17 век

Вот такая притча

Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти его практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами эпохи модерна. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.

Вид.jpg

Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках  построена в XVII веке. Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.
Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.
И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.


Интерьер.jpg

Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу только один фрагмент.  Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве. Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности.

План 2 эт..jpg
А на плане все выглядит четко и логично. Но ведь у зрителя нет в руках плана,
и он ориентируется в интерьере только интуитивно


И среди всего этого колоссального объема художественной информации я покажу только один фрагмент. Этот сюжет обычно в научно-исследовательской литературе называется – «Притча о сучке и бревне».

Сюжет.jpg
На фреске изображен справа богатый купец
в узорчатом кафтане и даже с меховым воротником.
Он указывает сидящему слева бедняку на «сучек в его глазу».
И, разумеется - в упор не замечает
«бревна в своем глазу».
Мораль сей притчи всем известна – не осуждай ближнего!

Текст над головами героев сюжета гласит:
«Не судите да не судими будете что же видинии сучец иже во очце брата твоего, бревно же еже есть во оце твоем не чуеши».
Комментарии, как говорится – будут излишними......)
Вечная тема, и в каждой эпохе все повторяется по той же самой притче!
......................................................................
Поздравляю Вас со всеми праздниками, уважаемые друзья мои   :))

Литература:
Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. – М.: Искусство, 1970.

вечная тема
Ну надо же как)все про нас)
Re: вечная тема
И повторяется, повторяется, повторяется .....
Как оригинально и наглядно Вы представили известную притчу!..
С праздником! Единство - это Бог, ибо он есть истина, а она единственна!
Вы всегда умеете красиво сказать :)
Да - дай Бог, что бы у нас всегда было Единство!
А бедняк, не пойму, в красных сапогах что-ли?

Спасибо.
И Вас с праздниками.
Из его одежды для меня понятна только рубаха с закатанными рукавами... ну как работать спустя рукава?
И с великим событием в Нашей Истории - 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов ....!
Да, многие годы был филиал Исторического музея. Ведь такого количества фресковых росписей в Москве трудно найти.
Еще в прошлые годы устраивались концерты. Мы с женой до сих пор вспоминаем великолепный концерт старинных инструментов. Старинные скрипка, виолончель и клавесин звучали в таком интерьере бесподобно. А для слушателей были поставлены тяжелые скамьи, под старину. В общем - незабываемый получился концерт. Это где-то 80-е годы .....:))
/а покажу только один фрагмент./

Интересно кем написана эта фреска.Может быть самим Симоном Ушаковым...

Edited at 2015-11-07 04:55 pm (UTC)
Как и обычно в нашей истории, имена художников остались неизвестны.
И если на иконах для иконостаса фигурируют имена Симона Ушакова и Иосифа Владимирова, то авторство фресок остается глубокой тайной, которую мы ужу никогда не узнаем. Можно только строить предположения.
Такова наша Российская история....
С большим интересом читаю, и уже не первый раз. Хотела поинтересоваться названием храма, кажется, Вы так и не указали.
Я прекрасно понимаю, что приходят на мою страницу не просто пользователи интернета, а люди подготовленные. В основном знатоки Первопрестольной. И мне это очень приятно!
Я решил на этот раз несколько заинтриговать новых читателей и не указывать адрес и наименование храма.
...................................
Вот подожду пару дней и напишу все "координаты" - обещаю! ......:))
Григорий Васильевич! Я ведь сразу так и не узнала храм, пока Вы не вставили метку. Смущало здание на заднем плане. Хотя давным-давно мы ходили туда на цикл лекций Н.М. Молевой о Москве. Очень мне нравится, как Вы подаёте информацию, не перегружая фактами; буду учуться у Вас.
Да, на втором плане виден новый корпус ЦК КПСС, построенный где-то в 70е или 80е годы. Но он смотрится фоном. Значительно сильнее храму мешают здания, построенный на рубеже XIX - XX веков, которые стоят буквально вплотную. Сфотографировать общий вид можно только с этой точки.
С других - нужен широкоугольный объектив.
В наши дни все окружающие дома заняты тоже очень важными учреждениями, так что одно время к храму пройти было невозможно....
Вот собираюсь как нибудь сходить, посмотреть еще раз воочию :))