Капитель

А что у нас в Кремле?

Недавно я посмотрел ход строительных работ в Кремле. Самое интересное в том, что открывшаяся картина мне понравилась. Почему? Потому, что расчищена территория рядом со зданием Сената.

Панорама-2.jpg

Здание сената возведено в 1776 – 1787 гг. по проекту М.Ф.Казакова. В плане здание имеет форму треугольника, который был расположен между Кремлевской стеной, зданием Арсенала и Чудовым монастырем. Здание Сената является одним из важнейших сооружений Московского Кремля. Фасады Сената решены в стиле раннего русского классицизма, это целостная, программная работа, которых и вообще-то в Москве немного.

Для гармонизации зданий Сената и Арсенала, расположенных один против другого, Казаков уровнял их по высоте. Главный въезд во двор Сената Казаков расположил против въезда во двор Арсенала. Пространство Сенатской площади обогатилось и в начале XIX в., когда Никольская башня была надстроена высоким шатром. Таким образом, в Кремле была создана еще одна площадь – Сенатская.

Фрагмент плана.jpg

Какие планы были во второй половине XVIII века в отношении комплекса монастырей - сказать сегодня сложно.
Но при внимательном рассмотрении генерального плана Кремля 1852 года (Хотевский план) становится ясно, что Здание Сената построено «впритык» к монастырям, просвет между ними всего 10 - 12 м.
И конечно, это косвенно говорит о том, что уже в те годы дальнейшая судьба монастырей и церквей на этом участке была под вопросом.
Не могло такого быть, что бы ведущий архитектор Москвы, М.Ф Казаков, вот так построил важнейшее здание Кремля.

Что-то тут не стыкуется.

Могу только предположить, что Арсенал и Сенат рассматривались как начало большой работы, и должны были завершиться строительством еще одного сооружения на месте хаотического скопления церковных зданий.

Панорама-1.jpg

Но вернемся в сегодняшний день. Наконец-то виден корпус Сената воочию. И картина впечатляет.

Один из фасадов Сената, многие годы спрятанный от обозрения – сначала церковными сооружениями, а после их ликвидации, зданием Школы ВЦИК – открылся во всей красе.
И получилась площадь, большая Ивановская площадь.


Так вот что получается! Юго-восточный фасад одного из лучших зданий Москвы, который Вы видите на моих фотографиях, был скрыт от обзора более 200 лет, со дня постройки Сената. И на днях я посмотрел и сфотографировал его, и увидел знаменитый купол, который тоже раньше был виден только с Красной площади. А теперь видно и с территории Кремля.


Панорама-3.jpg

Построенный в 1930-х гг. корпус Школы ВЦИК уже сломан и ушел в небытие.

По какому пути процесс пойдет дальше, мне не известно. Но очень хотелось, что бы творение М.Ф.Казакова, одного из лучших русских архитекторов - здание Сената, стало наконец-то украшением Московского Кремля.

Строительные вагончики уже начинают демонтировать, так что вскоре мы увидим ФАСАД Сената во всем его великолепии.
Вид на здание Сената впечатляет - великолепное здание!
Можно сказать - второе рождение произведения М.Ф.Казакова :))

Edited at 2016-04-20 02:47 pm (UTC)
Так и будет,-Сенат настоящее украшение Московского Кремля.
Как бы там ни было, но тот "14-й" корпус
мне что-то совсем не жалко.
Во-первых он был чрезмерно громоздкий, а во-вторых - тоже закрывал Сенат. Жалеть совсем не о чем.
"Рухнул старый храм и будет воздвигнут Храм Истины!.."
Если бы рухнул....нет, уже года три ломают....вот подчистили остатки....
Теперь остается выяснить, "что есть истина" :)))
А истина в том, что, судя по Вашей фотографии, вид открылся весьма обыденный, утилитарный и даже из-за "кумпола" нелепый. Возможно, Казаков таким скромным образом выказал уважение коллегам - старым мастерам, строителям монастырей, создав этот фасад как ненавязчивый фон. Не исключено, что и советские деятели оторопели, когда избавившись от ветхих церквей, увидели, что вышло и призвали к работе по спасению кремлевской территории талантливого инженера Рерберга. В итоге сейчас -зияющая пустота... Храм Истины да будет возведён!

Edited at 2016-04-22 07:04 am (UTC)
Не знаю точно.. Но который реально (истинно) воплотится на месте всех тех утраченных строений. Хочется верить, что это будет достойно!
Сенат - одно из лучших творений Казакова!!
Вознесенский собор хотелось бы восстановить. Перенести туда сохранившийся иконостас и надгробия цариц.
Эта церковь стояла впритык к Спасской башне - https://pastvu.com/p/6752 - и даже въезд в ворота был затруднен. Современный "Камаз" с новогодней елкой не проедет, уж точно....
Я про совсем другую Церковь. Она была построена по образцу Архангельского собора. В Архангельском была усыпальница царей, а в Вознесенском - цариц.

Edited at 2016-04-23 01:44 pm (UTC)
Да. Он здесь в перестроенном виде. Не понятно, сохранились ли материалы натурных исследований. Я видел реконструкцию первоначального вида. http://hitrovka.livejournal.com/102819.html

Edited at 2016-04-23 03:24 pm (UTC)
Да, на чертеже "Реконструкция А.Л.Баталова" собор смотрится хорошо!
Спасибо за ссылку :)
это какое-то недоразумение.Главный фасад Сената должен быть виден с обратной стороны, со специальной Сенатской площади. Просто туда тоже долго не пускали, и мы рады хоть как-то лицезреть фасады Сената. А про планы Баженова - Казакова насчёт перестройки Кремля всем известны, они хуже Сталинских.
У здания Сената все три фасада главные, второстепенных нет :)

Сенат-план.jpg
по портикам видно что главный, он же подъездной, он же самый длинный, он же самый главный- западный.
Я Вам скажу, что у Сената даже не три фасада - а шесть фасадов....:))
Да-да, именно так!
Поскольку срезанные углы являются тоже очень важными и ответственными фасадами. И самая первая фотография как раз показывает такой фасад, единственный, который мы многие годы могли лицезреть вблизи, как Вы верно заметили в своем первом комментарии.
Размещая свою работу на сайте "Московский Кремль" я написал более детально -
"Здание Сената является одним из важнейших сооружений Московского Кремля. Фасады Сената решены в стиле раннего русского классицизма, это целостная, программная работа, которых и вообще-то в Москве немного.
Длинные наружные фасады имеют три ризалита – центральный и два боковых. Они выделены пилястрами дорического ордера. Ризалиты подчеркнуты раскреповкой мощного карниза, охватывающего все здание. Монументальность и единство объему Сената придает рустованная нижняя часть, включающая цокольный и первый этажи и воспринимаемый как высокий пьедестал, над которым в четком ритме поднимаются вертикали пилястр и лопаток, членящих гладь стен. Все этот вместе с окнами двух верхних этажей, заглубленных в вертикальные ниши, подчеркивает ордерный строй фасадов. Углы здания срезаны и обработаны ризалитами, в решении которых виден мотив триумфальных арок, повторенный в центре всех фасадов здания. Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры."
Так что если уж искать главный фасад, хотя бы в шутку - то главный смотрит на Красную площадь :)))
О! и правда - это здорово.
Думаю, не удержатся все ж, натыкают новоделов и псевдопамятников а ля Владимир, так что надо будет хотя бы сходить, успеть посмотреть в благородной пустоте.
Получилась большая просторная Площадь :))
Раскрылся не только Сенат Казакова, но и Спасские ворота Кремля, вечно они были затиснутые ((
Обязательно постарайтесь попасть и все увидеть воочию, пока есть возможность!
Очень интересно) Будем ждать, когда площадь расчистят от строительных бытовок и благоустроят. Вид будет прекрасный)))
Вот эта фотография сделана чуть позже, и видно, что количество вагончиков уже поубавилось -

Панорама-4.jpg

Сейчас там археологи усиленно трудятся ..... :)
Это редкая возможность....
В центре России, в центре Москвы, и в самом Кремле ....:)
Да, уж!
Год назад гуляла по Кремлю, но никаких строительных работ не припомню. Нелепо выглядит)
Разборка здания Школы ВЦИК ведется уже давно, года три, а может и больше. Но все эти годы вся стройплощадка была тщательно закрыта пленкой с изображением этого здания. Так что непосвященный зритель просто принимал «театральную» декорацию за само здание. Вот я скачал для Вас картинку, которая и сегодня еще присутствует на «Яндекс-панорамах», хотя уже все это в прошлом.
фото-0.jpg
Вот этот рисунок на пленке (или другом каком-то материале) год назад Вы и приняли за реальный дом.
И ссылка для Вас с сегодняшней "Яндекс-панорамы" этого места Кремля -
https://old.maps.yandex.ru/-/CVTuUXY-# -
съемка сделано давно, и Вы можете покрутить картинку во все стороны и увидеть детали этой "театральной декорации" .....:))
А я так и не понял, что там будут делать? Чудов монастырь?
Это еще не решено.... :)
И мне так кажется, что решаться вопрос будет долго, потому, что проблем здесь целый букет. Ведь сама идея восстановления монастырей очень спорная. И это все понимают - и политики, и историки, и архитекторы.
Вчера посмотрел репортаж из Кремля. Все строительные вагончики уже убраны, площадь вся в зелени, мне такая картина понравилась. Открылся вид на Спасскую башню, открылся весь фасад Сената.
Обязательно надо все посмотреть, на фотографиях сложно уловить общий масштаб.
Но входной билет на территорию Кремля придется купить....)