17 век

Круг в кругу

Недавно я вновь неторопливо прогуливался по залам Третьяковской галереи. Вокруг картины, картины, картины. Экскурсовод привычно подводит группу школьников к «Утру в сосновом лесу», к знаменитым медведям. И все ребята с восторгом слушают и про лес, и про мишек.
В основных залах Третьяковки все ясно и понятно. Вот зал Шишкина, в следующем зале богатыри былинные.

В третьяковке.jpg

И вот невзначай получилось небольшое исследование, как раз к всевозможным празднованиям Нового года  (а их у нас целых два, новый и старый),  Рождества, Святок-колядок и т.д…… :))

Зашел я и в залы, где представлены шедевры Древнерусской живописи. В отличие от других залов, здесь очень тихо и малолюдно. И это тоже вполне понятно, ведь тема необычная и к классической живописи имеет весьма отдаленное отношение.

В третьяковке-2.jpg

И в который раз меня остановила и приковала свое внимание огромная работа - икона круга Дионисия, выполненная в XVI веке. То есть во времена Ивана Грозного.

В третьяковке-3.jpg

Вблизи ее сфотографировать сложно, бликует стекло витрины, да и не тактично как-то делать фотографии исторических шедевров в Третьяковке. Поэтому следующее изображение найдено в интернете. Как говорится, сегодня просторы «всемирной паутины» дают возможность не только найти, но еще и рассмотреть в деталях картины мастеров прошлого. Чего в музее сделать бывает сложновато.
Итак – произведение Древнерусской живописи  икона «О тебе радуется», приписываемое мастерам-живописцам  круга Дионисия.

Наверное, интересно бы послушать, что расскажут о ней современные экскурсоводы. Но попробую за них пофантазировать:
1 - Историк расскажет об истории создания произведения, о тех временах, о живописцах древней Руси. О том, как создавались такие произведения искусства, и в каких условиях работал художник. Расскажет об огромном пути этого произведения Русского искусства от времени его создания и до поступления в родные стены Третьяковской галереи.
2 - Реставратор  поведает нам о той огромной работе по расчистке и укреплении красочного слоя, которая обычна для реставрации всех наших древних икон. Ведь к двадцатому веку почти все древние иконы представляли собой «многослойный пирог», сложившейся из-за многочисленных «поновлений». Наши предшественники и в XVII веке, и тем более в XVIII  и XIX веках без долгих размышлений просто писали поверх  исторической живописи новую икону. И таких слоев «поновлений» часто бывало и не один, и не два.
3 - Богослов будет долго и детально рассказывать обо всех действующих лицах, изображенных на этой огромной композиции, и, конечно, об их святости.
А поскольку я не могу считать себя ни одним из этих уважаемых исследователей, то расскажу очень просто и ясно о ….

О художественной композиции произведения живописи XVI века.
Я увидел это произведение много лет назад, но в той, старой Третьяковке. И вот снова смотрю - во время своего очередного посещения Третьяковской галереи.

1392746712_00533_hires.jpg
«О тебе радуется ….». Икона круга Дионисия. XVI в. - Третьяковская галерея.

Я увидел композицию, которую можно назвать «Круг в кругу, вписанные в круг». Но давайте подробнее обо всех этих «кругах»:
1 – в круге первом, естественно – сосредоточены главные действующие лица, Богоматерь с младенцем, сидящая на престоле, который в свою очередь размещен на вершине скалы. Но этот «первый круг» тоже состоит из нескольких кругов, по цветам они переходят от темно-зеленого до почти голубого ореола.
2 – второй круг образуют головы, а точнее нимбы над головами ангелов. Но ведь и каждый нимб – это тоже часть круга.
3 – в третий полукруг явно вписан контур храма небесного, с его зелеными куполами. Но это не очень четкий круг, его можно и не заметить в общей композиции.
4 – но этого всего древнерусскому художнику показалось недостаточно. И чтобы окончательно закрепить идею «круга» - он добавил еще один круг, самый большой и белый, куда попали сады райские и цветы неземные. И получилась та самая композиция, круг в кругу, которая так неожиданно и так просто толкует основные догматы.
Схема кругов.jpg

И если очень и очень схематично представить себе общую композицию картины, то она предстанет вот такой системой кругов. Конечно – передать на схеме все тонкости цветов оригинала не представляется возможным, да и не нужно - это только схема!
...................................................................................................

Как немного поутихнут морозы - надо будет еще раз посетить Третьяковку    :))
/то она предстанет вот такой системой кругов./

Круг не имеющий ни начала, ни конца,в христианстве символизирует вечность,святость, принадлежность к Горнему миру.


P/S: /Вот зал Шишкина-«Утро в сосновом лесу»./
Интересна история написания и этой картины. Шишкин написал лес,а медведей написал Савицкий.Интересно рассказывают ли об этом ребятам на экскурсии...


Edited at 2016-01-11 12:55 pm (UTC)
А для меня в юные годы картина всегда ассоциировалась с конфетами.
Вот - знакомые мишки .... :))
Не знаю, выпускаются ли такие конфеты в наше время?
/Не знаю, выпускаются ли такие конфеты в наше время?/
Выпускаются.

Ух ты, как хорошо! ..... Да, такие же, как в раньше :))
Спасибо, а я думал, что они остались в прошлом.
Интересные у вас размышления про композицию.Кстати,фотографировать в Третьяковке(да и не только)не считается не тактичным,только вспышку нужно выключать☺
Мне кажется, что раньше вообще не разрешалось фотографировать в залах!
Сейчас можно, без вспышки и штатива, разумеется. Что бы была просто любительская фотография.
А уж на всякие смартфоны тем более......
Но мне все равно фотографировать было неловко .... :))
Очень интересный взгляд на композицию. "Круг - первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности." Ох, не просты были древнерусские художники...
Да, в академиях они не обучались .... но талантливы были .... все верно :))
Интересная ситуация получается, статью мою посмотрели более 200 пользователей. А комментарии написали единицы .....
И вот я думаю, в чем дело, друзья - может быть писать разучились? ((
не обижайтесь,прочитаю вашу прекрасную статью и не менее прекрасные отзывы и стыдно что то не то "прочирикать".
два года назад была в Ферапонтовом монастыре.волшебное место,последние фрески дионисия и его сыновей.
Спасибо!
Да, вот у меня тоже такое чувство, что некоторые ЖЖизисты просто побаиваются показать свою неосведомленность в данной теме. И зря боятся - тема действительно сложная и не всегда понятная. И тем интереснее было бы обсудить детали.....:))
Ждем-с!
(Anonymous)
Очень интересно получился структурный анализ композиции - ясно, четко, грамотно - очень такое люблю@
Все русские иконописцы были ещё и глубокими мудрецами, философами. В каждой иконе столько смысла, что современному человеку без специальных знаний и не понять, наверное. А Вы рассказали просто и ясно, спасибо, - люблю читать Ваши посты.
Да, поистине Великое Русское искусство!
А это произведение меня всегда останавливало и приковывало мое внимание именно глубоким внутренним смыслом. Сама идея – вписать все действие в «круги» и проста и гениальна одновременно....
Re: Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
И это прекрасно!
Пусть с этой моей работой, посвященной нашим талантливым древнерусским живописцам, познакомятся как можно большее количество пользователей :-)
Спасибо!
Вот и я добралась до этой темы...Была однажды попытка попасть в Третьяковку ( это еще в прошлом веке... вот такая я древняя..), но к нашему сожалению - галерея в то лето была закрыта...А сын полгода изучал по книгам о Третьяковской галерее...так хотел тогда попасть туда...будучи еще совсем маленьким... но вот не повезло нам..
А вот в любимейшем Санкт-Петербурге в Эрмитаже и Русском музее мы уж душу отвели...тут мы бываем часто, благо все там учились, да и дочь там живет...А вот Третьяковка так пока нас и не дождалась..но какие наши годы..:))
Спасибо за очень хороший пост..
И Вам спасибо за добрые слова )
Я как-то тоже не очень чувствую новый век, все продолжается и какой либо яркой переходной даты не запомнилось....
А Третьяковка – да, она одна :))
Хотя Русский музей, особенно в наше первое его посещение, показался нам несколько более содержательным по составу произведений. В Эрмитаже был только один раз, и он слишком огромен и монументален. Его надо посетить не единожды, что бы смотреть по этапам, по темам, за один раз просто нельзя все охватить. Тоже давно не был в Ленинграде-Питере .... но все помню, рисовал много, много гуляли по проспектам и набережным.
Да, Эрмитаж надо смотреть и смотреть...уж мы сколько раз были - но всё все равно не прошли...сейчас уже специально ходим в выбранные заранее залы..А в Русском - там легче...вроде уже всё видели - но всё равно в каждый свой приезд тянет туда...
Ну а Третьяковку знаем только по альбомам...ах, да - теперь еще и интернет в помощь...:))
По некоторым картинам хорошо изучать детали интерьеров, которые, как правило, не дошли до нашего времени в подлиннике. Меня особенно интересуют оконные и дверные заполнения (вместе с металлическими деталями). На репродукциях разрешение потеряно и так хорошо не разглядишь.
Картины можно изучать часами..... чего только не углядишь на полотнах наших мастеров. И жизнь, и быт, и природу, и интерьеры, и характеры героев - все как на ладони. А уж про архитектуру и говорить не приходится :))