17 век

«Видение лествицы» - икона XVI века

Сегодня я предлагаю внимательно посмотреть одно из произведений Древнерусской живописи.
Впервые я увидел «Видение лествицы»  в конце 1970-х годов в экспозиции замечательного музея, долгие десятилетия размещавшегося в Троице-Сегиевой лавре. Не знаю, существует ли музей в наши непростые дни.
Называлась выставка - Шедевры древнерусской живописи.


lestvitsa.jpg

Попасть на нее было сложно, стояла длинная очередь. Но по билету Союза Архитекторов можно было пройти свободно. Не могу сегодня утверждать, что видел именно этот вариант «лествицы», сюжет весьма распространенный. Но я тогда внимательно рассматривал произведение и оно мне запомнилось. Может быть именно лестницей-стремянкой, которая занимает на картине центральное место, и запоминается как понятная и реальная вещь. Позднее, в научной литературе я познакомился с расшифровкой сюжетов, и это тоже оказалось интересным.
Древнерусская живопись – сложное искусство, отделенное от нас веками. И, к огромному сожалению, история не сохранила до наших дней ни одного произведения светского характера  – такова история Руси. Сохранились только произведения церковного искусства. Но для нас важна сегодня каждая деталь. И посмотрев внимательно на эту картину древнерусского художника, мы можем увидеть на ней много таких деталей, которые выходят далеко за рамки «религиозных канонов», увидеть фрагменты жизни наших прапрадедов, их мироощущение,  их взгляд на историю.
Тем более, что перед нами одна из «злободневных» икон под названием «Видение лествицы» (то есть лестницы). В чем ее злободневность, станет понятно в дальнейшем рассказе.

lestvitsa.jpg
Видение лествицы. Московская икона XVI в. Русский музей

Иоанн Лествичник – лицо вполне реальное, ученый монах, родом из Греции, живший в конце VI – первой половине  VII в. Он написал руководство к монашеской жизни, которое озаглавил «Лествица райская» (отсюда и прозвище автора «лествичник»). Название объясняется тем, что путь к обретению райского блаженства Иоанн уподобил восхождению по лестнице нравственного совершенствования. А эта символическая лестница есть не что иное, как борение с собственными пороками и страстями. Свое сочинение Иоанн заканчивает словами: «В меру разумения своего, создал я лествицу восхождения. Пусть теперь каждый смотрит сам, на какой он ступени». Вот так! Пусть сам человек заботится о том, что бы его земные дела открыли ему дорогу в рай. Действительно – твои дела, это всегда злободневная тема.
Давайте посмотрим все левую часть изображения. Слева внизу на фоне белоснежных стен трехглавого храма, мы видим Иоанна, читающего с амвона свое руководство внимательно слушающей братии. Можно предположить, что событие происходит в самом храме, по всем иконографическим канонам так обычно и бывает. А вот об изображенном храме надо бы поговорить подробнее.

Фрагмент №1- архитектура храма:
На картине художник изобразил, конечно, не палестинский, а вполне русский храм.


lestvitsa-ф1.jpg

При большом желании и при определенных знаниях, я думаю, что возможно определить, что за сооружение изображено. Одноглавый храм с двумя приделами, в центре портал главного входа с килевидной аркой, а справа пристроен тамбур входа в придел. Знакомая картина, правда? Хорошо читаются позакомарные покрытия. Круглые окна тоже несложно найти в русской архитектуре XVI столетия.

Фрагмент №2 – что происходит на лестнице:
Вот перед нами сама лестница. Ух, ты – какая высокая! На высоту всей картины. Она столь высока, что достигает небес, самых врат рая.

lestvitsa-ф2.jpg

По лестнице взбираются монахи. Но плохи их дела. Как ни пытаются они изловчиться и перешагнуть зараз две-три ступени, но ничего не получается. Один цепляется еще за нижние перекладины, другие исхитрились добраться до средних ступеней. Но много у них грехов, у этих монахов, и тяжки их грехи. Сталкиваемые ангелами, они – на радость бесам – падают в ад. Бесы нарисованы очень веселыми, хлопая крыльями и помахивая хвостиками, они заполняют все пространство картины между лестницей и входом в ад.
Надо отметить, что лестница прочерчена тщательно, по линеечке. И в рисунке ступенек чувствуется некоторое присутствие перспективы, которой вообще-то не бывает в древнерусском искусстве.

Особенно надо отметить то обстоятельство, что художник изобразил не каменную лестницу со ступенями, а именно деревянную лестницу-стремянку, хорошо всем известную, с давних времен! С которой так легко упасть.

Фрагмент №3 – что происходит у входа в рай:
На следующей детали – вход в рай. И врата рая широко распахнуты!
В светящемся проеме ворот стоит вся небесная команда – справа Иисус, за ним Иоанн Предтеча, слева Богоматерь и ангелы. Они встречают праведников, достойных рая небесного.

Но лишь один из монахов благополучно совершил восхождение. Христос протягивает руку, что бы помочь изнемогшему старцу преодолеть последнюю ступень. А над головой избранного уже вспыхнул золотом нимб. Ура! Мы радуемся за тебя, праведник.

lestvitsa-ф3.jpg

Фрагмент №4 – что происходит в аду:
А что же случится с теми, кто упал в ад? Вот тут еще более интересная история разворачивается.

lestvitsa-ф4.jpg

Справа внизу красным цветом предстает перед нами разверстая пасть ада. В черной глубине пасти поджидают свою добычу владыки подземного царства – Плутон и Прозерпина. Позвольте, а это как понимать?
Образованные люди Древней Руси были знакомы с античной мифологией, а в
XVI веке особенно любили обращаться к ее образам. Только божества античного мира они рассматривали как некую разновидность чертей.
И это весьма характерно для средневековья.
Но вот такая деталь - на картине древнеримские божества, властелины подземного мира, одеты в расшитые золотом русские царские одежды. Так что, изображая ад, и пусть подземное - но все-таки царство, художник нарядил действующих лиц в соответствующие наряды. Чинно и мирно сидят за золоченым столом Плутон и Прозерпина, как и положено царям.
Все это во вкусах того времени, когда в живописи античных или библейских героев видишь в чисто русской обстановке.
И только раззявленная красная пасть чудовища сразу показывала наши прапрадедам, что это – адская бездна........!

Вот и получается, что Древнерусская живопись никогда не была оторванной от реальной жизни. При всей своей условности, она показывала жизнь своей эпохи. Но вот найти эти детали нам уже бывает сложно. Тем интереснее поиск и в графических материалах и древнерусских текстах.
......................................................................................
Литература:
Корнилович К.В. Окно в минувшее. – Л.:Искусство, 1968.
Спасибо, уважаемый Григорий! Всё очень познавательно и полезно. А лично для меня - открытие!
Конечно - сходу разобраться в таких исторических деталях невозможно. Но я давно интересуюсь Древнерусским искусством, и определенный опыт уже накопился ))
Re: Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
Спасибо, друзья!
После Вашей публикации поток читателей резко возрос :))
Это приятно именно потому, что многие пользователи ЖЖ – и может быть впервые! - обратят внимание на Древнерусскую живопись. Это сложное и непривычное для нашего современника искусство. Оно очень специфично. Временами оно вообще не поддается расшифровке.
В более молодые годы я активно интересовался Древнерусской живописью. И мог с первого взгляда определить эпоху создания и школу живописи. Сегодня многое подзабылось, но вдвойне приятно вспомнить, еще раз уяснить для себя, и поведать другим.
То есть рассказать о древнерусской иконе, как о ЖИВОПИСИ, ведь другой живописи от тех времен до нас практически не дошло....
Это произведение Московской школы живописи. Думается, что и храм, изображенный на иконе, тоже московский. Но определить его будет сложно....)
Спасибо я так и предпологал потому что у меня есть работа старой Московской школы прописи манера письма и цвета краски совподают только Икона помоложе представленной вами.
"Окно в минувшее" - книга, которую я перечитывала несколько раз! Написано просто о сложном, после прочтения стала интересоваться древнерусской живописью. Вот теперь возьму её и перечитаю, спасибо!
И правильно!
Книга замечательная! Она примечательна еще и тем, что все аспекты даны с позиции приоритета архитектуры и искусства. В наши дни подобное издание становится маловероятным ..... к сожалению!
Мне кажется, что по лестнице поднимаются не только монахи, но все мы, люди. И актуальна икона не потому, что на ней изображены какие-то бытовые детали, а потому, что духовное восхождение - главная задача любого человека в любое время. Попробуйте ходить в храм, тогда для Вас не будет загадок в иконах.