдельных периодах русской архитектуры. Ранее уже были рассмотрены особняки в стиле ампир (1800-1830-е гг.), эклектика (1830-1890е гг.), и модерн (1890-1914 гг.). Переходя в ХХ век, я начинаю рассказ о конструктивизме 1920-1930 гг. с рассмотрения Рабочих клубов.

Итак – наступил ХХ век, прошли годы, первая мировая война плавно перешла  в две революции, а затем отгремела гражданская война. Многострадальная Родина, взявшая в руки винтовку в 1914 году, с началом первой мировой войны, так и проходила с ней где-то до 1922-23 года, то есть почти десять лет. Строительство отдельных зданий все же велось и в эти годы, но это были единичные объекты.

Из крупных сооружений, которые продолжали строить во время всех войн и революций, был, например, Казанский вокзал по проекту Щусева. Но о строительстве и об архитектуре в эти годы можно бы и вообще не говорить – шли непрерывные войны. Утонченный модерн, парадный ретроспективизм, неожиданные и ювелирные  стилизации и все другие красоты резко оборвались фактически в 1914 году.
Но - прошли годы, закончились революции, утихла гражданская война.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура.
Конструктивизм - это первый советский архитектурный стиль, который воплотил в кирпиче, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века. Подчеркнутая функциональность, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств, вот его главные характеристики. Проектировали здания для новых, свободных и счастливых людей, для нового типа человеческих отношений.

И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми -  кварталы домов на рабочих окраинах Москвы, дома-коммуны, фабрики-кухни, дворцы труда. Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и дворцов культуры.

Часть 1 - Рабочие клубы

Наиболее ярко тенденции советского конструктивизма проявились в зданиях рабочих клубов.
В данной статье я решил детально рассмотреть два сооружения, наглядно показывающих два противоположных принципа подхода к созданию клуба. Компактный многоэтажный корпус  на углу двух центральных улиц - Клуб им. Зуева, и свободно расположенный и распластанный в парке комплекс зданий – ДК им. Горбунова.

Клуб им. Зуева построен в 1927—1929 годах на Лесной улице. Арх. И.Голосов. Объемная и динамичная композиция здания сразу делает его запоминающимся сооружением. Динамичный характер эпохи отразился в принципиально новых архитектурных решениях. В основу композиции здания положен контраст между простыми кубическими объемами бетонных стен и стеклянными плоскостями огромных витражей. Угол здания решен постановкой стеклянного цилиндра главной лестничной клетки. Железобетонный каркас здания читается и на фасадах. Во всем видно торжество асимметрии.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что по первоначальному плану Москвы в этом  месте должны были пересекаться важные городские магистрали – новое Бульварное кольцо (на месте Лесной улицы) и будущий проспект (вместо Миусского переулка), идущий из центра. Но этим планам не суждено было сбыться.

42285 Дом культуры имени С. М. Зуева.jpg
Фото 1930-31 гг.

ДК-имени-Зуева.jpeg
Фото 1933 года.
Прекрасная фотография, на которой видны оба фасада здания и весь его первоначальный облик.
И стеклянный «стакан» на углу, ориентированный на перекресток  двух будущих городских магистралей


план.jpg
План клуба им. Зуева, но уже в современном состоянии.
Хорошо видна глухая стена зрительного зала, обращенная в сторону Миусского переулка,
на месте которой первоначально был витраж

Но о важности сохранения построек советского конструктивизма сегодня говорят только в узких кругах специалистов. В отличии от сооружений прошлых веков, с колоннами и капителями, с деталями вычурного модерна и прочее – эпоха советского конструктивизма в наши дни не в почете. Достаточно полистать страницы интернета, что бы увидеть суровое и несколько пренебрежительное отношение к конструктивизму - нашему самому первому этапу архитектуры Страны Советов. Большинство рабочих клубов и домов культуры уже потеряли первоначальную функцию, а в последние десятилетия перестроены и «обновлены» до полной неузнаваемости. Не исключение и клуб имени Зуева. Большой зрительный зал на 950 мест располагается на третьем-четвертом этажах. Первоначально он имел естественное освещение через широкие окна и выходы на балкон в сторону Миусского переулка. Изменился характер отделки колонн, стен и лестницы. Но этому зданию еще повезло, оно продолжает действовать как Дом культуры!

лестница.jpg
Начало винтовой лестницы – одного из главных акцентов в объемно планировочном решении здания

78412 Дом культуры имени С. М. Зуева.jpg
Монолитное перекрытие лестницы, с центральным кругом и расходящимися от него балками

35691 Дом культуры имени С. М. Зуева.jpg
Фотография 1970-80-х гг.

f1a8a514ac1.jpg

Сегодняшнее состояние здания вызывает двойственные чувства. С одной стороны дом живет и функционирует. С другой – видно, что архитектура изменена очень сильно, все витражи на фасаде в сторону Миусского переулка заменены глухими стенами и уничтожены балконы. А уж розовый цвет окраски внушает чувство недоумения. Ну – зачем так-то портить здание?
Вернитесь к началу статьи и еще раз посмотрите фотографию клуба в 1933 году….. разительный контраст, не так ли?!
Конечно, зданию нужна грамотная научная реставрация. Вот ведь какие чудеса происходят у нас – реставрировать и воссоздавать первоначальный архитектурный облик нужно не какого-то там старинного здание давно прошедших веков – а памятника архитектуры, построенного нашими современниками. Но – надо!


Дворец культуры им. Горбунова построен на территории Филей, тогда еще пригорода Москвы. Дворец культуры занимает большую территорию и в его состав входит солидный  набор подразделений. Зрительный зал, лекционный зал, читальный зал, библиотека, спортивный зал и помещения для различных кружков.
Здание является центром всего этого микрорайона, включающего авиазавод, фабрику-кухню, жилой район и парк.  Дворец культуры проектировался и строился долго, с 1929 по 1938 год. Первоначально намечавшийся как клуб авиазавода, он стал районным Дворцом культуры. Зрительный зал был запроектирован на 1500 человек, а его сценическая часть получила полноценный театральный набор с колосниками для смены декораций, что видно на чертеже разреза. То есть получился театральный и киноконцертный зал,  большой и высокий, с двумя ярусами балконов.

Генплан.jpg
1. Дворец культуры,
2. стадион,
3. центральная площадь,
4. жилые кварталы (тоже хороший конструктивизм)
5. парк (в 90-е годы здесь был стихийный рынок)
6. авиазавод (в наши дни - ГКНПЦ им. М. В. Хруничева)

ДК Горбунова.jpg
ДК им. Горбунова. 1929-38 гг. Арх. Я Корнфельд.
Входной блок и за ним фасад основного здания, с характерным для построек конструктивизма
полукруглым витражом двухсветного вестибюля. Фото 1960-х гг.


план.jpg
План второго этажа:
Справа зрительный зал, в центре клубные помещения, слева спортивный зал


разрез.jpg
Продольный разрез: Двухсветный вестибюль с балконом, зрительный зал и сцена с колосниками

24_2.jpeg
Зрительный зал ДК им. Горбунова на 1500 человек.
Вид со сцены на партер, амфитеатр и два яруса балконов

33730 ДК имени Горбунова. Интерьер холла.jpg
Двухсветный вестибюль с балконом. Фото 1939-40 гг.

ДК им. Горбунова.jpg
Фотография из музейного архива авиазавода.
Очень понравилась колоритная надпись.

Сегодня она является для нас историческим документом эпохи первых советских пятилеток

Создание рабочих клубов имело очень большое значение в 1920-1930-е. годы. И многие тысячи людей именно в клубах получили первые, действительно художественные знания. Принятый за основу набор помещений рабочего клуба, это – универсальный зрительный зал для собраний, показа кино и театральных постановок, и кружки для самодеятельности. И, конечно – библиотека.
Кружки по техническим интересам, кружки гуманитарных знаний, истории и литературы, а также студии для занятий рисунком и живописью, музыкой и хореографией.
В ДК им. Горбунова было и много подразделений для спортивных занятий - спортивный зал, лыжная база, футбольное поле, каток.
Интенсивное клубное строительство в Москве, начавшееся в 20-е годы, отразило все наиболее яркие архитектурные идеи своего времени.
8357 ДК имени С.П. Горбунова. Клубный корпус.jpg
Клубный корпус. Фото 1930-х гг.

панорама.jpg
Так выглядит Дворец Культуры в наши дни

В лихие девяностые годы на этой площади и на аллеях парка по выходным размещался стихийный рынок, где в основном шла торговля кассетами для магнитофонов. Гремела музыка, на самодеятельных подмостках выступали самодеятельные артисты. Толпы молодежи искали записи на свой вкус. Вот тогда-то с чьей-то легкой руки рынок получил название «Горбушка». В наши дни это безобразие давно закончено, аллеи приведены в порядок. И тишина.

Конечно, хотелось бы рассказать и о других рабочих клубах, возведенных в Москве в стиле конструктивизма. Их довольно много. Но на сегодня я ограничусь только двумя.

Материалы:
Памятники архитектуры Москвы. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.
По статистике – за сутки эту статью посмотрели 300 человек.... :)
Посмотрели новую для себя тему, необычную авангардную архитектуру первых лет Страны Советов. Но высказывать свое мнение не решились, может быть из скромности..... А мне-то как раз интересно было бы услышать отзывы, как положительные, так и наоборот. Ведь это НАША история - нашей архитектуры и нашей жизни. Вспомните, десятки народных артистов начинали свой творческий путь в клубах, тысячи людей смотрели в рабочих клубах кино и спектакли. На окраинах Москвы тех лет они часто были единственным очагом культуры. Так что – пишите, не таите свои чувства.... Ждем-с :)))

Да что писать-то тут. Эти здания прекрасны. Но большинству на них все равно...

.....Вы хотели сказать, что большинству на них - наплевать?
Так у нас со всеми памятниками архитектуры и просто интересными зданиями такая-же случается история.....
И с дворцами 18 века, и с усадьбами 19 века, а уж про 20 век и вообще......(
..................
Только Архнадзор воюет, но результаты ....

Тема эта и вправду очень интересная. Я вот диву даюсь, какие грандиозные здания строили для рабочих клубов! И как их портят современные переделки.
А у нас в Пскове из конструктивизма осталось одно здание - промышленное. Здание ТЭЦ. Оно хоть и в центре, но доведено до ужасающего состояния. Хотя его новый собственник обещал его восстановить и вроде даже хотят сохранить основы стиля.
Вот тут статья небольшая об этих планах http://gubernia.pskovregion.org/culture/cennosti-konstruktivizma/
Да, конечно - в промышленной архитектуре конструктивизм проявил себя очень ярко. И таких зданий много, по всей стране!
Но строили в тяжелые годы, хороших материалов было недостаточно .... да и потом относились небрежно к этим зданиям ((
И теперь надо и реставрировать и восстанавливать, как и любое историческое здание.....
Вообще-то стиль конструктивизма очень близок промышленной архитектуре :)
Конструктивизм
В клубе Зуева на Лесной улице впечатляет круглая лестница - вся в стекле. И конструкции у этой лестнице очень красивые! Надо будет подойти к этому клубу, посмотреть, как там сейчас все выглядит:)
Именно так!
Да .... можно сказать, что у этого здания эпохи конструктивизма - очень красивые монолитные конструкции :))
Для начала сравнивать Клуба Зуева и ДК Горбунова странно - это разные программы и объёмы.
Точно также можно Введенский народный дом привязать или Дом Пионеров.
Не говоря уже о том, что Илья Голосов не был членам ОСА и конструктивистским канонам следовать не присягал. В отличие от Корнфельда.
Тогда уж надо было брать Клуб Компрессор и Зуева.
Или какой клуб Корнфельда же типа Орехово-Зуевского.

Цвет красной гаммы всяко ближе к оригиналу, чем московский жёлтый, которым разе что Кремль по недосмотру не покрасили.
Директор клуба мне говорил, что они нашли, делая шурфы, подобный оттенок (налажали исполнители, он должен был быть ближе к терракоте/кирпичу).

У меня была поставлена задача не «сравнивать» отдельные Клубы конструктивизма, а скорее показать, что они были очень разные. Ведь очень часто конструктивизм упрекают в том, что «все у них одинаковое». Я согласен с Вами в том плане, что многие из зодчих, которых мы сегодня называем конструктивистами – сами себя таковыми не считали, как например К.Мельников. Кстати, третьим примером я собирался показать Клуб им. Русакова на Стромынке, но решил, что он и так слишком хорошо известен.
0_5876b_e935e493_XL.jpg
Сегодняшний цвет Клуба им. Зуева неприятный ((
Был ли он «кирпичный» изначально….... глядя на старые фотографии трудно в это поверить, скорее все-таки серый ...... :)
Из старых нет ни одной цветной. Только раскрашенная Брэнсоном де Ку, через полгода или год, как он вернулся и пленки проявил.

А серым он не был. Я директора давно знаю и вполне ему верю.
Вот попробовал немного изменить его в фотошепе -

Вариант цвета.jpg
Все равно - кирпичного оттенка добиться не смог........
.....................................................
Но даже в таком цветовом варианте смотрится (...... уж извините "смотрится") - интересно :)))

Да именно эта фотография - снята в чб и раскрашена по возвращении фотографа в США.
...
Не стоит ещё забывать, что рядом стоит краснокирпичное трамвайное депо, которое и было местом работы посетителей клуба и заказчиком строительства фактическим. Так что цвет кирпича там вполне уместен.


Логично!
Авторский цвет, конечно, очень важен.....
Но главное в другом. Сегодня вся пластика продольного фасада пропала - срезаны балконы и исчез огромный витраж. Сегодня в сторону переулка смотрит просто глухая стена ((
И это - самая большая проблема для будущей настоящей реставрации здания, надеюсь - что это время когда-нибудь да наступит....
"неприятный" - это какой-то оценочный термин органолептический.
Жёлтый был никак не лучше. Он даже классицизму не всякому идёт.
Конечно, я с Вами согласен - цвет на старой фотографии может существенно отличаться от реального......
Тем более при тех технических возможностях :)
..........................
Понимаете.... тут дело в другом.....)
Просто мы за многие годы привыкли видеть московский конструктивизм именно в сером варианте. Такими были большинство зданий - штукатурка, окрашенная в серый цвет, немного темнее или немного светлее, но все равно что-то "серое".
Цвет серой мышки ....
100 лет назад, когда готовилась к экзамену по истории советской архитектуры, читала взахлёб о конструктивистских зданиях. Особенно интересно было, как планировка жилых зданий, вместе с соцбытом, формировала образ жизни трудящихся. Это было потрясающе: архитектор формировал образ жизни (совсем он не был похож на наш): как они живут, едят, спят, отдыхают, работают... Аскетизм и коммуна вот эта самая )). А после, как стала в реставрации работать, остыла несколько к конструктивизму. Всё понимаю: пластика, форма, композиция, материал, фактуры, тексты надписей - всё стильно... И памятники своего времени. Но к древности всё ж больше тяготею.
А я учился как раз в те годы, когда архитектура 1960-х годов шла по пути освоения наследия конструктивизма. Проекты Корбюзье и других архитекторов пользовались огромным уважением. И все курсовые проекты у нас были в духе конструктивизма. Первый этаж на ножках, горизонтальное окно, плоская кровля и, конечно, огромные витражи. Придя на работу после института, мы фактически учились реальному проектированию заново, и большинство «принципов конструктивизма» пришлось скоро отбросить, как уж «слишком теоретические» знания.
Клуб Зуева я увидел впервые тоже в шестидесятых годах, и он меня поразил своими кубами и «граненым стаканом». Вот, запомнилось .... :)
Мне кажется, что эти здания в стиле конструктивизма и сейчас смотрятся современно. Вписываются в город. Вот если бы их ещё отреставрировали нормально. Это ведь история архитектуры, а нравится кому-то или нет - совсем другой вопрос!
О клубе имени Зуева
Полагаю, это была встреча Нового 1957 года. Мне шёл четвёртый год. Тогда впервые мама привезла меня на ёлку в клуб имени Зуева.

Из просторного вестибюля дети, оставив пальтишки у родителей, поднимались по винтовой лестнице на представление. А я стеснялся и не хотел оставлять маму. И тогда весёлая ряженая лисичка взяла меня за руку и повела вверх по ступенькам...

К вопросу о цвете... На протяжении десятилетий я не раз лицезрел клуб имени Зуева, и в памяти моей он предстаёт серо-зеленым, оливкового оттенка.

Спасибо автору. Рабочие клубы - это не только памятники архитектуры. Но и нас, "советских", дорогие кусочки жизни.
Спасибо!
Спасибо за такой интересный комментарий!
Да, клуб им. Зуева я тоже запомнил в серых тонах, но это по воспоминаниям конца 1960-х годов....

А вот ДК им. Горбунова мне знаком со школьных лет, ведь район Филей недалеко от Кутузовки, и нас классом водили сюда на какие-то общие районные мероприятия, типа концертов самодеятельности. И побывать в таком огромном вестибюле, и красивом зале было для нас, школьников, настоящим праздником :))
Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалис
Пользователь kirill_moiseev сослался на вашу запись в своей записи «Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции (3 часть) » в контексте: [...] им. Зуева (об этом здании вы можете подробно почитать в блоге архитектора Григория Одинцова здесь [...]
Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалис
Пользователь kirill_moiseev сослался на вашу запись в своей записи «Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции (3 часть) » в контексте: [...] им. Зуева (об этом здании вы можете подробно почитать в блоге архитектора Григория Одинцова здесь [...]