Капитель

Меж бескрайних полей затерялись…

Среди памятников архитектуры,
расположенных в сельской местности,
особое место занимают огромные по своим размерам храмы.
Именно размеры этих сооружений поражают в первую очередь.
После первых восторгов, глядя на их поистине столичный масштаб, каждый начинает задумываться о причинах возведения таких исполинских сооружений в провинциальной глубинке. А поскольку среди этих храмов встречаются сооружения весьма высокого архитектурного уровня, то вопросов возникает еще больше. Кто был автором каждого такого сооружения? Кто был заказчиком построек и почему храмы такие огромные по размерам? Для чего и ради чего они были построены?
Ведь каждый из них мог бы украсить собой центр большого города. Но построены они совсем в другой местности.
Не в городах и даже не в селах, а в усадьбах.

Из многих десятков подобных храмов
здесь подобрана информация о четырех, наиболее ярких  сооружениях.


1.  Троицкая церковь в селе Пятино.
Изначально церковь была при усадьбе Анненковых от которой сегодня не осталось и следа. Построила церковь мать декабриста Ивана Анненкова «в искупление грехов сына».

8888_original.jpg

4701_original.jpg

Село Пятино - бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII века. Отец Ивана Андреевича Анненкова служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. Мать Ивана Андреевича - Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками. В 1803 году, похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
Летом 1825 года, за полгода до восстания декабристов Иван Андреевич провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой.  Дом Анненковой был огромным, стол ежедневно накрывался на сорок приборов. Но постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом продан, а когда Анненкова умерла в 1842 году, её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Андреевич смог вернуться в Пятино после ссылки.
По легенде, проект храма, разработанный академиком Михаилом Коринфским для строительства на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе.
Троицкая церковь, возведена в 1823-1832 гг., то есть - в тяжелейшие годы крепостничества в России, время николаевского режима. Церковь построена матерью декабриста, что само по себе уже является историческим парадоксом, насмешкой над декабристами, нашими первыми революционерами и борцами с самодержавием. Но меня в данном случае больше интересует этический момент. Ведь перед нами не приходская церковь для жителей села, нет. Это огромное и не нужное людям здание строили сотни крепостных мастеров в качестве усадебной постройки, в качестве храма для одной барской семьи помещицы-крепостницы. И несоответствие между размерами села и бывшей усадьбы (вместе взятых), с габаритами и вместимостью храма – очевидны. Это был «элитный» объект, призванный воплощать в себе потусторонние истины, понятные только эксцентричной барыне.

2451_original.jpg

И вот уже почти сто лет церковь стоит открытая всем ветрам. Стоит в чистом поле.....
Она была ненужной изначально, и не нужна в наши дни. Отремонтировать ее, и тем более провести реставрационные работы, на сегодня является утопией.
Памятник архитектуры, огромный кубический пятиглавый храм, который никому не нужен. Так что же дальше делать? Сколько здание сможет простоять вот так, без ухода и технической поддержки. Пять лет, десять, или тридцать? Полный тупик.......
Село Пятино: от Ульяновска – 150 км, от Москвы – 600 км по прямой линии. Но по прямой у нас не ездят......

И еще несколько примеров сооружений подобного масштаба.

2. Храм в селе Шкинь, хорошо известный в узких кругах. Храм построен в конце XVIII века в эпоху классицизма. Вытянутый в форме базилики, с двумя колокольнями на углах западного фасада, украшенный портиками с колоннами тосканского ордера, и полуротондой вокруг апсиды. В общем, о достоинствах храма села Шкинь можно рассказывать долго. Более двухсот лет он стоит гордый и одинокий в центре небольшого села.

7.jpg


242_0021994b.jpg


242_0190898b.jpg

Вот в таком восторженном стиле пишут в интернете о владельце: «Гавриил Ильич Бибиков - московский меценат, построивший дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, имел свой театр. На концерты его крепостного оркестра, которым руководил крепостной дирижёр и композитор Даниил Кашин, собиралась вся Москва. В с. Шкинь, вместо обветшавшего деревянного, в 1794 г. на средства Гавриила Ильича Бибикова началось строительство ныне существующего каменного храма. Оно шло медленно, к 1800 г. были освящены приделы. Такой человек, как Гавриил Ильич, мог доверить возведение храма только опытному архитектору. Вероятно, это был один из лучших учеников М.Ф. Казакова Родион Родионович Казаков (1758-1803). Строительство велось под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини. Храм был расписан в начале и середине XIX в.»
Длина здания порядка 40 м.
По общей компоновке немного напоминает собор Александро-Невской лавры в Петербурге.
Но причина строительства здания таких огромных размеров в своей усадьбе в сотнях верст от Москвы – остается загадкой. Кто должен быть собираться на молебны в этой сельской глуши, тоже неясно. Ясно только одно – крепостной театр, крепостные артисты и дирижеры, крепостные мастера, крепостные рабочие и крестьяне – ну почему бы не соорудить в своей усадьбе и церковь как в столице.
От усадьбы Бибиковых ничего не осталось.
В течении более 40 лет церковь понемногу ремонтируется. На многочисленных фотографиях церковь предстает фрагментарно укутанная строительными лесами. Естественно, что осилить полный ремонт с реставрацией такого сооружения – дело многотрудное.
Село Шкинь: от Воскресенска 20 км, от Москвы 90 км

3. Вознесенская церковь в Елпатьево.
В 1814 году новый вотчинник села, камергер Павел Петрович Нарышкин (1768-1841 гг.), отец которого если верить генеалогическому древу Нарышкиных приходился четвероюродным братом Петру I, на свои средства начал строить каменный храм. Постройка продолжалась 15 лет - освящена церковь была в 1829 году.

0_14b1e0_bd08f51e_XL.jpg


0_14b1da_4c87b7cb_XL.jpg

306_0037888b.jpg

Великолепный образец архитектуры стиля классицизм.  Здание построено из кирпича, колонны портиков белокаменные. Четырёхстолпное однокупольное здание, фасады украшены четырёхколонными тосканскими портиками и крупными арочными нишами, в которые вписано несколько окон. Переходом храм соединён с трёхъярусной колокольней, увенчанной куполом под шпилем.

306_0037886g.jpg

Хорошо организованная усадьба находилась в настоящей глуши.
Вокруг поместья - непролазные чащи, полные волков, и ни одной приличной дороги.
В ста пятидесяти верстах от Москвы, в затерянном краю, в доме, который казался нежилым, гости неожиданно находили не только все, что требуется для комфорта, но и настоящую роскошь. Главным развлечением для гостей и хозяев была охота с борзыми. Охота начиналась прямо от ворот усадебного парка.
Церковь считалась приходской. Прихожан на конец XIX века в селе и окрестных деревнях  насчитывалось более 2000 человек. Ныне в Елпатьево проживает около десятка человек, а величественный храм, являющийся выявленным объектом культурного наследия, медленно разрушается.
Деревня Елпатьево: от Калязина 40 км, от Москвы 140 км

4. Троицкая церковь в Кунино (Баранья гора).
Каменная пятиглавая пятипрестольная церковь, построена в стиле классицизма по проекту архитектора В. П. Стасова. Расширялась в 1882.
«Полторацкие владели соседней усадьбой Велёможье, от которой почти ничего не осталось. Троицкая церковь была завершена к 1831 году, а в 1832 ее освятили. План, пространственная композиция и даже размеры церкви в Бараньей Горе очень близки к плану, композиции и размерам Спасо-Преображенского собора в Петербурге, возведенного по проекту Стасова в 1827—1829 годах. На заказчика бараньегорской церкви А.М.Полторацкого свежезаконченный собор произвел неизгладимое впечатление - копия его проекта сохранилась в семейном архиве. Сохранилась и переписка Полторацкого со Стасовым, подтверждающая непосредственное авторство великого архитектора»
То есть снова старая история. Я, Вань, такую же хочу!

0_548d7_d6223276_XL.jpg

0_548ec_8875dfb8_XL.jpg

0_548dc_4222c3d4_XL.jpg

Очень красивая и трагичная фотография. Столпы храма несут арки и объем центрального светового барабана, а вокруг вместо кирпичных сводов видны голубые небеса…..
Село Кунино: от Торжка 35 км. от Москвы 250 км
.............................................................................................................
Выводы получаются грустные и предельно простые.

Вспомним, как там писал Некрасов:
«Глянь-ка на эту равнину -
И полюби ее сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней!»


За прошедшие годы многое изменилось в этом пейзаже. История уничтожила барские усадьбы и только церкви с толстенными стенами и наполовину обрушенными сводами еще продолжают стоять в пустых лугах. А из ста деревень и сел остались на сегодня жалкие крохи. Попробуй - полюби такую картину.........(((

Так что же делать??? - какой исконно русский вопрос!
Восстанавливать усадьбы и церкви в пустом пространстве бескрайних лугов – дело невозможное и ненужное.

Ответ очевиден –
нужно возрождать русскую деревню.

Возрожденная и богатая деревня как раз сможет стать основой  для воссоздания храма, то есть единственного памятника архитектуры во всей округе.
Вот только доживут ли остатки храма до той светлой поры?

.........................................................................................................................
При подготовке статьи использованы материалы:
- Сайт «Архитектурное наследие»
- Сайт «Храмы России»
- отдельные публикации в интернете.
Все фотографии являются собственность их авторов и показаны только для иллюстрации статьи.
Вы же пишете, что все эти здания находятся в глуши даже по современным меркам. Так кто же поедет туда жить? Сколько средств потребуется этим несчастным людям только для того, чтобы поддерживать с приемлемом состоянии дорогу к своему поселению? А ведь это поддержание будет ежегодно буквально разорять местных жителей, не давая им потратиться на что-то более полезное.
Деревни умерли не просто так, фактически они финансово разорились. Причём давно.
Возрождение села - это должна быть государственная программа. Обоснованная и хорошо финансируемая!
Другого варианта я придумать не могу )
Ну Полторацкие всегда отличались тем, что копировали петербургские церкви.
например Федьтеновская стоит у них в Красном.

НУ с Анненковой то все понятно - грехи сына замаливала.))
Все же расчитывали на вечность. а не до 1917
И ведь смогла замалить, сынуля отсидел в Сибири лет 20 и вернулся жив-здоров.
Вот потом он наверное в свой храм ходил регулярно!
Спасибо за подборку!
Это и грустно, и удивительно сразу.
***

Есть в Старой Руссе церковь Мины.

Там, у заросшего пруда

Стоит она, тиха, пустынна,

Забыта всеми навсегда.

В нелепом этом запустенье

Камней, столпов, крутых апсид

Витает благовест терпенья

И всепрощения обид...

Не знаю, молятся ли храмам

Заброшенным, но только здесь

Я был овеян ветром странным,

Как бы ниспосланным с небес.

И ощутил не на мгновенье,

Что от всего остались нам

Вот этот благовест терпенья

Да, словно Русь, забытый храм, -

Которые в безмолвной стыни

Вот-вот исчезнут в никуда...

Есть в Старой Руссе церковь Мины,

Там, у заросшего пруда...

/Евгений Курдаков/
Прекрасное стихотворение, очень точно дополняет затронутую тему:
"Которые в безмолвной стыни
Вот-вот исчезнут в никуда" .....
Вот то-то и страшно, что исчезают памятники архитектуры, уходят в никуда и не остается на их месте ничего .... только пустошь.
Отличный материал! Но печальный(

Такая красота пропадает и пропадет, пока на земле вокруг не появятся люди. Надо дать людям землю, привлечь их к ней. Не может быть, чтобы в центре России земля пропадала: что в Московской, что в Ульяновской областях. Это ж не Дальний Восток с тайгою.

А пока хотя бы чертежи сохранить на память
Спасибо!
Да мне тоже так кажется, что главное сам человек и место его жизни, то есть деревня или село, поселок, населенный пункт и т.д.
Так и было на Руси изначально.
Имение или усадьба размещались рядом с деревней, и где-то рядом строилась церковь.
И начинать возрождение надо с деревни, с земли – которая сегодня пустует...(
На голом месте реставрировать церковь и невозможно и никому не нужно.
С большим интересом прочитала публикацию. Спасибо.
Последняя фотография очень впечатлила. Она именно что и красивая, и трагичная одновременно....
Прекрасных архитектурных сооружений в таком состоянии у нас великое множество, к сожалению ((
Я уж не стал злоупотреблять количеством материала, а то совсем грустно делается....

Вместо ракет отреставрировать бы эти храмы, шедевры архитектуры : вот где истинная гордость России, настоящий патриотизм

Посмотрел на Вашей страничке про церковь в Баловнево. Похоже, что из этой же серии больших храмов в глубинке?
И отреставрировали все-таки!
А сами хозяева захоронены были не в этих храмах? Может, они планировали их, как усыпальницы для своих семей, поэтому такой масштаб?
Насколько мне помнится - усыпальницы на Руси всегда были небольшими сооружениями...
Полуразрушенные храмы - такое грустное зрелище...
Зрелище грустное, конечно.....
Но есть во всем этом и неизъяснимое очарование, поэзия руин :)
"Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!...."
Совсем грустно, печально и безысходно(. Что делать - постоянный вопрос, на который и ответа в России нет. Климат ещё суровый, всё быстро без присмотра разрушается, вон - в Риме руины сколько столетий стоят...
Да, у нас не Рим, и не ухоженные европейские крепости. Помню, где-то читал, как небольшой городок весь занят поддержанием высокого «руинного уровня» соседнего замка, кажется во Франции. Туристы, приезжающие осматривать замок – это основной доход городка.
У нас все по другому.....((
В селе Кумзеро Харовского района Вологодской области есть большая церковь Флора и Лавра в русско-византийском стиле. Делаются попытки к восстановлению. Год назад был там, забирался на леса.
Жаль, что такие прекрасные храмы восстанавливать не спешат...
Ну - что Вы! О каком восстановлении может идти речь? Хотя бы поддерживали и не давали развалиться полностью. Они и в таком виде могут долго стоять, только бы не рушили, чуть приглядывали ....
Конечно - грустная картина (
(Anonymous)
Разорилось все на селе не давно, а только в лихие 90, ранее
здания имели кровлю, окна и двери, даже когда использовались как зернохранилища. Аферисты-разбойники обещали в прессе невиданный расцвет сельского хозяйства, привели к краху инищете.
(Anonymous)
Полная разруха.
(Anonymous)
Если поставить 2 одинаковых домика:один в Касселе, а другой под Москвой, то на обогрев 2 нужно в 4 раза больше тепла из-за климата.