Переулок

Прогулка на «Высокие горы»

Есть в Москве места, которые расположены в центре и на магистралях, но при этом остаются малоизвестными. Казалось бы, что само расположение должно гарантировать им популярность. Но общее невнимание нашего общества к архитектуре приводит к совершенно другому эффекту.
Но сегодня получается, что это «невнимание» является весьма ценным моментом в жизни памятника архитектуры, которое помогает этим малоизвестным местам оставаться в стороне от потоков туристов. И это прекрасно. Потому, что истинный любитель архитектуры все равно найдет, отыщет и посмотрит.

фото-2.jpg

И я долгие годы проходил мимо этой очаровательной усадьбы, хотя фасад ее главного дома виден со всех окружающих точек Садового кольца, из окон проходящих троллейбусов, и проносящихся машин. Но все-таки собрался посмотреть и пригласил своих друзей, с которыми мы уже второй год вместе изучаем нашу Москву. Итак - отчет о прогулке в усадьбу Усачевых-Хлудовых-Найденовых, более известной широкой публике как санаторий «Высокие горы». Название очень красивое, и именно эту трактовку я принял в качестве заголовка статьи.

Усадьба действительно находится на высоком берегу Яузы, на одном из самых высоких мест этого района. Произведение архитектуры, во всех солидных источниках приписываемое архитектору Доменико Жилярди, представляет собой небольшой комплекс сооружений, главное из которых - двухэтажное здание в традициях эпохи классицизма.

Генплан.jpg
На общем генплане показаны все основные здания усадьбы. Для начала хотелось бы обратить внимание на парадный двор перед главным фасадом, который был снесен в 1960е годы ради расширения Садового кольца. И фасад здания завис над устроенной тогда же подпорной стенкой. Увидеть все здание сегодня возможно только с дальних точек.

фото-1.jpg
Вблизи фасады видны с тротуара только в очень сильном ракурсе

фото-15.jpg

Пройдя через исторические ворота, слегка руинированные, но очаровательные в своей натуральной красе, и не испорченные сегодняшними «реставрациями» (более похожими на новоделы) – мы попадает во внутренний парадный двор. И сразу разительный контраст с улицей, значительно тише, вокруг спокойствие. ........  А наше внимание приковывает входное крыльцо, расположенное со двора, что бы не нарушалась гармония главного фасада.

фото-3.jpg

Внутренний двор почти квадратный в плане, и окружен с трех сторон зданиями. Каретный сарай, амбар, кладовые – все эти названия несколько условные, так как за ними скрываются выполненные в традициях классицизма весьма неординарные сооружения.
фото-4.jpg
Пока мы на фоне каретного сарая разбираемся с планировкой усадьбы, наш коллега уже фиксирует нас для истории

фото-5.jpg
А на втором плане тот самый «каретный сарай с амбаром». Дворовые сооружения в этом великолепном ансамбле
названы с предельной скромностью ….. ))


фото-6.jpg

С восточной стороны двора находится красивейшее здание, на генплане названное кладовыми. Огромные арочные окна, первоначально, скорее всего - были открытыми арками с воротами, о чем говорят сохранившиеся кованые петли по сторонам проемов. Внутренний двор почти квадратный в плане, с цветами и дорожками, и лавочками по периметру.

фото-7.jpg
С южной стороны двор ограничен оградой с воротами, ведущими в парк.

фото-28.jpg


фото-27.jpg

О самом парке - по высокому счету - нужно писать отдельную статью! Он настолько живописен, настолько изящен, наполнен огромным количеством скульптур, чугунных ваз, статуй, беседок с колоннами, что мне сегодня приходится ограничиться только отдельными фотографиями. Старые деревья, сохранившиеся от существовавшего здесь парка имения Гагариных, дорожки, тропинки и многое-многое другое.

фото-11.jpg
Одна из беседок в парке

фото-10.jpg
На старой фотографии 1910 года беседки украшены скульптурами. Сегодня от скульптур не осталось и следа,
но наши коллеги немного исправили ситуацию. ))

Конечно, последний раз реставрационные работы проводились в усадьбе в 1960-е годы. И к нашему времени многие сооружения уже обветшали, что особенно заметно при внимательном взгляде на обе беседки. Все так. Но какое же очарование скрывается в этой запущенности! Точно ты пришел в заброшенную усадьбу в середине XIX века и гуляешь по ее аллеям.
фото-20.jpg
Старые деревья, чугунные скульптуры, парковые дорожки…..

фото-21.jpg

фото-25.jpg
Грот в парке

фото-19.jpg

И оставаться бы усадьбе на все века в качестве рядовой и ….. где-то уже много раз виденной постройкой. Но есть у этой усадьбы своя уникальность. Разрабатывая проект главного дома, архитектор Доменико Жилярди ввел в проект невиданный пандус. Подобного решения в каком либо другом месте я не могу припомнить. И этот пандус вел гостей с уровня второго этажа прямо в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце пандуса лежат чугунные львы. На генеральном плане видно, что пандус плавно поворачивал на главную аллею усадьбы. И все это великолепие прекрасно сохранилось и вызывает откровенный восторг.

фото-12.jpg

фото-14.jpg
Ну, и как положено – мы сфотографировались на пандусе. Так что вот, фото на память

Но вернемся снова к архитектуре. Главный дом спроектирован в традициях, характерных для крупных дворянских имений XVIII – начала XIX вв. Но это уже не дворянская, а купеческая усадьба. Имение, перешедшее от дворян к новому классу – предпринимателей и купцов. И новая усадьба Усачевых показывает новые веяния и новые требования к архитектуре. И только старый парк, доставшийся в наследство от старых дворянских усадеб, бывших на этом месте, продолжал сохранять свои зеленые кущи.
План 2 эт..jpg
План второго этажа показывает традиционную планировку усадебного дома.
Парадная анфилада залов вдоль главного фасада и система более мелких помещений, смотрящих окнами во двор.
И пандус, по которому можно спуститься в парк, минуя лестницы.


фото-17.jpg
Удалось нам посмотреть и лестницу главного дома, но дальше вестибюля охрана нас не пустила
фото-22.jpg
Прощаясь с усадьбой, попросил друзей сфотографировать меня в компании со львами и грифонами

фото-16.jpg
Заканчивается наше знакомство с замечательным памятником русской архитектуры начала XIX века. И подходя к воротам усадьбы, мы можем увидеть еще одну незабываемую картину – как усадьба смотрится на фоне огромного жилого здания совсем другой эпохи, времени освоения классического архитектурного наследия. Неплохое сочетание, надо признаться.

фото 1970х гг..jpg
И под конец рассказа хочется показать все-таки общий вид усадьбы с Земляного вала. Это снимок 1970х годов, улица уже расширена, парадный палисад перед зданием уже в прошлом. И видно, что прошла серьезная реставрация всего комплекса. Вдоль фасада еще не посажены деревья и здание раскрыто на улицу.

Прогулка-экскурсия состоялась в субботу 08.08.2015 г.
Фотографии:
- Фотографии выполнены участниками прогулки. Фотоаппараты были, наверное, у всех. Так что фотографий получилось очень много, и выбрать из общего количества несколько для отчета - оказалось делом непростым.
- Старые фотографии привлечены с сайта - https://pastvu.com/

Литература:
1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6: Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000.
2. Ильин М.А. Москва. – М.: Искусство, 1970.
Спасибо, Григорий Васильевич, за изумительную прогулку и прекрасный комментарий к ней! И мы неплохо все потрудились - я имею в виду фотографии. Пусть завидуют белой завистью те, кто не присоединился к нам! С уважением, Елена.
Здравствуйте! В усадьбе сейчас, насколько я понимаю, клиника спортивной медицины. Стационар, амбулатория или учебное заведение?
Вот не могу точно сказать, но наверное больница. Потому, что в скверике явно происходили свидания больных с навещающими их родственниками.... так мне показалось.
Так мы бы с удовольствием, но вот охрана не дремлет....
Это у нас дамы такие активные, договорились, что хоть в вестибюль нас пустили, а дальше - нет, нельзя ))
Это называется "Клиника спортивной медицины". Кроме больных, на территории гуляют бабули и мамочки с колясками из окрестных домов. Для них это отдушина, потому что в прилегающем районе кислорода, мне кажется, нет вообще. Сходите, пока пускают - очень красиво и интересно, и подышите заодно.

Edited at 2015-08-11 05:37 pm (UTC)
Вот посмотрела, что там размещается. Тут есть фото из внутренних помещений. Очень красивые росписи! http://mnpcsm.ru/fotogalereya/
Спасибо!
Каждый из нас каждый день что-то обязательно открывает ....
что-то пишет, что-то рисует и что-то создает.....
Ни дня без строчки .....:))
Сегодня я посмотрел внимательно эту картину Боголюбова. Писать комменты на Вашей странице не буду, не хочу конкурировать с ваши юмористами :).
А вот если говорить по делу, то в конце XIX века в усадьбе очевидно строились новые «случайные» сооружения. Если посмотреть внимательно карту 1952 г. – http://www.retromap.ru/mapster.php#right=051952&zoom=17&lat=55.752142&lng=37.657664&lang=ru - то можно увидеть желтенький корпус, который позднее снесли, как абсолютно случайное сооружение. С учетом того обстоятельства, что и на любимой всеми нами «красной карте» тоже есть погрешности, можно предположить, что художник делал эскиз-заготовку будущей картины именно с крыши какого-то подобного сооружения. Может быть разгадка в этом……
Хотя может быть и второй, более распространенный вариант – художник сознательно изменил осевые линии построения пандуса, что бы показать общее раскрытие перспективных далей Земляного города Москвы. Как говорится, художественная правда неизмеримо выше, чем правда фотоаппарата ..... :)).
И очень даже может быть!
Как-то мне попалась симпатичная книжица, где детально разбирались все "ошибки" великих художников при построении перспектив, освещенности в тех местах, которые изначально находятся в тени и т.д. Про нарушения в масштабе тоже весело было написано .....
Как то в Третьяковке специально рассматривал некоторые картины именно с этой точки зрения. Есть на что посмотреть :)
Ещё в середине 19 века наши художники частенько грешили какой-то "детской" передачей перспективы.
Но даже позже такой гранд, как Иван Айвазовский, прекрасно писавший воду, учудил такое, изображая Тифлис: http://www.art-pics.ru/pics/203/%C0%E9%E2%E0%E7%EE%E2%F1%EA%E8%E9%20%C8%E2%E0%ED%20%CA%EE%ED%F1%F2%E0%ED%F2%E8%ED%EE%E2%E8%F7-%C2%E8%E4%20%ED%E0%20%D2%E8%F4%EB%E8%F1.jpg
У него там целая улица вроде спуска по эскалатору :)
Замечательно, Григорий, просто чудесно! Спасибо за рассказ. Жаль, что Вы меня не пригласили.....(( Ведь, горы - это моя страсть! А на этих "Высоких горах" я, увы, никогда не была.....((( И ещё... "..настолько живописен, настолько изящен, наполнен огромным количеством скульптур, чугунных ваз, статуй, беседок с колоннами.." Как это заманчиво! Я обязательно окунусь в это очарованье...
Конечно, фото в альбоме или на сайте, это хорошо....
Но увидеть все воочию, погулять по аллеям, посмотреть архитектуру, вкусить это несравненный шарм старинной усадьбы – совсем другое дело. Тем более, что у меня это просто дружеские встречи под эгидой общей любви участников к нашей русской архитектуре и нашему искусству, и скорее прогулка, чем экскурсия.
Следующая встреча намечается в конце августа, или в самом начале сентября. Напишите мне в личном сообщении Ваши координаты, что бы я заранее предупредил Вас о дате прогулки.

Edited at 2015-08-13 06:39 am (UTC)
Спасибо, замечательный иллюстрированный рассказ! Я там раньше часто ходил с детьми и один, много фотографировал, но в начале 2000-х, когда все сошли с ума от взрывов, меня оттуда вывели за ручки... и так испортили настроение, что до сих пор идти туда не хочется.
Да я тоже был здесь весьма давно, в 60-х годах, и накануне прогулки мне пришлось немного подготовиться к рассказу об усадьбе, освежить в памяти. И заодно сканировал несколько картинок для показа. А когда в руках есть генплан – то и проводить экскурсию значительно веселее....))
А усадьба очень колоритная, в золотую осень думаю еще разочек зайти, прогуляться.
Там сейчас очень благожелательный коллектив и вышколенная им охрана. Они любят когда к ним приходят с экскурсиями и погулять.
ну если только не лезть внутрь дома.
А заведующая и главврач мне кажется про Хлудовых знают больше чем я.
По крайней мере в их библиотеки все книги архивов семьи Бархиных, а вот у меня не все.
Зачем же Вы меня спрашивали про эту усадьбу, если с вами гулял самый лучший усадебовед М.Ю. Коробко?!

Кстати деревьев усадьбы Гагариных там не осталось, если только "дуб в корсете", все остальные это уже усачевские, потому что все исследователи пишут, что парк разбивался в 1830-е годы заново. И если вы посмотрите на планы усадьбы времен Григорьева там хорошо видно, что деревья сейчас растут по другому.
Очень рад, Ирина, что Вы заглянули на мою страничку!
Усадьба очень интересная, хотя это уже последние штрихи уходящего в историю ампира. Но общий колорит таков, что по усадьбе можно гулять с огромным удовольствием. Мы и погуляли с удовольствием, но не долго, чуть более двух часов. Посмотрели все здания, парк, прошли в глубину к маленьким деревянным домикам, очень колоритным. И кошек тоже видели и яблоки ели в саду. Так что мой отчет охватывает только малую часть впечатлений. Но я знаю, что в ЖЖ перегружать отчет нельзя.
О парке и о деревьях, конечно - это отдельная тема....
И, уж извините, насчет «усадьбоведа» Вы ошиблись – в нашей группе были только наши старые друзья....:))
Спасибо!
Миша Коробко, который вас фотографирует на первой фотографии действительно самый известный спец по усадьбам. Я же его хорошо знаю, поэтому и удивилась.
"Все бородатые на одно лицо" ...... :))
Вот меня Вы, уж ни с кем не спутаете!
Нет, на фото Василий, он археолог, вот здесь Вы можете нас хорошо рассмотреть - на гульбище храма Вознесения в Коломенском - http://archistorik.livejournal.com/9867.html - беседуем .....))
Внимательно посмотрела (через лупу) - да просто очень похож на Мишу со спины ваш Василий:)И манера держать фотик и стоять так, просто один в один:) и лицом в полоборота:)
в фас уже совсем не похожи)))
Надеюсь, как нибудь проведем и совместную встречу, и все по-настоящему познакомимся! Ведь интересы у нас очень похожие, да и любовь к исторической Москве тоже нас объединяет :))
Да здравствует дружба!