Капитель

Особняки эпохи московского ампира - первая треть XIX в.

Слово Ампир сегодня часто встречается при описании исторической застройки Москвы.
Так что же это за стиль, когда он появился?  Ответить на эти элементарные вопросы оказалось непросто.

Дом Станицкой.jpg
Фасад дома княгини А.А.Оболенской на Арбате. 1841г.
«Чертежи Комиссии для строений в Москве» ГИМ
Дом находился на Арбате рядом с церковью Николы Явленного,
в районе сегодняшнего Серебряного переулка.

Произведения архитектуры, созданные в эпоху ампира хорошо известны - дворцы, храмы и крупные общественные здания, в которых ярко виден именно парадный  «Имперский стиль».
В своей статье я анализирую только небольшую часть ампирного наследия Москвы, а именно - жилые дома и небольшие особняки, созданные в первой половине XIX века. И начинаю, конечно, со старых Арбатских переулков…..
Статья, с фотографиями и чертежами
Очень понравился Ваш рассказ об ампире...Очень познавательно !!
Теперь - будучи в Москве, и если окажусь на Остоженке или Пречистенке - обязательно посмотрю все эти дома, о которых Вы рассказали...
И - удивительно хорош ваш творческий сайт...С большим удовольствием погостила сегодня у Вас...снова полюбовалась - и на акварели, и на графику..а также почитала "метро-рассказики"...да Вы просто талант во всех видах искусства - и в живописи, и в прозе !!.. а уж про архитектуру то совсем молчу..
Спасибо Вам !!..Мне было очень интересно ..:))
Спасибо за теплые слова, Катарина!
Но на снимках ведь представлена Москва совсем других лет, тихая и спокойная...:)
На днях я проезжал на троллейбусе по Пречистенке как раз между музеем Толстого и музеем Пушкина, они почти напротив друг друга. Подумал, может быть выйти на остановке, пощелкать, благо фотоаппарат был с собой. Но посмотрел в окно – с двух сторон машины вдоль тротуаров, проезжая часть тоже вся забита – и понял, что в будний день здесь фотографировать невозможно....(
Спасибо. Послепожарный ампир был настолько строг и торжественен, что лет за 25 от него устали все: и архитекторы, и заказчики :)
Вечерний вид дома Поливанова мне тоже очень нравится.
Как и вот это фото канувшего в 90-х дома Плевако в Большом Афанасьевском:
Да, очевидно обе фотографии выполнены Николаем Рахмановым, одинаковый принцип подхода. К сожалению, в исходных данных автор снимка по усадьбе Поливанова не указан. Надо будет уточнить потом.
А фотографии настолько поэтичные, что уже близки к живописи....:)
Я ведь помню все эти переулки, в шестидесятые и семидесятые годы исходили их не раз. И тогда они казались еще длиннее, ведь карт фактически не было – идешь и не знаешь, что увидишь на следующем перекрестке.
Да, карты 60-х / 70-х давали лишь общее представление о структуре города, но для хождения по переулкам не годились совершенно. Скорее, мешали.
Карта московского транспорта была уникальным документом :)
Наверное - её специально деформировали, что бы враг не догадался!
.... Что это песня о тебе, моя Москва....
Спасибо большое! В этих переулках всё так сильно изменилось по сравнению с 60-ми и 70-ми, когда я там гуляла, что сейчас мне часто кажется, что я вижу всё это впервые. А изменилась среда, и всё воспринимается совсем по-другому - это то, о чём Вы говорите.
Здесь, мне кажется, очень уместно будет привести строки Пастернака:

"Но ты мне шепнул, вестовой, неспроста.
В посаде, куда ни один двуногий...
Я тоже какой-то... я сбился с дороги:
- Не тот это город, и полночь не та..... "

И Москва стала другой .... и нет "Арбатских старушек" в переулках Арбата .... и огромные легковые машины, размером с автобус, забивают каждый квадратный сантиметр когда-то совсем свободных проходных дворов ....
А уж об ампирных особнячках и говорить сложно!
Пречистенка, 11.
Интерьер холят-лелеют, о дом с такими рамами.
Вроде музей.
Неужто не понимают...
Да, два последних примера относятся скорее к дворцам Пречистенки, чем к скромным ампирным особнякам.....
А окна, ну да - они здесь кажется уже давно с таким огромным остеклением, на все окно!
Вот и на старой фотографии начала века такие же - https://pastvu.com/p/75907 - и тоже люди удивленно задают вопрос :))
Музей Пушкина очень выиграл, когда совковые рамы заменили имитацией старинных.
У Вас видно: фотки 2016 и 1980.
А я сегодня с утра стал искать, какой особняк поместить на заглавный лист своего сайта в качестве "картинки" - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/ - перепробовал разные варианты и больше всего мне понравился скромный особнячок на Садово-Кудринской. Пусть он без мезонина, но зато такой простой и милый :))
Ну не такие уж они и «совковые», скорее эклектические. Да, 8-стёкольные окна выглядят куда параднее, но, если задуматься, их могли делать из-за трудности или невозможности изготовления больших стёкол. А потом, в эпоху эклектики, пошло-поехало! Света больше, дерева на переплёты уходит меньше. Очень полезный материал об истории оконных заполнений здесь: http://art-con.ru/node/2682 . В частности, см. рис. 85. Как раз-таки при советской реставрации в 1960-х и 70-х в некоторых ценных зданиях вернули восьмистёкольные окна.
(Вариант комментария без ссылки. Вариант со ссылкой заблокирован.)

Ну не такие уж они и «совковые», скорее эклектические. Да, 8-стёкольные окна выглядят куда параднее, но, если задуматься, их могли делать из-за трудности или невозможности изготовления больших стёкол. А потом, в эпоху эклектики, пошло-поехало! Света больше, дерева на переплёты уходит меньше. Очень полезный материал об истории оконных заполнений у Игоря Киселёва, гуглить «АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ В РУССКОМ ЗОДЧЕСТВЕ XVIII-XIX ВЕКОВ», а там смотреть главу II. В частности, рис. 85. Как раз-таки при советской реставрации в 1960-х и 70-х в некоторых ценных зданиях вернули восьмистёкольные окна.

Edited at 2016-05-30 05:37 pm (UTC)
Ну, если совсем строго, эклектические, где-то к началу 1970-х довольно топорно переделанные:
2.jpg

1.jpg

А Киселёва с удовольствием посмотрю, спасибо за наводку.
Спасибо и Вам за фото. Да, как минимум форточку врезали. Но сейчас просто кошмар творится. Даже при так называемых «реставрациях» ставят пластик, отдалённо напоминающий то, что было. На этом фоне искусно замаскированные в деревянные рамы стеклопакеты в «достроенном» Царицынском дворце — большая удача. Настоящие деревянные переплёты, наверное, в единичных случаях ставят. Кстати, нало будет сходить посмотреть в этом доме, о котором, собственно, речь и зашла.
я - за!
Ваша предложение абсолютно верное - надо собраться и съездить на Пречистенку, благо метро Кропоткинская там рядом. И прогуляться нашей небольшой группой, которая заинтересовалась данными проблемами истории.
Вы и я, и наш друг Proofreader - вот и подбирается прекрасная компания. Все посмотреть и обсудить. Я - голосую ЗА!
Если заинтересовались, напишите, я пришлю номер своего телефона в личном сообщении ))
Незачто
Да теперь вообще сносят и строят даже отдалённо НЕ напоминающее то, что было. Но пишут,"отреставрировали".
А что пластик при желании можно вставить "тактично", Вы правы.
Это Вы про эту фотографию высказали сомнение?

75907 Пречистенка. Дом Лопухиных-Станицких.jpg
Нет - здесь все правда, и загружена фотография на сайт серьезным человеком :))
Я Вас понимаю!
Наверное, изначально дом имел «нормальные» окна со створками, форточками и всем, что положено иметь классическому окну.
Но здание переходило из рук в руки, перестраивалось, в нем жили богатые люди. И очевидно на рубеже веков, когда активно строились особняки эклектики и модерна с огромными окнами, кто-то из хозяев решил тоже поставить в своем доме окна с огромными стеклами. Что бы уж был настоящий дворец...:)
Хорошо знакомые и почти родные особнячки... Я тоже иногда о них пишу, но в своем ключе - вот тут немножко об особняках Остоженки http://eho-2013.livejournal.com/668453.html (о тургеневском подробнее в постах о писателе).
А тут об особняке Оболенских на Арбате и Николе Явленом: http://eho-2013.livejournal.com/82963.html
Спасибо за ссылки! Вообще-то я все эти Ваши статьи видел, но еще раз посмотрел с интересом...:))
Самое интересное заключается в том, что Вы и действительно пишите в "другом стиле" - более открытом и более понятном для любого читателя. Много истории, кто где жил, где какой был магазин. Теперь мне становится понятна Ваша популярность....
Наверное, так и надо подавать материалы в ЖЖ :)
Рассказывать об архитектуре значительно сложнее. Но, наверное - тоже нужно!?


Конечно, нужно! Как говорят на Востоке: пусть расцветают все цветы)))

А тема моей популярности, по-моему, несколько преувеличена)
Спасибо
Для меня Архитектура, пожалуй, не цветок – а целый ботанический сад ....))
И сегодня, когда я уже имею право не ходить на работу, я с удовольствием занимаюсь исследованием вопросов истории и архитектуры.
И каждый месяц, каждую неделю нахожу интересные темы!
Так что я и разрабатываю темы и, можно сказать, популяризирую архитектуру......

А Ваши статьи мне очень нравятся, они всегда написаны живым языком, ярко и выразительно :))

Edited at 2016-05-28 07:22 pm (UTC)
Спасибо за поддержку :))
Для меня Ваша поддержка очень важна, так как собираюсь продолжить работу по "освещению" стилей Русской архитектуры.
Очень приятно и очень интересно будет покопаться в деталях.....)
Лично мне в московском ампире всегда бросалась в глаза (помимо рустовки, часто не доверху, декоративных клинчатых перемычек и характерных лепных деталей) другая особенность: ордер портика (или портиков, как в доме Хрущёвых) часто не связан с венчающим карнизом всего здания. Получается, что вроде детали все из классицизма, а общий строй совершенно другой. Есть и исключения: Остоженка, 49 и 37. Вероятно, отмеченная мною особенность относится не к всему московскому ампиру, а к наиболее заметной его части — жилярдиевской манере. Это по-своему своебразно и красиво, но лично я вижу в этом не вершину классицизма, а начало его распада и дороги к эклектике. И поэтому когда Шамурин пишет, что Жилярди чрезвычайно лаконичен в выборе декоративных средств и в этом выражается его высшая зрелость художника, я не могу с этим согласиться. На мой взгляд, Жилярди взорвал русский классицизм изнутри. А кто действительно лаконичен _в_рамках_классицизма_ — так это Кваренги!

Edited at 2016-05-30 05:35 pm (UTC)
Да, это Вы хорошо подметили - портик не до верха, а только на высоту основного этажа.
Это видно на первом примере - доме Поливанова в Денежном переулке. Где-то встречал, что раньше там был балкончик, и выход на него из комнат мансарды. Как и в усадьбе Хрущевых, по тому же принципу....
То есть, действительно - с портиком Ампир обращался весьма вольно :))
Позвольте уточнить. Есть подозрение, что Вы не совсем поняли, что я имел в виду. Я говорил вовсе не о том, что, скажем, в доме Поливанова ордер не охватывает мезонин по высоте, т. е. что применён малый ордер вместо большого. А о том, что основной ордер как таковой в большинстве этих домов не простирается дальше портика. Сравните, например, с почти утраченным домом в Ляхове: там вместо фронтона портик венчает некая странная конструкция, однако антаблемент портика чинно продолжается над всем зданием. (Думаю, в зрелом классицизме найдутся и другие примеры домов малого ордера с мезонинами, где ордер будет протянут по всему дому). В жилярдиевских же домах портик, как правило, выше основного объёма, и карниз основого объёма никак не связан с антаблементом портика. Так и у Поливанова (карниз здания пришёлся практически на архитрав портика, а карниз портика выше), и у Протковой (здание венчает двухчастный антаблемент, весь находящийся ниже антаблемента портика), и у Лопухиных, и у Хрущёвых, и во флигеле дома Луниных, и в Высоких Горах. А теперь возьмём кордегардии Триумфальной арки: портик НИЖЕ венчающего карниза.Снова имеем несовпадение, хоть и в другую сторону. Есть, конечно, и примеры единого ордера по всему фасаду (Опекунский Совет). Но это для Жилярди и Бове, кажется, более исключение, чем норма.

Edited at 2016-05-31 06:35 am (UTC)
Какой замечательный обзор! Спасибо!
Здравствуйте, Григорий Васильевич! Готовлю сейчас материал об "ампирном" особняке усадьбы Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4. Никакой информации в сети не нашел, кроме того, что он "...был построен летом 1821 года для бригадирши Софьи Волконской...". Есть ли где-либо и какие либо сведения об этом объекте - архитектор, хотя бы краткое описание и т.п....?!

Усадьба Софьи Волконской в Чистом переулке, дом 4

1. В томах "Памятники архитектуры Москвы" это здание не числится.
2. В ВИКИ - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)#.E2.84.96.C2.A04.2C_.D1.83.D1.81.D0.B0.D0.B4.D1.8C.D0.B1.D0.B0_.D0.A1._.D0.92.D0.BE.D0.BB.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9.C2.A0.E2.80.94_.D0.90._.D0.9A._.D1.84.D0.BE.D0.BD_.D0.9C.D0.B5.D0.BA.D0.BA.D0.B0
3. На старых фото дом выглядит совсем по-другому - https://pastvu.com/p/77056 -
то, что сегодня стоит на улице - скорее всего "творческая Фантазия", то есть новостройка....
4. Но где-то и когда-то и уже не припомню при каких обстоятельствах - я что-то читал про этот дом. Так что....
Так что, сходу, что-то конкретное сказать невозможно.
Надо Вам поискать ......:))
Спасибо в любом случае! Я в pastvu тоже видел два ракурса этого сдержанного первоначального варианта...) Наверное, его вывели из категории "памятников", чтобы делать все, что захочется) Наверняка, это действительно постперестроечная "творческая фантазия" с "лужковскими" приправами... Я им заинтересовался, потому как это один из альтернативных адресов, где булгаковеды размещают Дом Мастера и Маргариты)
На старой фотографии 1980х годов виден хороший московский особняк. С пилястрами коринфского ордера, с интересными обрамлениями окон, с деревянным мезонином и т.д.
Где я читал или, может быть, присутствовал на обсуждении реставратоских дел, я уже не помню :) Но эта перестройка (новостройка) обсуждалась, это точно.
В интернете Вы вряд ли что найдете, то были "до-интернетовские" времена....
Да, спасибо, Григорий Васильевич! Я и подумал, что может быть случайно вы что-то знаете дополнительно об этом особняке. Да, искать больше не буду - я в основном по "булгаковским делам" рассматриваю объект, и хотел уж заодно и об истории его немного рассказать...
Благодарю Вас еще раз!