17 век

Война на Соловках

Это невозможное событие произошло не так уж давно, если судить по историческим меркам.
Во второй половине  XVII века, а точнее с 1668 по 1676 год, царские войска по приказу царя Алексея Михайловича штурмовали Соловецкий монастырь.


Соловецкий монастырь основан в XV веке на одном из островов Белого моря. В середине XVI века в монастыре построены первые каменные сооружения, к концу века сооружены мощные стены с башнями. С этого времени монастырь превратился в сильную крепость, надежную опору от притязаний шведов. Соловецкий монастырь-крепость в те времена был одним из самых сильных фортификационных сооружений в России.

Зима в Соловках.jpg
Во второй половине XVII века в стенах монастыря произошли события, имевшие большое историческое значение – монахи не согласились с церковными реформами патриарха Никона.

И 22 июня 1668 года под стенами Соловецкого монастыря появился отряд стрельцов. Так началось уникальное в мировой истории событие, когда православная армия осаждала православный монастырь. Осада продолжалась восемь (восемь!) лет и вошла в историю под названием «Соловецкого стояния».
Формальной причиной «восстания» монахов послужили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Отказ от принятия церковных реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт.
Соловки-1.jpg
В 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы высадились на Соловецком острове, однако встретили решительный отпор. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска  высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог. В 1673 и 1674 годы активность стрельцов заметно возросла.

Соловки-2.jpg
Особенно активно велись атаки на монастырь в 1675 году, монастырь был окружен земляными городками, велись подкопы под башни.  В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз решено было не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой.  Дело кончилось, как часто бывает, с помощью предателя, который указал на слабое место в стене монастыря. Темной снежной ночью 1-го февраля 1676 года (22-го января старого стиля) стрельцы во главе с предателем подошли к заложенному окну. Кирпичи были разобраны, стрельцы проникли в монастырь, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно. Почти все они погибли в короткой и жестокой схватке. Некоторые из оставшихся в живых были казнены сразу, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых остались единицы.

Соловки-3.jpg
Вот так была перевернута очередная постыдная страница истории русского царизма.
И в стране укрепилась реальная оппозиция – старообрядчество. Сторонников старой церкви назвали «раскольниками».
И официозный царизм всячески притеснял их вплоть до 1905 года. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами.


Скажу только, что подготавливая материалы данной статьи, я еще раз детально ознакомился с циклом лекций «Русская История» В.О.Ключевского, особенно – с 54 главой, где рассказывается о церковном расколе.
И заметил вот такую особенность. Дореволюционный историк  детально проанализировал в своих трудах истоки и последствия так называемого «раскола». Но вот о самой восьмилетней войне в Соловках, он не упоминает. Словно стараясь не акцентировать внимание на этом событии.
Советские историки тоже мало интересовались данным событием. Значительно большее внимание они уделили крестьянской войне под руководством Степана Разина, тем более, что это случилось приблизительно в тот же исторический период.

Соловки-4.jpg
Моя статья – только попытка приподнять завесу тайны, которая окутывает эти восемь лет отечественной истории второй половины XVII века.

Соловки-панорама.jpg
Пишут, "спомощники" Разина тоже участвовали в той истории.
Да конечно, главное было - противостояние властям. А уж духовным или светским, это детали....
Каждый раз, когда я захожу в ваш блог, с интересом читаю все ваши материалы и с ужасом понимаю - как же я мало знаю нашу историю...(((
А уж когда это еще и про Соловки - то совсем стыдно становится...
Поэтому - большое спасибо вам, что делитесь своими знаниями...
А мне интересно - от Вашего города до Соловецких островов далеко?
Сколько времени занимает дорога?
Такое впечатление, что соловецкие монахи не просто перешли дорогу "Тишайшему", а бегали туда-сюда(с)... ))
А чего им бегать – они были уверены в своей правоте....
Тут дело в том, что они были монахи-воины, имели достаточный военный навык, и в их распоряжении было вооружение, пушки и значительное количество боеприпасов. Так как в случае шведской блокады защитники могли оказаться оторванными от внешнего мира, то в подвалах обители всегда хранились большие запасы продовольствия.
Вот и получилось, что взять такую крепость силой было задачей не из лёгких....
Да, суровая история. Все думаю, какой же силы должна была быть вера у соловецких монахов, что они против царской воли пошли.
История потрясающая, иначе не скажешь....
На книжных иллюстрациях тоже очень ярко все показано!
И архитектура, и события .....
Ещё одна трагическая страница нашей истории открылась для меня. Восемь лет оборонялись, стойкий народ - русские!
Русские люди - стойкий народ!
А ревнители Старой Веры, в особенности.
Мне как-то довелось попасть с экскурсией "Архнадзора" в Староверческую церковь.... Вы знаете - это другой мир :))
Они сохраняют свою самобытную культуру и в наши дни, то есть уже 350 лет!
С точки зрения современного меня, не погружённого в середину XVII века, все эти богословские разногласия выеденного яйца не стоили. Но - раз уж привели к таким печальным последствиям - значит, корни сидели глубже. Чтобы русские люди уничтожали русских людей, одного изменения канона мало.
Понимаете, мы все знаем нашу отечественную историю в лучшем случае на уровне школьника-хорошиста. И не более того....))
Кто из нас читал лекции по «Русской Истории» В.О.Ключевского? А там, оказывается, все разъясняется, четко и ясно, современным русским языком, без чинопочитания царизма.
И конечно – корни раскола значительно глубже, чем просто «двумя или тремя пальцами креститься»!
спасибо за интересный рассказ

только...

мне в нем не очень нравится слово "царизм", соловецкие монахи не против царя восстали, против трактовки веры, которую государство в лице церковной власти навязывало
Спасибо!
По самой сути истории могу только повторить – корни церковного раскола значительно глубже, чем просто трактовка веры. Религиозная составляющая в событиях тех лет – это вроде надводной части айсберга, о которую разбился Титаник....
Вот где-то так получается :))
Спасибо, не знал об этой странице истории Соловецкого монастыря.
Да, вот такая история....
В общем – Варфоломеевская ночь, которая затянулась на восемь лет.
А в конце еще было такое, что и говорить страшно ((
Очень интересно, у Соловецкого монастыря богатая история, но об этом "эпизоде" слышу впервые. Вообще, в философском плане, человек отождествляет себя с традициями. это часть его социума. Отсюда и протест, когда традиции начинают ломать извне.
Когда вспоминают о староверах и о расколе, у нас обычно винят во всех грехах патриарха Никона. Но получается, что и сам Алексей Михайлович "тишайший" тоже руку приложил в этом деле. А народ не любит, когда его "гнут в дугу".
И тогда и теперь )
Любопытное исследование! Я не знал о "Соловецком стоянии"!
Можно сказать, что оно являлось фактически символом противостояния старообрядцев реформам!