Капитель

Архангелы и демоны в Архангельском

1.  Предыстория Архангельского
2.  Дворец и партерный парк
3.  Последние владельцы Архангельского и церковь-усыпальница.
4.  В наши дни

Предыстория: церковь Михаила Архангела
Подмосковная усадьба Архангельское начиналась с маленькой церковки на высоком берегу Москва-реки. Во второй половине XVII века усадьба принадлежала Одоевским, потом Голицыным и в 1810 году её купил Юсупов. Церковь Михаила Архангела, очевидно, и является той отправной точкой, которая дала название всей будущей усадьбе – Архангельское.

IMG_9662-И.jpg
Церковь Михаила Архангела, XVII в.
IMG_8902-S.jpg
Вид церковки с западной стороны

IMG_8894-S.jpg
Тенистая аллея, ведущая к воротам церкви

Церковь Михаила Архангела построена в 60-х годах XVII века, и после реставрации представляет собой отличный пример древнерусской архитектуры.  В1820-х годах сооружена монументальная арка и проложена аллея, которая ведет к церкви. Тогда же вокруг церкви была построена весьма живописная ограда с башенками по углам, придающая всей композиции образ небольшого монастыря. В огромном ансамбле зданий и садово-парковых сооружений эти небольшие постройки можно найти, только зная их расположение.
IMG_9658-S.jpg

Дворец и партерный парк
Но основные красоты в Архангельском начали строить значительно позднее, где-то в 1780-х гг. и закончено создание архитектурного комплекса в 1830-х годах. 

IMG_9564-И.jpg
Вид главного здания сквозь арку с воротами – въезд в парадный двор
IMG_9559-И.jpg
Парадный двор усадьбы Архангельское
Дворец усадьбы Архангельское двумя мощными колоннадами охватывает парадный двор, объединяя его со стоящими впереди него флигелями. Окруженный колоннами, этот большой двор похож на огромный зал под открытым небом. Дворец выстроен в классическом стиле второй половины XVIII века. Поставленный на центральной оси усадьбы, он связан в единую композицию с регулярным парком. От южного фасада дворца к партеру спускаются две террасы, они ограждены мраморными балюстрадами и украшены большим количеством ваз, статуй и бюстов, изображающих античных героев, полководцев и философов. Огромное значение имеет подпорная стенка нижней террасы, протянувшаяся на 150 метров. Скульптурная лестница нижней террасы подводит к огромному партеру, обрамленному деревьями.

В последующие годы XIX в. ансамбль пополнился еще рядом сооружений. В бурном ХХ веке наполнение Архангельского было продолжено. Накануне первой мировой войны была построена церковь-усыпальница в парке. В 1937 году на месте оранжерей возведены два четырехэтажных здания санатория. Зная эти даты, становится понятно, что в ансамбле Архангельского отразились вкусы разных эпох. Но большинство посетителей не знакомо с этой длинной историей, и воспринимает Архангельское как единый ансамбль. Все здания с колоннами, много скульптур, много зелени и в конце прогулки можно спуститься на берег Москва-реки и пройти вдоль низкого берега её старицы.

Внутренняя планировка дворца – это отдельный разговор, отдельная тема. Даже само количество залов, а их шестнадцать, говорит о масштабе дворца. А по своему убранству и по своим украшениям дворец в Архангельском всегда был скорее музеем, чем помещичьим домом.
План дворца.jpg

IMG_8839-и.jpg
Интерьер овального зала, расположенного в центральной части дворца
с выходом на террасу партера

IMG_9558-И.jpg
И вот просто классическая фотография – вид с окружающей двор колоннады на главный вход во дворец.
IMG_8831-И.jpg
Южный фасад дворца ориентирован на террасы и партер. В центре дома полукруглый выступ с колоннами,
за которым расположен тот самый овальный зал

Положив в основу проект французского архитектора Ш. де Герна, безвестные русские мастера возвели в Архангельском прекрасный дворец с парадным двором, окруженным белокаменной колоннадой. Дворец вместе с окружающим его парком составляет единый и на редкость гармоничный ансамбль. Особое впечатление парк с его террасами и множеством скульптур производит в яркие солнечные дни.
IMG_8878-И.jpg

Один из самых эффектных видов Архангельского – подпорная стенка, система лестниц и целая симфония скульптур. В этом месте всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на фоне скульптур.
IMG_9574-И.jpg
Одна из многочисленных скульптур -
"И целомудренно и смело .....  цветет божественное тело неувядающей красой!"
IMG_9580-И.jpg
Общий вид дворца и террасы со стороны партерного парка

На этом я заканчиваю рассказ о самом главном и самом красивом в Архангельском – то есть о его дворце и парке. Дворцу посвящены десятки и сотни книг и альбомов, и в сегодняшнем простом репортаже мне не хочется составлять им конкуренцию.

Последние владельцы Архангельского и церковь-усыпальница
Не очень часто, но довольно регулярно бывая в Архангельском, я всегда с некоторым недоумением смотрел на непонятную церковь с колоннадой, по общей композиции напоминающей Казанский собор в Питере. Когда я копнул историю, то был несказанно удивлен, что построено оно в начале ХХ века. Но здесь мне придется хотя бы в общих чертах рассказать детали.

Клан Юсуповых всегда отличался богатством. В 1900 г. стоимость их имений, дач и домов составляла более 20 млн руб., у них были дома в Петербурге и Москве, кроме того были фабрики, сахарный завод и рудник.  Юсуповым принадлежало 23 имения, в том числе Архангельское. Богатство было огромное, а вот счастья в семье не было.
IMG_8884-И.jpg
Церковь - усыпальница в Архангельском
Юсуповы.jpg
В Архангельском среди крестьян. На заднем плане Феликс Юсупов.   Семья Юсуповых на лестнице парка.
Две фотографии из «мемуаров» Ф. Юсупова

У последних владельцев Юсуповых было два взрослых сына, Николай и Феликс. Распущенная и разгульная золотая молодежь. И со старшим из братьев история получилась весьма некрасивая, капризное желание Николая жениться на случайной девушке был отвергнуто родителями, девушка стала женой офицера. Но домогательства привыкшего к вседозволенности молодого человека теперь уже к жене гвардейского офицера, привели к дуэли. И Николай, старший сын четы Юсуповых - наследник всех этих несметных богатств, был  убит на дуэли в 1908 году.
Младший сын, Феликс, в 1914 году женился на княжне из рода Романовых, а в самом конце 1916 г. прославился на всю страну убийством Распутина. После Октябрьской революции Феликс уехал с семьёй в Крым, откуда на борту английского линкора перебрался в Лондон. На средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей, Юсуповы купили дом в Булонском лесу. Князь Феликс написал интересные мемуары, и до самой смерти в 1967 г. проживал в Париже.

Сразу после смерти Николая, родители увековечили память о своем блудном сыне постройкой в Архангельском храма - усыпальницы. Проект в духе неоклассицизма выполнил в 1909 г. архитектор Р.И.Клейн. Постройка была закончена в 1913 году, затем выполнены росписи. Мне кажется, что выполненное с таким размахом сооружение было задумано Юсуповыми и как фамильная усыпальница. В наши дни это странное сооружение получило как бы вторую жизнь, но уже под именем «Колоннада».
IMG_9640-S.jpg
Вид на центральную часть здания с колоннады
IMG_9651-S-2.jpg
Интерьер верхнего зала церкви-усыпальницы
Сегодняшний читатель удивится, узнав о существовании понятия «дуэль» в ХХ веке, накануне первой мировой войны. Да, правящая верхушка Российского общества продолжала, очевидно, жить понятиями века минувшего. И очень скоро она поплатится за свое безделье, свой гонор, свое аристократическое презрение к окружающим. И утихомириться под сводами фамильной усыпальницы Юсуповым уже не довелось.

Конец истории.
Из мемуаров Феликса Юсупова: «Идучи однажды с прогулки, поднимался я по лестнице ко дворцу и на последней террасе остановился и огляделся. Бескрайний парк со статуями и грабовыми аллеями. Дворец с бесценными сокровищами. И когда-нибудь они будут моими. А ведь это только малая толика всего уготованного мне судьбой богатства. Я – один из самых богатых людей России!  Эта мысль опьяняла …..
Но что, если война или революция разорит меня?»

В 1906 году начала работу первая Государственная Дума. И одним из первых был поставлен вопрос о национализации всех крупных землевладений и бесплатной раздаче земли крестьянам. Вот если бы к голосу народа тогда прислушались, то за несколько лет Россия покрылась бы миллионами крестьянских хозяйств. А крестьянин-собственник на своей земле и революция – понятия не совместимые….. Но Николаевский режим на такой поступок не мог решиться. И вскоре пришли «комиссары в пыльных шлемах» - и национализация все-таки состоялась.

В наши дни
После Великой Октябрьской революции усадьба стала народным достоянием. Сегодня музеи Архангельского поражают воображение своими превосходными коллекциями произведений искусства. В 1937 году на месте старых оранжерей были возведены корпуса санатория. Оба корпуса построены на основе классических традиций, и весьма тактично дополняют общий ансамбль главного партера.

IMG_9577-И.jpg
Партер усадьбы Архангельское. Вид в сторону корпусов санатория
IMG_9596-И.jpg
Решенные в классической ордерной архитектуре, корпуса санатория настолько «вписались» в общую картину усадьбы и парка, что сегодняшний посетитель вряд ли и отличит одно от другого

IMG_9597-И.jpg
Общая панорама со стороны центральной площадки между санаторными корпусами


И пройдя весь огромный путь от церквушки до дворца, потом до усыпальницы, и уж затем до санаторных корпусов – я не удержался, и спустился вниз к Москва-реке. Тишина и покой окружили меня, и я долго отдыхал на лавочке на самом берегу.
IMG_9613-И.jpg
На берегу Москва-реки в Архангельском

IMG_9598-И.jpg

И вот о чем я подумал. Как хорошо, что в наши дни всеми богатствами Архангельского владеют не наследники Юсуповых, этих лощеных демонов ……..
А мы с вами!
В наши дни каждый посетитель усадьбы может гулять по парку, сколь душе его угодно, заходить в музеи, фотографировать, отдыхать на лавочках, закусывать дымящимся шашлыком на веранде ресторана, и даже сидеть с удочкой  на берегу Москва-реки. А рыба здесь ловится, я сам видел .............. :)


Литература и фотографии:
Все фотографии выполнены автором в октябре 2014 и в июле 2015 гг.
Исторические фото – из мемуаров Ф. Юсупова

1.  Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.
2.  Князь Феликс Юсупов. Мемуары. 1953 г.
3.  Интересный сайт по данной теме -  http://www.liveinternet.ru/users/4211284/post213649175/
Меня тоже коробит идеализация и поэтизация "России, которую мы потеряли", но Вы уж как-то слишком сурово прошлись по Юсуповым. Как-никак, именно дворянская культура взрастила всю эту красоту -- при всех справедливых оговорках о жестокостях крепостничества. И созданием именно этого ансамбля мы обязаны Н. А. Голицыну и Н. Б. Юсупову ("учёной прихоти твоей повиновались..."), отдавая должное труду и мастерству архитекторов и строителей.

А вообще -- да, Архангельское восхищает. Среди сохранившихся подмосковных -- наверное, самая значительная, самая изысканная и, как можно догадаться по аватару, моя самая любимая :-). Радует, что в самые последние годы снова постепенно открываются залы дворца, так долго закрытые на реставрацию. Правда, меня терзает вопрос, насколько обоснованна нынешняя мелкая расстекловка окон. Всё же для эпохи классицизма она не слишком характерна...
С удовольствием бы говорил только об архитектуре.... Но в случае с усыпальницей просто было необходимо немного рассказать об истории. Иначе неясно - что это и зачем здесь появилось, да еще и в 20 веке.
Да, Архангельское уникальное место!
Спасибо :))
С большим удовольствием прогулялась ещё раз по самой любимой усадьбе Подмосковья. У нас тоже сохранились фотографии усадьбы 70-80-х годов. Придёт черёд - выложу. А почему народу совсем нет, раньше посетителей было много?
Я помню, как ездил сюда с родителями в конце 50-х годов. Тогда в воскресный день людей было очень много, в музей стояли очереди. Если не изменяет память - в музей пускали только группами, с экскурсоводом.
Теперь народу поменьше, конечно, но есть, есть! И семьями с детьми гуляют, и компаниями, и группы с экскурсоводом встречались..... Просто я стараюсь, что бы в кадр попадало минимум людей, только для масштаба. Ведь у меня главная цель - это запечатлеть архитектуру, а в этом деле случайные фигуры на фото иногда только мешают.....:))
Да, народу предостаточно. Особенно в хорошую погоду. Все-таки Архангельскому повезло, рядом Москва. Знаменское-Раек мне сразу вспомнилось, из-за колоннады. Только-только началась реставрация, много чего уже утрачено безвозвратно. И неизвестно, когда и чем она закончится...
А к "колоннаде" усыпальницы в наши дни приезжают в дни свадьбы. И с большим удовольствием фотографируются среди колонн. Вообще-то невесты в белых платьях очень красиво выглядят в таком антураже )) И даже на одном моем снимке вдали среди колонн видна одна такая фигурка.....
Спасибо, замечательный рассказ, замечательное путешествие...
А к Юсуповым, если честно, не могу заставить себя относиться с симпатией, после того, как где-то прочёл текст слёзного письма (вроде доноса), где они выпрашивали у малолетнего царя палаты опального Волкова, потом почему-то громко именуемые "родовыми палатами Юсуповых"... В общем все эти самые известные в России аристократические семейства, суть- самые зубастые, самые жестокие, самые беспринципные...по какому-то недоразумению иногда называемые "благородными".
Спасибо за поддержку, коллега!
С погодой мне повезло и в осеннюю поездку, и в июльскую тоже - яркое солнце, все сверкает .....:))
Re: Архангелы и демоны в Архангельском
Увидел Ваш комментарий и вспомнил, что надо добавить план дворца.
Как-то я про него и забыл, а план очень важен для понимания общей композиции всего здания.
Спасибо за обстоятельный рассказ. И снимки хороши.
Григорий, как смело Вы навешиваете ярлыки на уважаемых людей, не будучи с ними лично знакомым......!
Спасибо, Дафна, хорошо Вы умеете сказать ...:)
Да, уж – лично познакомиться с такими богачами не только простому крестьянину, но и учителю или инженеру было в те года весьма затруднительно. И к воротам усадьбы не подпусти ли бы ((
В своих мемуарах, написанных в эмиграции, младший Юсупов все весьма откровенно пишет. Да и о своем моральном (а точнее аморальном) поведении тоже рассказывает. Недаром разрешение на женитьбу ему пришлось долго вымаливать. Так что еще неизвестно, стал бы мой прапрадедушка с такими особами знакомиться!
Конечно, стал бы! Такими знакомствами гордились:)). И пользовались, как могли. Это после, когда прошло время и "шлемы запылись", своих благодетелей из прежней жизни стали предавать, а то и упоительно мешать с грязью. То, что человек откровенен в своих мемуарах, уже, делает ему честь. А то, ведь, иной такого "нагонит"... И разумное, в отличии от многих, отношение Феликса Юсупова к Распутину, которого лично я считаю основным виновником всех навалившихся на Россию бед, очень возвышает его в моих глазах.
Да, конечно - виновников того, что случилось с нашей Россией в 1917 году, очень много. Всех не перечислишь.
Что касается откровенности в мемуарах – то это верно подмечено :) Но он же писал через много лет после всех событий, и вполне возможно, что подбрасывал «жареные» факты для читателей. Он как бы оправдывался перед Историей.
Впрочем – набрел на эти мемуары и читал их я весьма давно, и, подготавливая данную статью, я их не перечитывал. Пишу по памяти.
Очень интересно представить себе – а как бы развивались события, если бы Октябрь не состоялся? Хотя это уже политика, а я на сайте политикой не занимаюсь – только архитектура, только искусство .... да-да, то самое, которое должно спасти этот мир :)))
Но, мало-мальски, спасает наши души, в основном та архитектура и то искусство. Взращенное и финансированное тем дворянством. Поэтому, по-моему, ничего личного, "акромя" благодарности.......).
Да, бесспорно! Но было в истории еще искусство эпохи рабовладельческого общества, Греция, Рим и т.д. .....
Так не станем же мы сегодня воспевать рабство и рабовладельцев, ведь так?
Да мы, вроде, и крепостничество не воспеваем! Куда ,уж, до рабовладельчества..)) Но я заметила, что меценатство в России - вещь не благодарная.
Ещё раз с большим удовольствием просмотрела Ваш пост! На Ваших фото Архангельское точно такое - родное и прекрасное, каким я его и помню, спасибо!
Спасибо, Григорий, за ссылку эту.
С удовольствием прогулялась..Не была здесь..
Что то неуловимо похоже на Дворец в Павловске, где бываю теперь каждый год...
Да, конечно! Одно время, общий основной стиль архитектуры, просторы и много-много природы.
А я в Павловске был всего два раза, и - давно :)