Модерн

Несколько слов об эклектике

Писать об эклектике и просто, и очень сложно. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от настоящей архитектуры.
Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним отношение.

Совсем недавно я провел небольшое исследование, посвященное стилю «ампир», который завершил развитие классицизма в России. В качестве иллюстрации приведу еще один яркий пример московского здания эпохи классицизма -

Усадьба Луниных.jpg
Усадьба Луниных на Никитском бульваре. Арх. Д.Жилярди, 1818-1823 гг.
Главный трехэтажный дом, справа – флигель, слева одноэтажный корпус.
Главный дом имеет лоджию с колоннадой коринфского ордера

И работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро.

1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм.
При более внимательном рассмотрении оказалось, что буря начиналась не в кругах архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика - на смену обедневшему дворянству пришел богатый промышленник. И даже не в том, что правящая верхушка России получила знаменитую формулу всей жизни, выраженную фразой – «православие, самодержавие, народность». Бурлить начали писатели, то есть та категория людей, которые у нас всегда были «поэт больше чем поэт». Выразители наших чувств и наших взглядов, та прослойка русского общества, которая позднее была названа интеллигенцией.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», - писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности – центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.

В 1830 - 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира - воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:

«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».


Но ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты из «поистине неоднозначных»  записок об архитектуре нашего дорого Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их странности, тот пусть сам найдет и прочитает.

Ну - а уж позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о котором так мечтал Гоголь. И пошло – поехало. Если очень долго копаться в теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех основных концепциях эклектики -
антиакадемизм,
восхищение готикой,
национальный колорит.
И возможно все, кроме подражания ордерной схеме......
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.

В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что  «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим – с 1830 по 1850 гг.

- 1 направление эклектики: «Ложная готика» 

Мафино-2.jpg
Усадьба Марфино. Арх. М.Д.Быковский, 1837-39 гг.
2588.jpg
Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге.
Арх. А.Брюллов, 1832-38 гг.

- 2 направление эклектики: «Русско-византийский» стиль

А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.

ХСС.jpg
Храм Христа Спасителя в Москве. Арх. К.Тон, 1832-1883 гг.
Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры.
Автор проекта механически соединил формы, взятые из построек небольшого размера. Килевидные кокошники, аркатурный пояс, луковичные главы – все эти формы не только заимствованы из древнерусской архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому зодчеству, наделила здание сухостью и немасштабностью.

В 1838 г.  К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России - альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята – а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!

Мичуринск.jpg
Боголюбский собор в Мичуринске (Козлове), 1848-1873 гг. По «типовому» проекту К.Тона
Ленинградский вокзал.jpg
Ленинградский (Петербургский) вокзал в Москве. Арх. К.Тон, 1849 г.
Николаев. набер..jpg
Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.

Екатерининский канал.jpg
Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Грибоедова) в Петербурге.
Арх. А.Парланд, 1887-1907 гг.

В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание. Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к обратному эффекту - храм Воскресения «на крови» остался в плену своих имперских амбиций.
С тех пор церковь Воскресения «на крови»  для меня является как бы синонимом понятия эклектика.

- 3 направление эклектики: «Кирпичный стиль»

В 1860 – 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное под именем «кирпичного стиля», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение.

Московская городская дума.jpg
Здание городской думы (музей Ленина). Арх. Д.Чичагов, 1890-1892 гг.

Русская провинция тоже получила огромную порцию эклектики. Во время одной из поездок в Калугу, мне довелось побывать в Шамордино, в тогда всеми забытом углу Калужской глубинки. И я увидел огромный, чудовищный по своим размерам, тяжелый и до предела немасштабный собор.  Что-то нелепое, где все смешано в одну кучу. Осматривал я его поздней осенью. Может быть, и дождливая осенняя погода добавила отрицательные эмоции.
Посмотрев на это сооружение - становится понятным, почему слово «эклектика» имеет у нас резко отрицательный оттенок.
Шамардино.jpg
Казанский собор в Шамордино, Калужской обл.  Арх. В.Шервуд, 1889-1902 гг.
(да, тот самый Шервуд, который запроектировал Исторический музей в Москве,
 «задавивший»  исторические сооружения Кремля)

Дом Цветкова.jpg
Особняк Цветкова на Пречистенской набережной. Арх. В.М.Васнецов, 1897 г.
Крапивеснский.jpg
Доходный дом в Крапивенском пер. Арх. Родионов, 1898 г.

Две последние фотографии показывают хорошо известные примеры зданий в «кирпичном стиле», которые скорее говорят о его потенциальных возможностях.
Но можно привести сотни примеров, которые говорят совсем о противоположном. Просто не хочется забивать страницы своего сайта фотографиями примитивных сооружений «кирпичного стиля», которым несть числа.
Вот две случайные фотографии для подтверждения.
52dea19a109b0bc1655475eaec4efd7f.jpg
Здание общественного городского собрания в Бийске, 1884-1915 гг.
Характерное для периода эклектики здание с кирпичным декором

06_big.jpg
Здание на Троицком проспекте в Петербурге

Но кроме этого в 1860-1870-х гг. появляется и демократический вариант «русского» стиля. Подобно передвижничеству в живописи, он задает свою линию в архитектуре. В 1870-е гг. меняется география распространения «русского» стиля. В Петербурге в основном официальный «русско-византийский стиль», а в Москве – его демократический вариант.

- 4 направление эклектики: «Ропетовщина»

Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник  в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего – своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.

Демократические варианты «русского стиля» это – положительный итог эклектики. Да и в разговорной речи мы чаще всего называем это течение не эклектикой, а какими-то другими, более ласковыми именами.

Жилой дом.jpg
Проект жилого дома. Листы из альбома «Мотивы русской архитектуры»
Дача.jpg
В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» -
вот это наименование как-то больше подходит!


Ферма.jpg
Еще один красивый проект – Ферма
Баня - Ропет
Баня в усадьбе Абрамцево. Арх. И.Петров (Ропет), 1873 г.

Надо, впрочем – отметить самое главное, а именно то, что все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны. Так как  эклектика – это не стиль, а смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.

Это, разумеется, беглый обзор эклектики и отдельных её направлений в XIX веке. При внимательном рассмотрении список получается значительно длиннее.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь - как и 1830 годы - встал вопрос об архитектурном стиле.
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствие стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый - стиль модерн.


Подведем итоги.
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. Я не люблю эклектику и обычно стараюсь не обращать внимание на сооружения этого времени. Но в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное. И большинство из них продолжают функционировать. Так что - нравится мне или не нравится – но сооружения периода эклектики занимают большое место в наших городах и поселках, селах и монастырях. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Впрочем, у нас мало кто обращал внимание на архитектуру доходных домов второй половины XIX века. Они просто уверенно стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. Пожалуй – только в последние три десятилетия в них увидели эстетическую ценность.

И – будем объективны в оценке эклектики. В историческом плане ее заслуги все-таки огромные. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики – и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.


Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
«Ложная готика»

Кажется, такая уничижительная этикетка существует только в русском языке: немцы называют это просто "Neugotik", а англичане - "Gothic Revival" ;)
Да, конечно, такие слова как «ложная готика» и «эклектика» в нашем языке имеют резко негативный оттенок. Так уж сложилась русская история.
Отчасти это может быть справедливым: в неоготике нет готической конструкции.
"Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики – и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры"

Мне казалось, русский модерн - часть общеевропейской волны (Art Nouveau, Secession, Jugendstil, etc.)?
Что касается самого зарождения стиля «модерн» - то это чрезвычайно сложный и многогранный процесс, определить его двумя словами невозможно. Но у нас, в России, в определенной степени модерн вырос именно из «исканий времени эклектики», в частности – поиска национальной идеи. Примеров можно привести много....
.......................
В принципе - я планирую посвятить модерну (и ретроспективизму начала ХХ века) отдельную работу.
Размышления об эклектике
Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Размышления об эклектике» в контексте: [...] , возведенные в XIX веке, то я буду считать свою миссию выполненной. Читать на моей странице ЖЖ [...]
А я Ваши материалы посмотрю, спасибо!
Да – слово эклектика в среде архитекторов и людей, близких к искусству, всегда звучало как ругательство. В огромном томе Русской архитектуры, на который я ссылаюсь, эклектике уделено две-три страницы. Чуть больше – модерну и всем стилизациям начала века, вместе взятым.

Так что, когда появилась книга Е.И.Кириченко – это было событие. Впрочем, и Кириченко значительно больше внимания уделила все-таки модерну.
Ну вот, посмотрел страницы Вашего журнала, не все, конечно - их очень много ))
Но уже увидел много интересных сведений. Я пишу в основном на российском материале, а у Вас есть хорошая (счастливая!) возможность сравнивать архитектуру в разных странах.
Включил Вас в список друзей :))
А я, наверное, чуть попозже возьмусь и за тему Модерна, попробую её разобрать по косточкам, что бы все стало на свои места и не путалось - и не путалось с архитектурой "До-модерна" и архитектурой "После-модерна"....:)))
Эклектика и модерн разве не одно и то же?
Вот это нормальный и откровенный вопрос!
Наверное еще тысячи людей не знают разницы между эклектикой и модерном, но никогда в этом не сознаются :))
Да мой друг, это не одно и то же!.....
И кажется, что моя статья про Эклектику должна стать началом большого обзора, в котором будут обозначены все последующие СТИЛИ архитектуры, которые последовательно сменялись.
Если очень коротко, то - эклектика родила модерн :)

Эклектика - это отказ от своего языка, основанный на почтении к тех художественным средствам, которые в архитектуре уже есть.
Модерн - это отказ от использования тех художественным средствам, которые в архитектуре уже есть, ради поиска собственного языка.
Ампира, при всей его выразительности, не хватало на всё разнообразие типов зданий, что и вызвало потребность в эклектике.
Были ещё изыски в некоем "стиле Людовиков"
https://pastvu.com/p/12993
https://pastvu.com/p/30643
Да, развитие и смена стилей у нас шли не по простому пути. От классики к эклектике, от эклектики к модерну .... и потом тоже были весьма интересные "подварианты".
Очень рад, что в ЖЖ есть люди, которых все это интересует и волнует :)
Получается - есть смысл изучать тему и продолжать писать о ней!?
А "ложная готика" разве только в 1830-х появилась,
а не в 1770-х ?
Вы где-то абсолютно правы. В России всевозможная «готика» началась с екатерининских времен, с Баженова. И в XVIII веке мы имеем много примеров, и в начале XIX тоже. Но это как бы эпоха романтизма. Так что про «ложную готику» можно написать длинные исторические исследования. Она появлялась и проявлялась в разные годы, и в двадцатом веке тоже.
А вот в Николаевские времена именно эклектика начинается «готикой», но уже совершенно другой.
...........................
Так что я недаром начал словами, что мол - писать об эклектике и просто, и очень сложно.
Псевдоготика та совсем от готики далека. Но постепенно и в тени официального в России классицизма постепенно эволюционировала, да.
Спасибо за Ваш обзор! Всё-таки после его прочтения наступает некоторое просветление в голове). Примеров кирпичного стиля видела много в Смоленске, а модерн определённо мне нравится, буду ждать Ваш обзор).
Неоштукатуренных домов из кирпича на Руси великое множество. Почти все и крупные и средние города наполнены ими со второй половины 19 века. И очень часто это просто "дома" без всякой архитектуры (постройки). Кирпичная эклектика встречается, и весьма живописная бывает. Хотя конечно эклектика, она и есть эклектика .....
Модерном занимаюсь, черновик проработал. Но, конечно, модерн - это качественно новая ступень в развитии архитектуры, писать о нем приятно :))
Обзор периодов Русской архитектуры
Пользователь n_naryshkina сослался на вашу запись в своей записи «Обзор периодов Русской архитектуры» в контексте: [...] быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет. Несколько слов об эклектике [...]
Обзор периодов Русской архитектуры
Пользователь sergeyurich сослался на вашу запись в своей записи «Обзор периодов Русской архитектуры» в контексте: [...] быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет. Несколько слов об эклектике [...]
Обзор периодов Русской архитектуры
Пользователь barbra_forever сослался на вашу запись в своей записи «Обзор периодов Русской архитектуры» в контексте: [...] быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет. Несколько слов об эклектике [...]